Маркетинговые решения | Деловой рынок | Потребительский рынок |
Продукт | Относительно более технический по природе, форма часто различна, соответствующие услуги очень важны | Стандартная форма, услуги менее важны |
Цена | Конкурентные предложения исполнителей для уникальных продуктов, цена прайс-листа для стандартных продуктов | Цена прайс-листа |
Продвижение | Основное внимание на личных продажах, а также специализи- рованные издания, программы, выставки | Акцент на массовые коммуникации |
Распространение | Прямые каналы | Несколько посредников |
Отношения с потребителями | Долгие и сложные (до 1 года) | Относительно редкие и непродолжительные контакты |
Процесс принятия решения | Решения принимаются группой различных работников организации | Решения принимаются одним человеком или семьей |
Источник: [8]
На разных видах рынков (B2B, B2C, B2G) существуют свои потребители. Их поведение имеет свои сходства и различия. Изучение данного поведения является важным, прежде всего, для производителей товаров и услуг для увеличения объема продаж и формирования прочных взаимосвязей и партнерств между рынками. В настоящее время сложились устойчивые теории о типах потребителей, их классификациях и уникальности поведения индивида в зависимости от уровня дохода, социализации, бихевиористских особенностей, вида товара и др. Однако можно проследить сходство в этапах совершения сделки или покупки. Данное сходство позволяет формировать концепции потребительского поведения и укреплять взаимодействие с покупателем.
Таким образом, изменения, происходящие в современном обществе,
в корне меняют исходные модели потребительского поведения. Большое значение для потребителя приобретает поиск информации о продукте. Причем, чем сложнее и дороже продукт или услуга, тем больше информации необходимо потребителю для совершения выбора. Эмоциональные мотивы в поведении потребителя возникают только в отношении продуктов, которые являются доступными для индивида (цена на данные продукты не высокая по отношению к товарам той же категории или товарам-субститутам). Совершение импульсивных покупок также возможно в отношении недорогих товаров.
Отличительной чертой российского общества является пониженное внимание к утилизации продукта. Данное положение можно объяснить слабой мотивацией со стороны государства и отсутствием культуры потребления. Также достаточно сложно определить поведение российского потребителя, основываясь исключительно на изученных традициях и обычаях. Однозначно описать менталитет россиянина невозможно в силу ряда факторов: большая территория с различными климатическими условиями, многонациональный народ, богатая и сложная история и культура. В силу этого концептуальная модель поведения потребителей современного общества определяется свойствами предлагаемого продукта и «подсказками» со стороны производителя о возможностях использования и утилизации товара.