ГТДЭ-117 газотурбинный двигатель-энергоузел

ГТДЭ-117 предназначен для запуска, холодной прокрутки, консервации и расконсервации газотурбинных двига­телей. Он обеспечивает привод агрега­тов самолета при неработающих двига­телях. По сравнению с эксплуатирую­щимися в настоящее время двигателя­ми-энергоузлами ГТДЭ-117 имеет более низкий удельный вес, высокие техниче­ские характеристики по надежности и ресурсу.

Применяется на двигателях РД-33 и АЛ-31Ф для истребителей МиГ-29 и Су-27 соответственно. Производится в ОАО "Красный Ок­тябрь".

№стартерный режим = 98 л.с. Nрежим энергоузла = 70 л.с. Пвыводного вала в стартерном режиме =

4540 об./мин.

Пвыводного вала в режиме энергоузла =

ГТДЭ-117 [1]

2500 об./мин. Ьдв. = 708 мм Ьдв. = 310 мм Ьдв. = 339 мм Мдв. = 40 кг

 

 


ВК-3500

авиационный турбовальный двигатель

 

 


В 90-х гг. под руководством Генераль­ного конструктора А.А.Саркисова разработан экспериментальный газо­турбинный двигатель 5-го поколения ВК-3500 (ТВа-3000), который пред­назначается для новейших вертоле­тов среднего класса (типа Ми-38). На двигателе применен перспективный двухступенчатый одновальный цент­робежный компрессор, обеспечив­ший относительно малую длину дви­гателя, простую и надежную двухо- порную систему роторов, высокую технологичность и сокращение дета­лей на 1000 единиц по сравнению с двигателями предыдущих поколений. ВК-3500 выполнен в модульной конструкции, оснащен цифровой САУ, отличается низкими уровня­ми шума и эмиссии загрязняющих веществ. Газогенератор двигателя прошел стендовые испытания, где подтвердил заявленные характе­ристики.

Первый образец двигателя произве­ден при участии ММПП "Салют" и ОАО "НПП "Эга".

ВК-3500 [1]

Газогенератор и свободная турбина ВК-3500 разработаны как базовые узлы двигателей для вертолетов (с возможностью вывода вала отбора мощности вперед или назад), самоле­тов и энергоустановок. Ne чр-1 = 4000 л.с. Ne чр-2 = 3500 л.с. N взл. = 3000 л.с. Се взл. = 0,199 кг/л.с.ч Ьдв. = 1495 мм Ьдв. = 685 мм Ьдв. = 895 мм Мдв. = 380 кг

Ми-38 [45]

С 1968 г. на "Заводе имени В.Я.Кли­мова" ведутся работы по танковым газотурбинным двигателям. Первым результатом этой работы стало принятие на вооружение Со­ветской Армии танка Т-80, оснащен­ного первым в мире серийным танко­вым ГТД ГТД-1000Т, разработанного под руководством Генерального кон­структора С.П.Изотова и Главного конструктора П.Д.Гавры. Конструктивные особенности двига­теля: газогенератор с турбокомпрес­сором низкого и высокого давления; рабочие колеса компрессоров - цент­робежные, закрытого типа, литые зацело с покрывными дисками; каме­ра сгорания - кольцевая, многофор­суночная, с поворотом газового пото­ка на 180°; осевая одноступенчатая турбина компрессора высокого дав­ления с охлаждаемым сопловым ап­паратом; осевая одноступенчатая турбина компрессора низкого давле­ния; осевая одноступенчатая сило­вая турбина с регулируемым сопло­вым аппаратом; выхлопной патрубок с поворотом потока газа соосно с продольной осью двигателя; тепло­изоляция наиболее горячих корпусов двигателя и выхлопного патрубка; организованы места установки и крепления на двигателе масляного бака, электрогенератора, воздухо­очистителя со встроенными воздуш­но-масляными радиаторами и венти­ляторами системы охлаждения. Ве­личины удельной габаритной мощ­ности, удельного расхода топлива и веса созданной конструкции для вы­бранной схемы двигателя превосхо­дят известные мировые образцы. Создание танкового ГТД стало трамплином для многих нововведе­ний в двигателестроении. Впервые для очистки двигателя от пылевых отложений применены специальные пневмоударники, которые позволяют двигателю пропускать за свой ресурс около полутонны пыли без обслужи­вания воздухоочистителя. Для тор­можения танка сконструирован регу­лируемый сопловой аппарат. Для обеспечения работы различных сис­тем танка при выключенном основ­ном двигателе использована вспомо­гательная силовая установка, суще­ственно уменьшающая суммарный расход топлива на один час работы систем танка.

N = 1000 л.с.

Суд. = 0,240 кг/л.с.ч

Ом < 0,2 л/ч

Ов = 4 кг/с

Кк = 9,5

Тг макс. = 1240 К Ьдв. = 1494 мм Ьдв. = 1042 мм Ьдв. = 888 мм Мдв. = 1050 кг

В дальнейшем двигатель был форси­рован до 1100 л.с. и получил индекс ГТД-1000ТФ. Этот двигатель уста­навливался на танки Т-80Б, Т-80БВ и Т-80У раннего выпуска. N = 1100 л.с. Суд. = 0,235 кг/л.с.ч Ом < 0,2 л/ч Ов = 4,2 кг/с Кк = 10,2 Тг мах = 1260 К Ьдв. = 1494 мм Ьдв. = 1042 мм Ьдв. = 888 мм Мдв. = 1050 кг

ГТД-1250 [52]
Т-80УК [52]
"Черный орел" [96]
ЗАВОД ИМЕНИ В.Я.КЛИМОВА"
ГТД-1250 танковый газотурбинный двигатель

В 1990 г. на вооружение был принят модернизированный танк Т-80У с двигателем ГТД-1250 мощностью 1250 л.с., который обеспечил танку максимальную скорость до 80 км/ч и удельную мощность 27,2 л.с./т. По маневренным, тягодинамическим и скоростным качествам Т-80У являет­ся мировым лидером, за что получил название "летающий танк". По срав­нению с дизельным двигателем ГТД-1250 обеспечивает танку более высокую оперативную готовность, легкость пуска при низких темпера­турах (до -40°С), лучшую проходи­мость на грунтах со слабой несущей способностью, снижение затрат мощ­ности на систему охлаждения, луч­
шие маскировочные качества, более низкий уровень шума, меньшую ток­сичность выхлопных газов, значи­тельное снижение расхода масла, увеличение допустимого коэффици­ента пропуска пыли воздухоочисти­телем и т.д.

ЗАВОД ИМЕНИ В.Я.КЛИМОВА"

ГТД-1250 также установлен на опыт­ные модификации танка нового по­коления "Черный орел" и ремонто- эвакуационной машины БРЭМ-80У. Разработан двигатель ГТД-1250Г с гидрообъемной передачей, которая позволяет увеличить среднюю ско­рость танка на 10...15%, запас хода на 8...10%, а также маневренные ка­чества танка. Двигатель прошел весь комплекс испытаний и рекомендован к серийному производству. N = 1250 л.с. Суд. = 0,225 кг/л.с.ч Gм < 0,2 л/ч Gb = 4,6 кг/с Лк = 10,5

Тг макс. = 1270 К Ьдв. = 1494 мм Ьдв. = 1042 мм Ьдв. = 888 мм Мдв. = 1050 кг

На базе ГТД-1250 согласно программе "Дебют" создан двигатель "Изделие 29Д" для специальной командно-штабной бронемашины с полностью герметичной кабиной и созданной на ее базе бронема­шины "Ладога", которая, принимая учас­тие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, вплотную подъез­жала к 4-му энергоблоку. Кроме этого, были созданы экспери­ментальные двигатели с осевым и осецентробежными компрессорами, теплообменниками, а также двигате­ли для тягачей ракет Минского заво­да колесных тягачей. Разработана модификация двигателя ГТД-1250 с кратковременным режи­мом в 1400 л.с.

В настоящее время заканчиваются работы по двигателю ГТД-1500 (с воз­можностью установки гидрообъемной передачи) мощностью 1500 л.с. ГТД-1500 создается с применением новейших материалов и технологий. N = 1500 л.с. Суд. = 0,215 кг/л.с.ч Gм < 0,2 л/ч Gb = 5,5 кг/с гек = 12

Тг макс. = 1340 К Ьдв. = 1484 мм Ьдв. = 1391 мм Ьдв. = 937 мм Мдв. = 1300 кг

Танковые ГТД, кроме транспортных средств, могут быть применены в ка­честве газотурбинного привода для электрогенераторов, насосов, ком­прессоров, вентиляторов, а также для сушки струей выхлопных газов стро­ящихся сооружений и крупных поме­щений, очистки от снега и льда с ав­томобильных и железных дорог и т.п.

 

 

гп

Исследовательский центр имени М.В.Келдыша"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: