Государственное регулирование рыночной экономики

! Предпринимательская деятельность регулируется рынком и государством.

Государственное регулирование рыночной экономики – целенаправленное воздействие на экономические интересы предпринимателей с целью координации их деятельности, развития производства, решения социальных и других общегосударственных проблем.

Субъекты государственного регулирования – носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов. Государство выступает самым крупным субъектом и оказывает регулирующее воздействие на деятельность других субъектов. Оно является исполнителем хозяйственных интересов.

Объектом государственного регулирования могут быть экономика страны в целом или ее отдельных регионов, отраслей, предприятий. Это может быть структура народного хозяйства, темпы экономического роста, занятость населения, цены, окружающая среда.

Основные формы государственного регулирования:

· планирование – разработка долгосрочных целевых программ, государственных заказов;

· стимулирование – включает гибкую систему налогообложения, управление ценами, оплатой труда, поддержку малого бизнеса;

· административное воздействие – издание законодательных актов, норм, правил, инструкций, постановлений.

Методы государственного регулирования:

· прямые – это непосредственное воздействие: законы, нормативные документы и др.;

· косвенные – опосредованное влияние: система налогообложения, управление ценами и т.д.

Планирование.

Планирование – научное обоснование экономических целей развития предприятия и форм его хозяйственной деятельности и разработку наилучших способов их осуществления с учетом требований рынка при максимальном использовании имеющихся производственных ресурсов.

Планирование - это процесс разработки планов, программ и проектов на основе использования экономических законов и передового опыта (анализа).

Планировать - значит искать различные варианты развития предприятия, сопоставлять их, оценивать, выбирать наилучший.

Планы разрабатываются до начала планируемого периода на основании ожидаемых данных. Они утверждаются руководителем предприятия и носят обязательный характер (обязательны к исполнению).

Кроме планов в экономической работе используют прогнозы ( прогноз численности населения, рождаемости, миграции, прогноз курса валют, цен и др.) В отличие от планов прогнозы не носят директивного и адресного характера (они не обязательны для исполнения).

Прогнозирование на предприятии включает изучение перспектив развития предприятия, которые зависят от развития экономики страны в целом.

Значение планирования:

· в планах предусматривается достижение стратегических целей предприятия;

· в планах предусматривается эффективное использование всех ресурсов предприятия (материальных, финансовых и трудовых);

· в планах предусматривается сбалансированность платежеспособного спроса населения с объемом соответствующих товаров и услуг;

· и т.д.

Принципы планирования:

· принцип необходимости;

· принцип непрерывности (процесс планирования должен осуществляться постоянно);

· принцип гибкости (предполагает возможность корректировки планов);

· принцип единства (предполагает разработку общего плана социально-экономического развития предприятия);

· принцип точности (предполагает учет различных факторов);

· принцип эффективности (предполагает разработку такого плана, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечит получение наибольшего экономического эффекта);

· принцип оптимальности (предполагает выбор лучшего варианта).

Основные методы планирования:

1. балансовый – основан на равенстве спроса и предложения, ресурсов и потребностей предприятия, расходов и доходов населения и т.д.

Пример: прибыль = доходы - расходы;

остатки на начало + поступление = реализация + остатки на конец

2. нормативный – основан на использовании различных норм и нормативов (нормы естественной убыли; норматив запасов сырья, товаров, готовой продукции, денежных средств; ставки налогов, тарифы за услуги других организаций и т.д.);

3. опытно-статистический (экстраполяции) – основан на изучении опыта работы предприятия за ряд предыдущих лет, изучении передового опыта, развития НТП и т.д.;

4. экономико-математический(метод оптимальности) - основан на использовании высшей математики и ЭВМ и позволяет из множества вариантов выбрать оптимальный;

5. сетевой – применяется при планировании подготовки производства новой продукции;

6. и другие.

! Ни один метод не используется в чистом виде, применяются различные их комбинации.

Классификация планов:

1. По срокам:

· текущие (краткосрочные) - до года;

· среднесрочные – от 2 до 5 лет;

· долгосрочные – свыше 5 лет.

2. По содержанию:

· организационно- технологические (план процесса производства);

· социально-трудовые (план показателей по труду: численность работников, средняя заработная плата, ФЗП);

· снабженческо-сбытовые (план снабжения, план реализации);

· финансово-инвестиционные (план прибыли, привлечения инвестиций);

· бизнес-планирование и др.

3. По видам:

· стратегическое – ориентировано на разработку общей стратегии предприятия и установление его основных целей, определение маркетинговой стратегии на рынке, выявление стратегических перспектив финансирования капиталовложений и т.д. (срок 10-15 лет);

· тактическое:

- технико-экономическое планирование, обосновываются оптимальные объемы производства, выбираются необходимые производственные ресурсы, устанавливаются рациональные нормы их использования.

- оперативно-производственное планирование – предусматривает установление текущих производственных заданий различным структурным подразделениям и корректировку плановых заданий в процессе производства.

Плановые показатели могут быть:

· расчетные – утверждаются организацией самостоятельно (объем выпуска продукции, прибыль, выручка от реализации и т.д.);

· директивные – доводятся вышестоящей организацией, государством.

! На уровне государства разрабатываются:

· бюджет;

· осуществляется регулирование цен (устанавливаются предельные размеры торговых надбавок, уровня рентабельности и т.д.);

· осуществляется регулирование оплаты труда (установление базовая величина, тарифной ставки 1-го разряда и т.д.);

· ставки налогов и т.д.

В настоящее время все предприятия составляют бизнес-планы.

Бизнес-план - это программа действий, направленная на достижение успеха в предпринимательской деятельности предприятия в рыночных условиях.

Основные разделы бизнес-плана (примерная структура):

Резюме (идея)

1. Характеристика предприятия и стратегия его развития.

2. Описание продукции (услуги).

3. План маркетинга. Анализ рынков сбыта.

4. Производственный план

5. Организационный план (управление предприятием, персоналом, сбытом и т.д.).

6. План реализации проекта (график выполнения мероприятий).

7. Финансово-инвестиционный.

8. Юридический план.

Приложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: