Обобщенное отражение есть результат переработки не только опыта отдельного человека и его современников, но и предшествующих поколений. Мышление – это опосредованное уже достигнутыми знаниями, опосредованное словом отражение действительности.
К опосредованному познанию человек прибегает тогда, когда:
- непосредственное познание невозможно, т.к. нет, например, анализаторов для улавливания рентгеновских лучей;
- непосредственное познание принципиально возможно, но невозможно в данных условиях;
- непосредственное познание возможно, но не рационально.
Мышление дает возможности понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и общественно – исторической жизни, а также закономерности психики людей.
Источником и критерием мыслительной деятельности, а так же областью для применения ее результатов является практика.
В своем становлении мышление проходит 2 стадии:
1. Допонятийное мышление – присуще ребенку до 5 лет и характеризуется нечувственностью к противоречиям, синкретизмом (связывать все со всем) трансдукцией (переходом от частного к частному минуя общее), отсутствием представления о сохранении количества (Рубинштейн)
|
|
2. Понятийное мышление развивается постепенно от простого складывания предметов, через установление сходства и различия между ними, до собственно понятийного, которое формируется к 16-17 годам.
Мышление высший психический познавательный процесс.
Понятие – основное содержание мышления, форма его существования, отражающая существенные свойства и связи и отношения предметов и явлений, которая выражается словом или группой слов. Например, в понятии «человек» входят: членораздельная речь, трудовая деятельность, производство орудий труда.
Виды мышления:
• По генезу и используемым средствам:
- наглядно – действенное (решает проблемные ситуации при реальном преобразовании ситуации);
- наглядно – образное;
- словесно – логическое.
• По типу проблем:
- теоретическое – познание законов и правил.
- практическое – разработка средств практического преобразования действительности, создание плана действия.
• По степени рефлексии:
- интуитивное (быстро, без плана, минимально осознанно);
- аналитическое (развернуто во времени, имеет четкие этапы, представлено в сознании человека – когда недостает родового опыта, программ действия)
• По функциям:
- творческое (порождение новых идей);
- критическое (обоснование, преобразование идей)
Формы мышления:
• Суждение – на совокупности понятий, отражает связи и между предметами и явлениями действительности и их свойствами и признаками. (Земля вращается вокруг солнца).
|
|
Суждения образуется 2 способами:
- непосредственно, когда в них выражено то, что воспринимается;
- опосредованно, путем умозаключений и рассуждений.
• Умозаключение – форма мышления, при котором на основе нескольких суждений делается вывод (все планеты Солнечной системы движутся вокруг Солнца. Земля – планета, следовательно движется вокруг Солнца).
К умозаключению можно прийти 3 способами:
- индукцией – отражающей направленность мысли от частного к общему;
- дедукцией – отражающей направленность мысли от общего к частному;
- аналогией – логический вывод, отражающий движение мысли от частного к частному.
Мыслительные операции:
• анализ – мысленное расчленение целостной структуры объекта на элементы;
• синтез – воссоединение элементов в целостную структуру;
• сравнение – установление сходства - различия;
• обобщение – выделение общих признаков на основе объединения сущностных связей и свойств;
• абстрагирование – выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которое в действительности не существует;
• конкретизация – отвлечение от общих признаков и подчеркивание частного, единичного;
• систематизация или классификация – мысленное распределение предметов по группам и подгруппам.
По Рубенштейну все эти операции являются различными сторонами основной операции мышления – опосредования (т.е. раскрытия существенных связей и отношений)
Эмпирическое мышление – происходит обращение к реальным фактам наблюдения, экспериментированию с реальными объектами;
Теоретическое мышление – решение проблем за счет оперирования понятиями.