Подготовка заявок на участие в муниципальном конкурсе инвестиционных проектов

Исполнительный комитет муниципального образования разработал городскую социальную программу «Мое жилье», в рамках которой предусмотрены, наряду с прочими, мероприятия по облагораживанию фасадов жилых домов. В частности, этой программой предусмотрено проведение конкурса на участие коммерческих фирм в работах по установке стандартного остекления балконов и лоджий. В целях стимулирования горожан к замене существующих или установке новых остеклений, в городском бюджете на предстоящий год предусмотрены расходы на частичное возмещение соответствующих затрат граждан.

В результате заблаговременного проведенного маркетингового исследования организаторами конкурса были определены типовые требования к конструкциям рам (из всех конструктивных параметров в игре важны их габаритные размеры), установлена сезонная динамика спроса на услугу, а также зависимость числа потенциальных заказчиков от цены услуги (с учетом субсидирования части затрат из городского бюджета).

Таблица 3

Ожидаемый спрос на услугу в зависимости от типоразмера рамы

Наименование показателя Значение показателя
Горизонтальный размер (типоразмер) рамы[2], метры            
Сезонный пик спроса[3], штук в месяц            

Сезонная закономерность изменения спроса по отношению к его максимальной величине представлена в графической форме на рис.2. Эта закономерность справедлива для всех сегментов рынка (для всех типоразмеров рам). Например, в январе, феврале и декабре спрос на установку новых рам любой длины от 2 до 7 метров равен 40% от максимального месячного спроса (октябрь), что составляет соответственно 2000 заказов на раму 3-го типоразмера, 2400 заказов на рамы 5-го и 7-го типоразмеров и т.д. В ходе игры спрос на услуги рассчитывается специальной программой, имитирующей деятельность предприятия.

При выявлении величины спроса потенциальным заказчикам объявлялись различные уровни цены: от 0 до 700 руб. за 1 кв. метр остекления. Затем данные маркетингового исследования были статистически обработаны и представлены в виде стандартной кривой спроса (рис. 3). Здесь спрос также представлен в относительном виде: 100% соответствуют цене 200 руб. за 1 кв.м. остекления. При снижении цены число потенциальных заказчиков увеличивается, но не более, чем в 2 раза (это предельная «физическая» потребность владельцев лоджий и балконов, больше заказов не будет даже при бесплатной установке остекления). При увеличении цены количество заказов сокращается, и «последний» заказчик готов уплатить 700 руб. за 1 кв.м.

   
0,9                    
0,8                
0,7                    
0,6                      
0,5                        
0,4                      
0,3                        
  янв фев мар апр май июн июл авг сен окт ноя дек

Рис.2. Сезонная динамика относительной величины спроса (в долях к спросу в октябре)

  Цена услуги, руб./кв.м
700        
         
         
         
         
         
         
         
       
         
         
       
       
         
         
  0% 50% 100% 150% 200%
               

Рис.3. Относительная величина спроса (в процентах к спросу при цене 200 руб./кв.м)

По условиям конкурса каждое предприятие может производить рамы только одного типоразмера, и весь рынок разделен на 6 сегментов по числу типоразмеров. Конкурсная процедура проводится отдельно по каждому сегменту рынка. Победителями конкурса в очередном сегменте становятся предприятия, заявившие наименьшие значения максимально допустимой цены услуги. Иначе говоря, победитель берет на себя договорное обязательство перед муниципалитетом: ни при каких обстоятельствах не устанавливать цену выше той, которая принесла ему победу в конкурсе.

В ходе конкурса сегменты могут быть разделены между несколькими предприятиями на два или более секторов. Разделение сегмента на секторы производится обратно-пропорционально заявленным ценам. В случае совпадения заявленных цен рынок делится поровну. Таким образом, в одном сегменте может быть несколько победителей. Предприятие, получившее недостаточную, по мнению менеджеров, долю рынка, может снять свою первоначальную заявку и уступить сегмент победителю.

Предприятие, проигравшее конкурс в первоначально заявленном сегменте, должно подать новую конкурсную заявку на любой из оставшихся сегментов (секторов). Последовательность рассмотрения сегментов установит преподаватель.

Реальная цена, по которой в дальнейшем будет оказывать услугу выигравшее конкурс предприятие, может устанавливаться менеджерами предприятия произвольно, например, исходя из сезонной динамики спроса или из других соображений. Однако, как уже отмечалось, реальная цена не должна превышать максимально допустимой цены, заявленной на конкурсе.

С другой стороны, эта цена должна покрывать будущие производственные издержки. Точное значение себестоимости остекления будет рассчитываться в ходе игры, так как зависит от множества принимаемых менеджерами решений. Ориентировочно себестоимость квадратного метра остекления может составить от 130 до 200 руб. и выше, поэтому демпинговая тактика на конкурсе может закончиться плачевно для предприятия.

Если ситуация понятна, то подумайте, какой типоразмер изделий предпочла бы производить ваша фирма? Кроме величины спроса (табл.3) на этот выбор могут повлиять также параметры производственного процесса, в частности – нормативный расход материалов и уровень отходов (табл.7).

Каждый из совладельцев фирмы имеет (должен иметь) собственное мнение по такому ключевому аспекту бизнеса, как выбор рыночного сегмента. Поэтому сначала следует провести обсуждение, в ходе которого выслушиваются аргументы каждого участника команды, а затем выработать единое решение.

Таблица 4

Заявка на участие в конкурсе

Название предприятия Сегмент рынка (от 2 до 7) Предельная цена, руб. за 1 кв. м остекления
     
Корректировка первоначальной заявки
2-й тур раздела рынка    
3-й тур раздела рынка    
4-й тур раздела рынка    
Результаты раздела рынка Сегмент (от 2 до 7) Сектор (доля в %) Предельная цена, руб./кв. м
     
         

После того, как предприятие выиграло конкурс на одном из сегментов рынка, менеджерам необходимо сесть за компьютер и приступить к работе с имитационной моделью предприятия. Первым делом необходимо ввести в компьютер реквизиты предприятия, состав участников, их вклады в капитал предприятия, персональные сферы ответственности и, наконец, результаты проведенного конкурса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: