ГКБ "Южное" разработало значительное количество крупногабаритных ракетных двигателей на твердом топливе (РДТТ), используемых в качестве маршевых двигателей твердотопливных баллистических ракет наземного (стационарного и подвижного - грунтового и железнодорожного) и морского способов базирования. В процессе разработки указанной гаммы двигателей было создано более 20 разнообразных модельных и опытных РДТТ для отработки основных решений по маршевым двигателям и подтверждения правильности принятых конструктивно-схемных и технологических решений. КБ "Южное" впервые в мировой практике твердотопливного двигателестроения для межконтинентальных баллистических ракет начало разрабатывать твердотопливные маршевые двигательные установки (комплект из РДТТ и вспомогательных элементов и устройств как двигателя, так и ракеты), т. е. разрабатывать собственно ступени ракет. Создано пять типов маршевых двигателей (ДУ) для первых и вторых ступеней твердотопливных МБР. Основные особенности двигателей
|
|
(ДУ):
• корпуса - от металлических разъемных до моноблочных типа "кокон" из композиционных материалов;
• заряды твердого топлива - от вкладных до прочно скрепленных с корпусом из смесевых твердых топлив, ка- нально-щелевые и с каналами звездообразного сечения;
• сопловые блоки - от четырехсопло- вых до односопловых с поворотными и стационарными соплами, частично утопленными в камеру сгорания двигателя со складывающимися раструбами сопел двигателей верхних ступеней;
• управление вектором тяги двигателей по направлению - с помощью че- тырехсопловых блоков по каналам тангажа, рыскания и крена, с помощью поворотных управляющих сопел - по каналам тангажа и рыскания или с использованием системы вдува газа, отбираемого из камеры сгорания (по всем трем каналам). Диапазон основных параметров двигателей (ДУ):
Габаритный диаметр 1600...2400 мм Рабочий запас топлива 17х103... 50х103 кг
Тяга двигателя в пустоте 700...3050 кН Время работы 50...85 с Максимальное управляющее усилие по каналам тангажа и рыскания (в % от осевой тяги) 5...12