Крупногабаритные маршевые РДТТ


 


ГКБ "Южное" разработало значитель­ное количество крупногабаритных ра­кетных двигателей на твердом топли­ве (РДТТ), используемых в качестве маршевых двигателей твердотоплив­ных баллистических ракет наземного (стационарного и подвижного - грун­тового и железнодорожного) и морско­го способов базирования. В процессе разработки указанной гаммы двигате­лей было создано более 20 разнооб­разных модельных и опытных РДТТ для отработки основных решений по маршевым двигателям и подтвержде­ния правильности принятых конст­руктивно-схемных и технологических решений. КБ "Южное" впервые в ми­ровой практике твердотопливного двигателестроения для межконтинен­тальных баллистических ракет начало разрабатывать твердотопливные мар­шевые двигательные установки (ком­плект из РДТТ и вспомогательных эле­ментов и устройств как двигателя, так и ракеты), т. е. разрабатывать собст­венно ступени ракет. Создано пять типов маршевых двига­телей (ДУ) для первых и вторых ступе­ней твердотопливных МБР. Основные особенности двигателей

(ДУ):

• корпуса - от металлических разъем­ных до моноблочных типа "кокон" из композиционных материалов;

• заряды твердого топлива - от вклад­ных до прочно скрепленных с корпу­сом из смесевых твердых топлив, ка- нально-щелевые и с каналами звездо­образного сечения;

• сопловые блоки - от четырехсопло- вых до односопловых с поворотными и стационарными соплами, частично утопленными в камеру сгорания дви­гателя со складывающимися растру­бами сопел двигателей верхних ступе­ней;

• управление вектором тяги двигате­лей по направлению - с помощью че- тырехсопловых блоков по каналам тангажа, рыскания и крена, с помо­щью поворотных управляющих сопел - по каналам тангажа и рыскания или с использованием системы вдува газа, отбираемого из камеры сгора­ния (по всем трем каналам). Диапазон основных параметров дви­гателей (ДУ):

Габаритный диаметр 1600...2400 мм Рабочий запас топлива 17х103... 50х103 кг

Тяга двигателя в пустоте 700...3050 кН Время работы 50...85 с Максимальное управляющее усилие по каналам тангажа и рыскания (в % от осевой тяги) 5...12


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: