Мышление – это обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях

Обобщенное отражение есть результат переработки не только опыта отдельного человека и его современников, но и предшествующих поколений. Мышление – это опосредованное уже достигнутыми знаниями, опосредованное словом отражение действительности.

К опосредованному познанию человек прибегает тогда, когда:

- непосредственное познание невозможно, т.к. нет, например, анализаторов для улавливания рентгеновских лучей;

- непосредственное познание принципиально возможно, но невозможно в данных условиях;

- непосредственное познание возможно, но не рационально.

Мышление дает возможности понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и общественно – исторической жизни, а также закономерности психики людей.

Источником и критерием мыслительной деятельности, а так же областью для применения ее результатов является практика.

В своем становлении мышление проходит 2 стадии:

1. Допонятийное мышление – присуще ребенку до 5 лет и характеризуется нечувственностью к противоречиям, синкретизмом (связывать все со всем) трансдукцией (переходом от частного к частному минуя общее), отсутствием представления о сохранении количества (Рубинштейн)

2. Понятийное мышление развивается постепенно от простого складывания предметов, через установление сходства и различия между ними, до собственно понятийного, которое формируется к 16-17 годам.

Мышление высший психический познавательный процесс.

Понятие – основное содержание мышления, форма его существования, отражающая существенные свойства и связи и отношения предметов и явлений, которая выражается словом или группой слов. Например, в понятии «человек» входят: членораздельная речь, трудовая деятельность, производство орудий труда.

Виды мышления:

По генезу и используемым средствам:

- наглядно – действенное (решает проблемные ситуации при реальном преобразовании ситуации);

- наглядно – образное;

- словесно – логическое.

По типу проблем:

- теоретическое – познание законов и правил.

- практическое – разработка средств практического преобразования действительности, создание плана действия.

• По степени рефлексии:

- интуитивное (быстро, без плана, минимально осознанно);

- аналитическое (развернуто во времени, имеет четкие этапы, представлено в сознании человека – когда недостает родового опыта, программ действия)

• По функциям:

- творческое (порождение новых идей);

- критическое (обоснование, преобразование идей)

Формы мышления:

• Суждение – на совокупности понятий, отражает связи и между предметами и явлениями действительности и их свойствами и признаками. (Земля вращается вокруг солнца).

Суждения образуется 2 способами:

- непосредственно, когда в них выражено то, что воспринимается;

- опосредованно, путем умозаключений и рассуждений.

• Умозаключение – форма мышления, при котором на основе нескольких суждений делается вывод (все планеты Солнечной системы движутся вокруг Солнца. Земля – планета, следовательно движется вокруг Солнца).

К умозаключению можно прийти 3 способами:

- индукцией – отражающей направленность мысли от частного к общему;

- дедукцией – отражающей направленность мысли от общего к частному;

- аналогией – логический вывод, отражающий движение мысли от частного к частному.

Мыслительные операции:

анализ – мысленное расчленение целостной структуры объекта на элементы;

синтез – воссоединение элементов в целостную структуру;

сравнение – установление сходства - различия;

обобщение – выделение общих признаков на основе объединения сущностных связей и свойств;

абстрагирование – выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которое в действительности не существует;

конкретизация – отвлечение от общих признаков и подчеркивание частного, единичного;

систематизация или классификация – мысленное распределение предметов по группам и подгруппам.

По Рубенштейну все эти операции являются различными сторонами основной операции мышления – опосредования (т.е. раскрытия существенных связей и отношений)

Эмпирическое мышление – происходит обращение к реальным фактам наблюдения, экспериментированию с реальными объектами;

Теоретическое мышление – решение проблем за счет оперирования понятиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: