Международная практика функционирования свободных экономических зон

Развитие в современном мире процесса глобализации экономической жизни представляет собой одну из перспективных форм этапов эволюционной динамики образования СЭЗ.

Выделяют 4 этапа эволюции образования СЭЗ.

На первой стадии отменяются все тарифные и нетарифные Ограничения между странами-участницами, но они сохраняют торговые барьеры и свободу действия с другими странами вне зоны (право заключения двусторонних договоров, соглашений, регулирование тарифных и нетарифных условий торговли - лицензии, квоты). На этих принципах основывалась деятельность существовавшей до 1960 г. Европейской ассоциации свободной торговли. На второй стадии учреждается единая система торговых тариф­ных и нетарифных барьеров и ограничений по отношению к третьим странам. Создающееся единое таможенное пространство стран-участниц защищено функционированием таможенных служб на его внешних границах. Европейское экономическое сообщество, эволюционизировавшее в Европейский союз, представляло собой реализа­цию этой модели в практике международной экономической интегра­ции на данной стадии ее развития.

Становление Европейского союза знаменовало переход к треть­ей стадии процесса экономической интеграции. Возникновение эко­номического союза наряду с его институциональным оформлением характеризуется новым качеством — свободой перемещения внутри него не только товаров, но и всех факторов производства в рамках единого рыночно-экономического пространства.

Переход к четвертой стадии, характеризующейся зрелым уров­нем развития интеграционных процессов, означает становление пол­ного политико-экономического единства стран – участниц интеграционного образования, ведущих совместную торговую, валютную, таможенную политику по отношению к третьим странам и осуществ­ляющих унификацию механизмов регулирования экономической деятельности.

В развивающихся странах наибольшее распространение полу­чают экспортно-производственные зоны (ЭПЗ). Это обусловлено тем, что главными функциями, которые должны выполняться СЭЗ в этих странах, являются: обеспечение экономического роста страны, достижение новой более высокой степени индустриализации ее экономики; включение страны в МРТ, мировое хозяйство, международную торговлю или изменение ее места в них с учетом достигнутой трансформации в отдельных ее отраслях или в экономике в целом.

СЭЗ в развивающихся странах отличаются и структурой источников привлекаемого капитала. Если в странах с развитой рыночной Экономикой - это преимущественно национальный частный капитал, то в развивающихся - это преимущественно иностранный частный капитал. Структура затрат в таких зонах в развивающихся странах складывается примерно следующим образом: прямые бюджетные вложения - 2-3%, прямое финансирование из местных бюджетов - 12-15%, льготный государственный кредит - 30-35%, финансирование за счет коммерческих структур и иностранных инвесторов 47-56%.

Свободные экономические зоны в развивающихся странах, так же как и в развитых, имеют существенные различия в размерах зани­жаемой ими территории. Общая площадь каждой СЭЗ в Азии состав­ляет от 10,5 га, как в г. Джакарте (Индонезия), до 425 га, как в Лепте (Филиппины). Практика показывает, что все СЭЗ без благоприятного месторасположения неэффективны, в качестве примера можно на­звать СЭЗ Батан на Филиппинах, находящуюся и 170 км от порта Ма­нила в районе низко развитой инфраструктуры, или СЭЗ Кандла (Индия), находящуюся в 800 км от порта Бомбей (Кандла имеет свой порт, но он очень мал). И наоборот. Там, где зоны расположены неда­леко от центров плотного проживания населения, от международных транспортных маршрутов и их узлов (железнодорожных, речных, морских), их создание значительно проще, а функционирование – эффективней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: