Инженерно-экономический институт
В.В. МЕЛЬНИЧНОВ
ДЕЛОВАЯ ИГРА
«ПЯТЫЙ СЕКТОР ++»
Лабораторный практикум по курсу
«Экономика предприятия»
© В.В Мельничнов, 2007
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемая комплексная ситуационная задача на достаточно простом, но в то же время абсолютно реальном примере воспроизводит широкий спектр проблем, связанных с созданием и развитием промышленного предприятия:
· выбор адекватной организационно-правовой формы предпринимательства;
· определение источников финансирования инвестиций;
· оценка параметров состояния рынка сбыта продукции (услуг) и конкурентных возможностей своей фирмы на этом рынке;
· выбор средств технического оснащения производства и подбор квалифицированных кадров;
· организация ресурсного снабжения, товародвижения, управления материальными потоками и запасами;
· калькулирование производственных затрат, оценка силы налогового пресса, формирование денежных потоков и другие проблемы организационно-технического, финансового и социально-экономического характера.
Разработка и осуществление предпринимательского проекта – это чаще всего дело команды единомышленников. Действуя совместно в рамках предложенной ситуационной задачи, студенты осваивают навыки подготовки и коллективного принятия решений. В то же время эта учебная работа, построенная в форме деловой игры, содержит естественные элементы соревнования, соперничества между ее участниками. Задача преподавателя – всемерно поддерживать в аудитории этот дух здоровой конкуренции, акцентируя внимание студентов на тех узловых моментах решения задачи, которые предусматривают определенные формы поощрения индивидуального и коллективного успеха. Такими «промежуточными финишами» на пути к успешному решению задачи являются:
· конкурсное распределение рынка сбыта между предприятиями – участниками муниципальной целевой программы;
· аукцион по аренде производственных площадей;
· конкурс на получение инвестиционного кредита.
Деловая игра завершается определением победителей и призеров в индивидуальном и командном зачете, средством вознаграждения которых могут стать определенные суммы баллов в рейтинге качества учебной работы студента.
После завершения своеобразного «лабораторного эксперимента» на компьютерной имитационной модели предприятия полученные экспериментальные данные должны быть подвергнуты аналитической обработке. Цифровой материал, полученный в ходе лабораторного практикума, может также стать основой расчетно-аналитической части курсовой или контрольной работы.