Создание и функционирование особых портовых экономических зон (ОПЗ)

В качестве одного из способов повышения экономического потенциала и создания благоприятного инвестиционного климата в Российской Федерации с 2005 года начал применяться механизм создания территориальных образований с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности – особых экономических зон.

Цели создания таких зон многообразны: привлечение инвестиций для повышения конкурентоспособности отдельных производств, развитие экспорта, стимулирование инновационной активности национальных компаний.

Механизм ОЭЗ предполагает преференции по трем ключевым для бизнеса направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры, снижение административных барьеров. Именно сочетание этих факторов делает режим особой экономической зоны достаточно привлекательным для инвесторов, хотя каждый из них в отдельности не так и велик.

На сегодняшний день в России созданы или планируются к созданию ОЭЗ почти всех основных типов, распространенных в мире: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые.

Такое разнообразие организационных форм позволяет оказывать государственную поддержку широкому спектру экономических субъектов. При этом акцент делается на отрасли с высокой добавленной стоимостью, инновационностью и мультипликативностью. Такой подход позволяет рассчитывать на то, что создание ОЭЗ приведет не только к финансовому благополучию предприятий-резидентов, но и будет активно стимулировать развитие смежных отраслей и сопредельных территорий. Это является значительным позитивным отличием от предыдущих попыток создания особых зон в России.

Международное сотрудничество. Работа в рамках особых экономических зон заинтересовала зарубежных инвесторов. Агентство по созданию ОЭЗ подписало ряд документов о сотрудничестве с иностранными партнерами - государственными органами, уполномоченными в сфере создания и функционирования ОЭЗ. Один из этих партнеров - Китай, обладающий огромным опытом создания ОЭЗ. Поэтому не удивительно, что в декабре 2007 года в Пекине состоялся семинар по российско-китайскому сотрудничеству в особых экономических зонах. Основными направлениями сотрудничества были признаны совместная работа в области инфраструктурных проектов, участие китайских компаний в производственной деятельности ОЭЗ в качестве резидентов и обмен опытом.

Эффект от деятельности ОЭЗ в России. Предварительные оценки показывают, что общее число занятых в производстве конкурентоспособной наукоемкой продукции и услуг в регионах с особыми экономическими зонами к 2020 году может возрасти в 2,5 раза. Только за счет деятельности резидентов доля высокотехнологичного экспорта из этих регионов к 2020 году ориентировочно возрастет до 20%.

Создание ОЭЗ должно способствовать развитию обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры. Глава Минэкономразвития отметил, что особые экономические зоны «создадут рабочие места, дадут территориям повысить наполнение своих бюджетов и создать источники для социального развития». Власти также надеются, что особые экономические зоны будут не только привлекать в Россию капитал, но и тормозить отток мозгов за рубеж.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: