«Если вы хотите мыслить творчески, вы должны научиться предоставлять своим мыслям полную свободу и не пытаться направить их по определенному руслу. Это называется свободным ассоциированием. Человек говорит все, что приходит ему в голову, каким бы абсурдным это ни казалось. Свободное ассоциирование первоначально использовалось в психотерапии, сейчас оно применяется также для группового решения задач, и это получило название «мозгового штурма».
Мозговой штурм широко используется для решения разного рода промышленных, административных и других задач. Процедура проста. Собирается группа людей для того, чтобы «свободно ассоциировать» на заданную тему: как ускорить сортировку корреспонденции, как достать деньги для строительства нового центра или как продать больше чернослива. Каждый участник предлагает все то, что приходит ему на ум и иногда не кажется относящимся к проблеме. Критика запрещена. Цель – получить как можно больше новых идей, так как чем больше идей будет предложено, тем больше шансов для появления по-настоящему хорошей идеи. Идеи тщательно записываются и по окончании мозгового штурма критически оцениваются, причем, как правило, другой группой людей.
|
|
Творческое мышление в группе основывается на следующих психологических принципах (Осборн, 1957).
✓ Групповая ситуация стимулирует процессы выработки новых идей, что является примером своего рода социальной помощи. Было обнаружено, что человек средних способностей может придумать почти вдвое больше решений, когда он работает в группе, чем когда он работает один. В группе он находится под воздействием многих различных решений, мысль одного человека может стимулировать другого и т. д. Вместе с тем эксперименты показывают, что наилучшие результаты дает оптимальное чередование периодов индивидуального и группового мышления.
✓ Кроме того, групповая ситуация вызывает соревнование между членами группы. До тех пор, пока это соревнование не вызовет критических и враждебных установок, оно способствует интенсификации творческого процесса, так как каждый участник старается превзойти другого в выдвижении новых предложений.
✓ По мере увеличения количества идей повышается их качество. Последние 50 идей являются, как правило, более полезными, чем первые 50. Очевидно, это связано с тем, что задание все больше увлекает участников группы.
✓ Мозговой штурм будет эффективнее, если участники группы в течение нескольких дней будут оставаться вместе. Качество идей, предложенных ими на следующем собрании, будет выше, чем на первом. По-видимому, для появления некоторых идей требуется определенный период их созревания.
|
|
✓ Психологически правильно, что оценка предложенных идей выполняется другими людьми, так как обычно недостатки собственного творчества замечаются с большим трудом.
Память
Память – это процесс запечатления, сохранения, воспроизведения следов прошлого опыта (это целый ряд процессов, совокупность которых позволяет человеку выстроить мост между своим прошлым и своим настоящим).
Виды памяти:
• Образная (зрительная, слуховая и т.д.)
• Словесно-логическая
• Эмоциональная
• Двигательная
А.Р. Лурия: Явления памяти в равной степени относятся к эмоциональной сфере, сфере восприятия, закреплению двигательных процессов и интеллектуального опыта.
Л.С. Выготский: Память – означает использование и участие предыдущего опыта в настоящем поведении.
Запоминание:
- произвольное (ставится цель запомнить)
- непроизвольное (бессознательно)
Классификация:
• По времени хранения:
- мгновенная (иконическая)
- кратковременная – оперативная память, где хранится информация, с которой работают прямо сейчас. Например, вы читаете предложение и вам нужно помнить его начало, пока вы дочитываете его до конца, тогда вы можете связать идею, заключенную в начале предложения, с той, речь о которой идет в его конце (лучше, если информация крутится по кругам кратковременной памяти)
- долговременная
• По типу запоминаемой информации:
- эпизодическая – память на отдельные события (что вы ели вчера?)
- память на общую информацию (чтобы иметь возможность вступить в разговор необходимо припоминать отдельные слова и их значения, связывать слова в предложения) – это своего рода библиотека, где хранится словарь и собрание всей повседневной информации (Какого цветы облака? Сколько месяцев в году)
• По осознанности воспроизводимой информации:
- эксплицитная – декларативная (пытаясь ответить на вопрос о том, что мы ели вчера на обед, мы целиком и полностью осознаем, что занимаемся припоминанием)
- имплицитная – не декларативная, не сопровождается осознанием (мы воспринимаем те сообщения, которые уже слышали ранее, как заслуживающие больше доверия, даже если и не помним, что уже слышали их прежде) – это сохранение информации в памяти без ее сознательного возобновления (умений, склонностей, расположений)
Извлечение информации из памяти:
- узнавание
- воспроизведение (нужно проговаривать)
- реминесценция – улучшение отсроченного воспроизведения по сравнению с непосредственным, первоначальным.
Тренировка и воспитание памяти:
Две группы методов:
1. Мнемотехника – совокупность приемов и способов для улучшения запоминания – используется для заучивания терминов путем создания искусственных ассоциаций
.2. Методы, связанные с интеллектуальной работой (опорные конспекты)
Метод PRTR:
- ознакомление (preview),
- чтение (read),
- осмысление (think),
- повторение (repeat)
Закономерности запоминания (Г. Эбингауз):
- Сильнее всего (иногда навсегда) запоминаются относительно элементарные, но сильно действующие внешние воздействия, которые человек переживает впервые.
- Сложная информация, не вызывающая сильных эмоций, долго в памяти не задерживается.
- Чем выше концентрация внимания на данных, тем быстрее произойдет их запоминание.
- Точность воспроизводимой информации плохо поддается субъективной оценке («врет, как очевидец»).необходимо несколько настороженно относиться к надежности даже своих воспоминаний, быть готовым к тому, что в них обнаружиться пробелы и ошибки.
- При запоминании ряда данных или впечатлений лучше всего воспроизводится их начало и конец.
- Повторение – единственная относительная гарантия надежности запоминания.
- Логически связанные или взаимообусловленные данные легче запомнить, так как складывается ассоциативная связь впечатлений. Поэтому при воспроизведении одни и те же элементы как бы «тянут» за собой другие.
|
|
- При фиксированном количестве повторений, распределенные по времени повторения оказываются более эффективными, чем одновременные (закон Йоста).
- При заучивании расположенных в ряд элементов, хуже всего запоминаются элементы, несколько смещенные от центра к концу ряда (краевой или «позиционный эффект»).
- Независимо от характера материала, если в заучиваемом ряду разнородные элементы перемежаются с большим количеством однородных, то эти разнородные элементы сохраняться в памяти лучше, чем однородные («эффект фон Ресторф»).
Нарушения памяти:
• Амнезия (ретроградная, антероградная) – нарушение памяти на события. Для переноса следов события в долговременную память требуется от 15 мин до 1 часа. Это время называется периодом консолидации. Если в этот период произойдет, например, сотрясение мозга, то события, предшествовавшие травме, могут не запомнится.
• Агнозии – нарушения восприятия – информация поступает, т.к. рецепторы не повреждены, но не распознается. Так при зрительной агнозии больной видит лицо или предмет, но не может узнать.
• Апраксия – нарушения программирования движений (проблемы с одеванием, больной пытался зажечь свечку, чиркая ею по коробке)
• Афазии – расстройства речи – нарушение способности пользоваться языком или «вспоминать» его. В зависимости от того, какие именно области мозга поражены, у больного может быть нарушено либо произнесение слов (лобные доли), либо письмо (теменные доли), либо понимание речи – устной (височные доли), письменной (затылочные доли). Важно отметить, что в большинстве случаев нарушения возникают при поражении левого полушария головного мозга.