! Предпринимательская деятельность регулируется рынком и государством.
Государственное регулирование рыночной экономики – целенаправленное воздействие на экономические интересы предпринимателей с целью координации их деятельности, развития производства, решения социальных и других общегосударственных проблем.
Субъекты государственного регулирования – носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов. Государство выступает самым крупным субъектом и оказывает регулирующее воздействие на деятельность других субъектов. Оно является исполнителем хозяйственных интересов.
Объектом государственного регулирования могут быть экономика страны в целом или ее отдельных регионов, отраслей, предприятий. Это может быть структура народного хозяйства, темпы экономического роста, занятость населения, цены, окружающая среда.
Основные формы государственного регулирования:
· планирование – разработка долгосрочных целевых программ, государственных заказов;
|
|
· стимулирование – включает гибкую систему налогообложения, управление ценами, оплатой труда, поддержку малого бизнеса;
· административное воздействие – издание законодательных актов, норм, правил, инструкций, постановлений.
Методы государственного регулирования:
· прямые – это непосредственное воздействие: законы, нормативные документы и др.;
· косвенные – опосредованное влияние: система налогообложения, управление ценами и т.д.
Планирование.
Планирование – научное обоснование экономических целей развития предприятия и форм его хозяйственной деятельности и разработку наилучших способов их осуществления с учетом требований рынка при максимальном использовании имеющихся производственных ресурсов.
Планирование - это процесс разработки планов, программ и проектов на основе использования экономических законов и передового опыта (анализа).
Планировать - значит искать различные варианты развития предприятия, сопоставлять их, оценивать, выбирать наилучший.
Планы разрабатываются до начала планируемого периода на основании ожидаемых данных. Они утверждаются руководителем предприятия и носят обязательный характер (обязательны к исполнению).
Кроме планов в экономической работе используют прогнозы ( прогноз численности населения, рождаемости, миграции, прогноз курса валют, цен и др.) В отличие от планов прогнозы не носят директивного и адресного характера (они не обязательны для исполнения).
Прогнозирование на предприятии включает изучение перспектив развития предприятия, которые зависят от развития экономики страны в целом.
|
|
Значение планирования:
· в планах предусматривается достижение стратегических целей предприятия;
· в планах предусматривается эффективное использование всех ресурсов предприятия (материальных, финансовых и трудовых);
· в планах предусматривается сбалансированность платежеспособного спроса населения с объемом соответствующих товаров и услуг;
· и т.д.
Принципы планирования:
· принцип необходимости;
· принцип непрерывности (процесс планирования должен осуществляться постоянно);
· принцип гибкости (предполагает возможность корректировки планов);
· принцип единства (предполагает разработку общего плана социально-экономического развития предприятия);
· принцип точности (предполагает учет различных факторов);
· принцип эффективности (предполагает разработку такого плана, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечит получение наибольшего экономического эффекта);
· принцип оптимальности (предполагает выбор лучшего варианта).
Основные методы планирования:
1. балансовый – основан на равенстве спроса и предложения, ресурсов и потребностей предприятия, расходов и доходов населения и т.д.
Пример: прибыль = доходы - расходы;
остатки на начало + поступление = реализация + остатки на конец
2. нормативный – основан на использовании различных норм и нормативов (нормы естественной убыли; норматив запасов сырья, товаров, готовой продукции, денежных средств; ставки налогов, тарифы за услуги других организаций и т.д.);
3. опытно-статистический (экстраполяции) – основан на изучении опыта работы предприятия за ряд предыдущих лет, изучении передового опыта, развития НТП и т.д.;
4. экономико-математический(метод оптимальности) - основан на использовании высшей математики и ЭВМ и позволяет из множества вариантов выбрать оптимальный;
5. сетевой – применяется при планировании подготовки производства новой продукции;
6. и другие.
! Ни один метод не используется в чистом виде, применяются различные их комбинации.
Классификация планов:
1. По срокам:
· текущие (краткосрочные) - до года;
· среднесрочные – от 2 до 5 лет;
· долгосрочные – свыше 5 лет.
2. По содержанию:
· организационно- технологические (план процесса производства);
· социально-трудовые (план показателей по труду: численность работников, средняя заработная плата, ФЗП);
· снабженческо-сбытовые (план снабжения, план реализации);
· финансово-инвестиционные (план прибыли, привлечения инвестиций);
· бизнес-планирование и др.
3. По видам:
· стратегическое – ориентировано на разработку общей стратегии предприятия и установление его основных целей, определение маркетинговой стратегии на рынке, выявление стратегических перспектив финансирования капиталовложений и т.д. (срок 10-15 лет);
· тактическое:
- технико-экономическое планирование, обосновываются оптимальные объемы производства, выбираются необходимые производственные ресурсы, устанавливаются рациональные нормы их использования.
- оперативно-производственное планирование – предусматривает установление текущих производственных заданий различным структурным подразделениям и корректировку плановых заданий в процессе производства.
Плановые показатели могут быть:
· расчетные – утверждаются организацией самостоятельно (объем выпуска продукции, прибыль, выручка от реализации и т.д.);
· директивные – доводятся вышестоящей организацией, государством.
! На уровне государства разрабатываются:
· бюджет;
· осуществляется регулирование цен (устанавливаются предельные размеры торговых надбавок, уровня рентабельности и т.д.);
· осуществляется регулирование оплаты труда (установление базовая величина, тарифной ставки 1-го разряда и т.д.);
|
|
· ставки налогов и т.д.
В настоящее время все предприятия составляют бизнес-планы.
Бизнес-план - это программа действий, направленная на достижение успеха в предпринимательской деятельности предприятия в рыночных условиях.
Основные разделы бизнес-плана (примерная структура):
Резюме (идея)
1. Характеристика предприятия и стратегия его развития.
2. Описание продукции (услуги).
3. План маркетинга. Анализ рынков сбыта.
4. Производственный план
5. Организационный план (управление предприятием, персоналом, сбытом и т.д.).
6. План реализации проекта (график выполнения мероприятий).
7. Финансово-инвестиционный.
8. Юридический план.
Приложения.