При фазовых переходах первого рода скачком изменяются плотность веществ и энергия тела. Очевидно, при фазовых переходах первого рода всегда выделяется или поглощается конечное количество тепловой энергии. При фазовых переходах второго рода плотность и энергия меняется непрерывно, а скачок испытывает такие величины, как теплоемкость, теплопроводность. Фазовые переходы второго рода не сопровождаются поглощением или выделением энергии. Примером фазового перехода второго рода может служить и переход жидкого гелия в сверхтекучее состояние, и переход ферромагнетика в парамагнетик при точке Кюри, и переупорядочение кристаллов сплавов.
Задание 7. Изучите таблицу. Расшифруйте приведенные в ней общепринятые сокращения. Запомните допустимые сокращения и те слова, которые сокращать нельзя.
Допускаются сокращения слов | Не допускаются сокращения слов |
т.е. | так называемый |
и т.д. (только в конце предложения) | так как |
и т.п. (только в конце предложения) | например |
и др. (только в конце предложения) | около |
и пр. (только в конце предложения) | формула |
см. | уравнение |
ср. | диаметр |
в. | и т.д. (в середине предложения) |
вв. | и т.п. (в середине предложения) |
г. | и др. (в середине предложения) |
гг. | и пр. (в середине предложения) |
т. | |
н.ст. | |
ст.ст. | |
н.э. | |
г. | |
обл. | |
акад. | |
доц. | |
проф. |
Задание 8. Прочитайте текст. Выделите средства, с помощью которых достигается логичность изложения. Найдите грамматические формы и синтаксические конструкции, свойственные научной речи.
|
|
Язык – это продукт общественной деятельности, это отличительная особенность общества.
А зачем нужен язык? Для чего нужна человеку членораздельная речь? Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения.
Во-вторых, язык нужен для того, чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой закон, то первое, что он при этом сделал, сформулировал этот закон в словах, выразил свою мысль так, что она стала доступной для понимания и его современникам, и нам, далеким потомкам. Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.
Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. Например, в стихах человек передает самые сокровенные мысли, чувства, переживания. И все это благодаря языку.
Без языка не было бы самого человека, потому что все то, что есть в нем человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке (А.А. Леонтьев).
|
|
Задание 9. Прочитайте текст, выпишите слова, не соответствующие научному стилю.
Существует факт, или, если угодно, закон, управляющий всеми явлениями природы, всем, что было известно до сих пор. Название его – сохранение энергии. Он утверждает, что существует определенная величина, называемая энергией, которая не меняется ни при каких превращениях, происходящих в природе. Само это утверждение весьма и весьма отвлеченно; это по существу математический принцип, утверждающий, что существует некоторая численная величина, которая не изменяется ни при каких обстоятельствах. Это отнюдь не описание механизма явления или чего-то конкретного, просто-напросто отмечается то странное обстоятельство, что можно подсчитать какое-то число и затем спокойно следить, как природа будет выкидывать любые свои трюки, а потом опять подсчитывать это число – и оно останется прежним (Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М., Фейнмановские лекции по физике. – М., 1977).