Природа элементов моделей принятия решения о покупке

Действия Рациональные Эмоциональные
Поиск информации, проба, подталкивание к решению, создание обстановки для покупки. покупка Вызов желания, убеждение
Процессы Осознание (определение) потребности, получение информации, оценка, выбор варианта, проверка, осведомление о качестве, послепокупочная оценка Восприятие, узнавание марки, отождествление потребности с предложением
Состояния Осознание нужды, осведомленность, знание Внимание, интерес, желание, убежденность, расположение, симпатия, предпочтение, одобрение

Источник: [13]

На основании такой группировки можно заключить, что по составу элементов они имеют следующую природу. AIDA является моделью психоэмоциональных состояний. АССА – модель психоэмоциональных «состояний–процессов–действий» (именно в такой, обратной последовательности). DIBABA – модель преимущественно рациональных состояний и действий. DAGMAR – смешанная модель рациональных и эмоциональных процессов. Модель, используемая Ф. Котлером, является моделью рациональных процессов и действий.

Каждая из моделей, поскольку они подтверждены практикой, отражает некоторый вариант принятия решения о покупке и показывает, как процесс идет, но не объясняет, почему он идет. Так, наличие интереса не объясняет неизбежность возникновения желания (модель AIDA), получение потребителем информации не означает, что она будет проанализирована и выбран вариант (модель Ф. Котлера) и т.п. Следовательно, имеется необходимое условие для изменения поведения, но нет достаточного, которое объясняло бы неизбежность изменения и продвижения потребителя по этапам процесса вплоть до совершения итогового действия – покупки. Ключом к пониманию природы покупательского акта является

Более глубокое понимание двойственности человеческого восприятия и поведения в единстве рациональной и эмоциональной сторон. Рациональность и эмоциональность в поведении человека, базирующаяся на различиях в деятельности полушарий мозга, их взаимная обусловленность является единством, определяющим непрерывность процесса. При этом рациональная сторона ответственна за формирование образов, на достижение которых направляются действия, а эмоциональная – за формирование ощущений, чувств и эмоций, определяющих степень готовности человека к дальнейшим действиям.

Необходимо, чтобы полноценная модель потребительского поведения включала весь спектр действий, процессов и состояний, в том числе и все выделенные элементы, поскольку они действительно существуют в реальном покупательском поведении. Предлагается следующая обобщающая полная модель ППП, в которой прослеживается развитие действий, процессов и состояний покупателя в отдельности. В процессах и состояниях выделяются рациональная и эмоциональная стороны (таблица 1.3).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: