Посещение розничных магазинов и покупка

Посещение розничных магазинов (шоппинг) было любимым развлечением американцев. Хотя сфера продажи на дому делает бесспорные успехи, которые можно выразить в конкретных цифрах, тем не менее, по нашим оценкам, около 90 % приобретенного товара, с точки зрения суммарной стоимости, приходится на розничные магазины, каталоги, выставки и торговые автоматы.

Еще в 1987 г. 70 % американцев (около трети их составляли мужчины) посещали крупные торговые центры каждую неделю. Очевидно, что главный мотив – это приобретение информации. До недавнего времени фактически не было другого способа для тех, кто хочет оценить весь диапазон возможностей.

«Почему люди поспешают магазины»
1. Личные мотивы
Исполнение своей роли. Многие поступки связаны с известными типами поведения, традиционно являющимися частью определенной социальной роли, — мать, жена, муж, студент.
Развлечение. Посещение магазинов дает возможность отвлечься от рутины повседневной жизни и является формой отдыха.
Самоудовлетворение. Эмоциональные состояния и настроения могут служить объяснением, почему (и когда) человек идет по магазинам. Некоторые люди говорят, что они зачастую ослабляют депрессию тем, что просто тратят на себя деньги. В этом случае поход в магазин мотивирован не потребностью, а процессом покупки самим по себе.
Изучение новых тенденций. Товары тесно вплетены в повседневную жизнь каждого и часто служат символом убеждений и образа жизни. Человек изучает тенденции, движение и символы, которые соответствуют тем или иным продуктам; когда посещает магазины.
Физическая активность. Людям, живущим в городах, посещение магазинов порой дает возможность просто пройтись пешком. Некоторые посетители любят прогуляться по торговым центрам и улицам.
Сенсорная стимуляция. Предприятия розничной торговли обеспечивают массу потенциальных сенсорных впечатлений. Посетители магазина рассматривают товары и друг друга; им нравится трогать товары, слышать звуки музыкального фона, чувствовать запахи духов или приготовляемой в кафе пищи.
2. Социальные мотивы
Социальный опыт за пределами дома. Места торговли традиционно были центрами социальной жизни. Гуляя по рынку или магазинам, можно встретить друзей, соседей или войти в другой социальный контакт.
Общение «по интересам». Магазины, которые предлагают изделия, представляющие интерес для коллекционеров, или товары и услуги для досуга (например, почтовые марки или товары для украшения дома), дают возможность поговорить о своем увлечении с другими покупателями и с обслуживающим персоналом, который может дать специальную информацию по этому вопросу.
Привлечение представителей эталонной группы. Постоянными клиентами магазина может двигать желание быть среди равных, или среди тех, к кому хотелось бы принадлежать.
Статус и авторитет. Иногда человек посещает магазин, чтобы получить возможность привлечь к себе внимание или просто хочет, чтобы его обслужили. Человек может почувствовать свое превосходство и власть в ситуации хозяин-слуга.
Удовольствие от возможности поторговаться. Многие посетители просто любят торговаться или придираться к качеству товаров и услуг, полагая, что таким путем можно снизить цену. Человек гордится тем, он сумел сделать удачное приобретение или получить выгоду.

Нo мотивации для шоппинга гораздо разнообразнее. Для некоторых он стал образом жизни и почти самоцелью. Посетители магазинов часто так объясняют склонность к походам по магазинам: избавиться от чувства одиночества, рассеять у, шоппинг как спорт (что называется, стало системой), трофеи (покупатель «великий добытчик»), бегство от себя или окружающих, осуществление фантазий и преодоление депрессии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: