ГТДЭ-117 предназначен для запуска, холодной прокрутки, консервации и расконсервации газотурбинных двигателей. Он обеспечивает привод агрегатов самолета при неработающих двигателях. По сравнению с эксплуатирующимися в настоящее время двигателями-энергоузлами ГТДЭ-117 имеет более низкий удельный вес, высокие технические характеристики по надежности и ресурсу.
Применяется на двигателях РД-33 и АЛ-31Ф для истребителей МиГ-29 и Су-27 соответственно. Производится в ОАО "Красный Октябрь".
№стартерный режим = 98 л.с. Nрежим энергоузла = 70 л.с. Пвыводного вала в стартерном режиме =
4540 об./мин.
Пвыводного вала в режиме энергоузла =
ГТДЭ-117 [1] |
2500 об./мин. Ьдв. = 708 мм Ьдв. = 310 мм Ьдв. = 339 мм Мдв. = 40 кг
ВК-3500
авиационный турбовальный двигатель
В 90-х гг. под руководством Генерального конструктора А.А.Саркисова разработан экспериментальный газотурбинный двигатель 5-го поколения ВК-3500 (ТВа-3000), который предназначается для новейших вертолетов среднего класса (типа Ми-38). На двигателе применен перспективный двухступенчатый одновальный центробежный компрессор, обеспечивший относительно малую длину двигателя, простую и надежную двухо- порную систему роторов, высокую технологичность и сокращение деталей на 1000 единиц по сравнению с двигателями предыдущих поколений. ВК-3500 выполнен в модульной конструкции, оснащен цифровой САУ, отличается низкими уровнями шума и эмиссии загрязняющих веществ. Газогенератор двигателя прошел стендовые испытания, где подтвердил заявленные характеристики.
Первый образец двигателя произведен при участии ММПП "Салют" и ОАО "НПП "Эга".
ВК-3500 [1] |
Газогенератор и свободная турбина ВК-3500 разработаны как базовые узлы двигателей для вертолетов (с возможностью вывода вала отбора мощности вперед или назад), самолетов и энергоустановок. Ne чр-1 = 4000 л.с. Ne чр-2 = 3500 л.с. N взл. = 3000 л.с. Се взл. = 0,199 кг/л.с.ч Ьдв. = 1495 мм Ьдв. = 685 мм Ьдв. = 895 мм Мдв. = 380 кг
Ми-38 [45] |
С 1968 г. на "Заводе имени В.Я.Климова" ведутся работы по танковым газотурбинным двигателям. Первым результатом этой работы стало принятие на вооружение Советской Армии танка Т-80, оснащенного первым в мире серийным танковым ГТД ГТД-1000Т, разработанного под руководством Генерального конструктора С.П.Изотова и Главного конструктора П.Д.Гавры. Конструктивные особенности двигателя: газогенератор с турбокомпрессором низкого и высокого давления; рабочие колеса компрессоров - центробежные, закрытого типа, литые зацело с покрывными дисками; камера сгорания - кольцевая, многофорсуночная, с поворотом газового потока на 180°; осевая одноступенчатая турбина компрессора высокого давления с охлаждаемым сопловым аппаратом; осевая одноступенчатая турбина компрессора низкого давления; осевая одноступенчатая силовая турбина с регулируемым сопловым аппаратом; выхлопной патрубок с поворотом потока газа соосно с продольной осью двигателя; теплоизоляция наиболее горячих корпусов двигателя и выхлопного патрубка; организованы места установки и крепления на двигателе масляного бака, электрогенератора, воздухоочистителя со встроенными воздушно-масляными радиаторами и вентиляторами системы охлаждения. Величины удельной габаритной мощности, удельного расхода топлива и веса созданной конструкции для выбранной схемы двигателя превосходят известные мировые образцы. Создание танкового ГТД стало трамплином для многих нововведений в двигателестроении. Впервые для очистки двигателя от пылевых отложений применены специальные пневмоударники, которые позволяют двигателю пропускать за свой ресурс около полутонны пыли без обслуживания воздухоочистителя. Для торможения танка сконструирован регулируемый сопловой аппарат. Для обеспечения работы различных систем танка при выключенном основном двигателе использована вспомогательная силовая установка, существенно уменьшающая суммарный расход топлива на один час работы систем танка.
N = 1000 л.с.
Суд. = 0,240 кг/л.с.ч
Ом < 0,2 л/ч
Ов = 4 кг/с
Кк = 9,5
Тг макс. = 1240 К Ьдв. = 1494 мм Ьдв. = 1042 мм Ьдв. = 888 мм Мдв. = 1050 кг
В дальнейшем двигатель был форсирован до 1100 л.с. и получил индекс ГТД-1000ТФ. Этот двигатель устанавливался на танки Т-80Б, Т-80БВ и Т-80У раннего выпуска. N = 1100 л.с. Суд. = 0,235 кг/л.с.ч Ом < 0,2 л/ч Ов = 4,2 кг/с Кк = 10,2 Тг мах = 1260 К Ьдв. = 1494 мм Ьдв. = 1042 мм Ьдв. = 888 мм Мдв. = 1050 кг
ГТД-1250 [52] |
Т-80УК [52] |
"Черный орел" [96] |
ЗАВОД ИМЕНИ В.Я.КЛИМОВА" |
ГТД-1250 танковый газотурбинный двигатель |
В 1990 г. на вооружение был принят модернизированный танк Т-80У с двигателем ГТД-1250 мощностью 1250 л.с., который обеспечил танку максимальную скорость до 80 км/ч и удельную мощность 27,2 л.с./т. По маневренным, тягодинамическим и скоростным качествам Т-80У является мировым лидером, за что получил название "летающий танк". По сравнению с дизельным двигателем ГТД-1250 обеспечивает танку более высокую оперативную готовность, легкость пуска при низких температурах (до -40°С), лучшую проходимость на грунтах со слабой несущей способностью, снижение затрат мощности на систему охлаждения, луч
шие маскировочные качества, более низкий уровень шума, меньшую токсичность выхлопных газов, значительное снижение расхода масла, увеличение допустимого коэффициента пропуска пыли воздухоочистителем и т.д.
ЗАВОД ИМЕНИ В.Я.КЛИМОВА" |
ГТД-1250 также установлен на опытные модификации танка нового поколения "Черный орел" и ремонто- эвакуационной машины БРЭМ-80У. Разработан двигатель ГТД-1250Г с гидрообъемной передачей, которая позволяет увеличить среднюю скорость танка на 10...15%, запас хода на 8...10%, а также маневренные качества танка. Двигатель прошел весь комплекс испытаний и рекомендован к серийному производству. N = 1250 л.с. Суд. = 0,225 кг/л.с.ч Gм < 0,2 л/ч Gb = 4,6 кг/с Лк = 10,5
Тг макс. = 1270 К Ьдв. = 1494 мм Ьдв. = 1042 мм Ьдв. = 888 мм Мдв. = 1050 кг
На базе ГТД-1250 согласно программе "Дебют" создан двигатель "Изделие 29Д" для специальной командно-штабной бронемашины с полностью герметичной кабиной и созданной на ее базе бронемашины "Ладога", которая, принимая участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, вплотную подъезжала к 4-му энергоблоку. Кроме этого, были созданы экспериментальные двигатели с осевым и осецентробежными компрессорами, теплообменниками, а также двигатели для тягачей ракет Минского завода колесных тягачей. Разработана модификация двигателя ГТД-1250 с кратковременным режимом в 1400 л.с.
В настоящее время заканчиваются работы по двигателю ГТД-1500 (с возможностью установки гидрообъемной передачи) мощностью 1500 л.с. ГТД-1500 создается с применением новейших материалов и технологий. N = 1500 л.с. Суд. = 0,215 кг/л.с.ч Gм < 0,2 л/ч Gb = 5,5 кг/с гек = 12
Тг макс. = 1340 К Ьдв. = 1484 мм Ьдв. = 1391 мм Ьдв. = 937 мм Мдв. = 1300 кг
Танковые ГТД, кроме транспортных средств, могут быть применены в качестве газотурбинного привода для электрогенераторов, насосов, компрессоров, вентиляторов, а также для сушки струей выхлопных газов строящихся сооружений и крупных помещений, очистки от снега и льда с автомобильных и железных дорог и т.п.
гп
Исследовательский центр имени М.В.Келдыша"