double arrow

Человек как субъект познания (разумная жизнь человека)


Тема 8. Психология субъектности

План

Стороны душевной жизни человека: разум, желания и чувства

Человек как субъект познания (разумная жизнь человека)

Ощущение и восприятие

Мышление

Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление

Мозговой штурм

Память

8.2.3.1. Тренировка и воспитание памяти:

Внимание

Воображение

Регулятивные процессы психики: мотивация

Общая характеристика концепций мотивации

Мотивация и личность

Потребности и мотивы

Волевая регуляция поведения

Регулятивные процессы психики: эмоции и чувства

Чувства и эмоции человека

Виды эмоциональных состояний

Функции эмоций и чувств

Эмоциональная саморегуляция

Стороны душевной жизни человека: разум, желания и чувства

Проблема строения внутреннего мира человека, его души имеет в психологии различные решения.

В психологии издавна выделяли три типа психических явлений:

• желания (воля),

• чувства,

• разум.

В широком смысле слова три стороны душевной жизни можно рассматривать как три типа способностей субъекта или способностей его души.




Достоинство традиционного выделения в душевной жизни трех сторон – мыслительной, желательной, и чувствующей – видится в сохранении целостности психической жизни, несводимой к ее структурно-пространственным представлениям.

Психическое – это, прежде всего, деятельность и процесс, а потому оно имеет временную определенность.

Несколько отличающийся, а точнее, дополняющий подход к пониманию организации внутренней жизни человека предложил С.Л. Рубинштейн. Он отмечал, что изучение психологического облика человека включает три основных вопроса.

Первый вопрос (чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится?) – это вопрос о направленности, установках, потребностях, желаниях, интересах, идеалах.

Второй вопрос (что он может?) – это вопрос о способностях, дарованиях человека.

Третий вопрос (что он есть?) предполагает выяснение того, как человек использует свои возможности, что из его потребностей и побуждений закрепилось в качестве стержневых особенностей поведения, т.е. составило характер человека.

Человек как субъект познания (разумная жизнь человека)

Жизнедеятельность человека предполагает активное исследование объективных закономерностей окружающей действительности. Познание мира, построение образа этого мира необходимы для полноценной ориентации в нем, для достижения человеком собственных целей.

Знание окружающего мира входит во все сферы человеческой деятельности и основные формы его активности.



Разум человека, высшие формы его проявления составляют фундаментальное его отличие от животного.

Представление о человеке как о разумном существе, как субъекте познания позволяет исследовать формы, виды, средства и способы его познавательной деятельности.

Объектом психологии познания является реальный человек как субъект познавательной деятельности, разум которого неотделим от его потребностей и мотивов, воли, эмоций и чувств, всей истории его индивидуального развития.

В гносеологии, как разделе философии, человеческое познание разделяется на два уровня – чувственный и рациональный.

К первому уровню относится познание с помощью органов чувств. В результате чувственного познания у человека складывается образ, картина окружающего мира – мир в его непосредственной данности и многообразии.

В психологии чувственное познание субъекта представлено, в первую очередь, в процессах восприятия и его частной форме – ощущениях.

К рациональной ступени познания в гносеологии относят мышление человека. В мышлении познание человека выходит за пределы чувственного восприятия, вскрывает существенные свойства, связи и отношения между предметами окружающего мира. Мышление представляет собой отражение мира субъектом в понятиях, суждениях и умозаключениях. Понятия, суждения и умозаключения составляют основные формы мыслительной деятельности человека; они специально изучаются в формальной логике как философской дисциплине.



Происхождение, содержание, становление и развитие мышления как фундаментальной родовой человеческой способности исследуется в диалектической логике.

Психология познания, в отличие от других наук, изучает познавательную деятельность конкретного человека в его реальной жизни и деятельности. В рациональном познании психология, помимо мышления, выделяет:

• процессы памяти,

• воображения,

• внимания.

Кроме этого, психология исследует реальные связи, существующие между отдельными познавательными процессами, изучает познавательную деятельность как целое.







Сейчас читают про: