Тема 1. Понятие и правовая регламентация международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства

Тема: «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»

Тема 1. Понятие и правовая регламентация международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

Возрастание значения международного сотрудничества в борьбе с преступностью в целом и при расследовании, рассмотрении и разрешении уголовных дел в частности, предопределяется общим для большинства стран абсолютным и относительным ростом преступности, особенно ее организованных форм, которые носят преимущественно насильственно - корыстный и корыстный характер, что сопровождается резким ростом объемов доходов преступной деятельности, в большинстве случаев укрываемых за границей.

На его характер и цели существенное влияние оказывают: широкое распространение налоговых преступлений; количественный рост и качественное "совершенствование" легализации доходов от преступной деятельности; развитие индустрии наркобизнеса; расширение незаконного оборота оружия и боеприпасов, являющегося питательной средой терроризма, международная составляющая которого требует сотрудничества различных государств в борьбе с ним; торговля людьми и незаконный ввоз мигрантов; транснациональный характер наиболее распространенных экологических преступлений; устойчивый рост числа преступных посягательств на предметы и документы, имеющие историческую, научную, художественную и культурную ценность, контрабандные операции с которыми приобрели массовый характер; распространенность компьютерных преступлений, которые в силу особенностей развития средств телекоммуникаций носят транснациональный характер; масштабы коррупционных преступлений, связь которых с организованной и транснациональной преступностью очевидна.

Тенденции современной преступности предопределяют необходимость создания эффективных международных механизмов более тесного сотрудничества между государствами в борьбе с ней. Анализ этих тенденций и заключенных в этой сфере договоров свидетельствует, что в настоящее время международное сотрудничество в борьбе с преступностью представляет собой сложное системное явление, содержание которого, наряду с иным, составляют согласованные между государствами меры по оказанию помощи в расследовании уголовных дел и осуществлении уголовного преследования; расследованию международных преступлений, осуществлению уголовного преследования и наказанию лиц, виновных в их совершении; обеспечению исполнения уголовных наказаний.

Правовое регулирование международного сотрудничества в уголовном процессе предопределяются обязательствами РФ, принятыми ею при подписании международных договоров. Многие из них содержат, с одной стороны, нормы уголовно-процессуального характера, а с другой - нормы, предписывающие государствам-участникам принять меры к включению в национальное законодательство процессуальных правил для максимально широкого международного сотрудничества в уголовном процессе.

По условиям абсолютного большинства многосторонних международных договоров и согласно правилам, установленным всеми без исключения двусторонними международными договорами РФ, действующими в рассматриваемой сфере, при исполнении запросов иностранных государств применению подлежит уголовно-процессуальное законодательство запрашиваемой стороны. Аналогичный порядок оказания правовой помощи только с использованием национального законодательства является базовым в праве различных стран.

Оказание государствами друг другу правовой помощи по уголовным делам занимает важное место в международном сотрудничестве в области борьбы с преступностью.

Необходимость вмеждународной правовой помощи возникает в случаях, когда обвиняемый или подозреваемый по уголовному делу, возбужденному на территории одного государства, скрывается на территории другого государства либо когда свидетели, потерпевшие или другие участники уголовного процесса, документы по уголовному делу, расследуемому или рассматриваемому в суде на территории одного государства, находятся на территории другого государства, а также в некоторых других случаях. В связи с этим и в целях выполнения задач уголовного процесса государства обращаются друг к другу за помощью о розыске обвиняемого или подозреваемого, его задержании либо заключении под стражу, а затем о его выдаче с целью привлечения к уголовной ответственности, а также о производстве следственных или других процессуальных действий, без которых невозможны успешное расследование, отправление правосудия по уголовному делу и исполнение решений суда.

Таким образом, оказание международной правовой помощи по уголовным делам есть выполнение на основании международных договоров и национальных нормативных правовых актов одним государством в интересах другого государства запросов о производстве процессуальных действий или о выдаче обвиняемого (подозреваемого) для привлечения его к уголовной ответственности по конкретному уголовному делу, расследуемому или рассматриваемому в суде запрашивающего государства, либо об исполнении приговоров или иных судебных решений, в том числе о передаче осужденного в одном государстве для отбывания наказания или принудительного лечения другому государству.

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью представляет собой регулируемую нормами международного и внутригосударственного права деятельность по защите интересов личности, общества, государства и мирового сообщества от международных, транснациональных и имеющих транснациональный характер преступлений, посягающих на внутригосударственный правопорядок. Она осуществляется путем принятия согласованных между странами мер по:

1) установлению наказуемости в уголовном порядке определенных общественно-опасных деяний (криминализации) и унификации на этой основе уголовного законодательства;

2) пресечению готовящихся или совершенных преступлений, в том числе и путем проведения в необходимых случаях оперативно-розыскных действий;

3) оказанию помощи в расследовании уголовных дел и осуществлении уголовного преследования;

4) организации деятельности международных судебных органов, связанной с расследованием международных преступлений, осуществлением уголовного преследования и наказанием лиц, виновных в их совершении; обеспечению исполнения уголовных наказаний;

5) постпенитенциарному воздействию;

6) оказанию профессионально-технической помощи и предупреждению преступлений.

Международное сотрудничество в сфере уголовного процесса (судопроизводства) - это осуществляемая органом дознания, следователем, прокурором и судом в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего уголовное судопроизводство, согласованная с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств, а также международными организациями деятельность по получению и оказанию помощи в досудебном производстве и судебном разбирательстве, а также в принятии других мер, необходимых для правильного разрешения уголовных дел.

Просьба о помощи направляется государству в виде запроса (поручения), оформленного в соответствии с требованиями международных договоров и ст.453, 454 УПК. Государство, направившее поручение или запрос об оказании правовой помощи другому государству, называется запрашивающим, а государство, получившее и исполняющее его, - запрашиваемым.

Оказание правовой помощи по уголовным делам затрагивает интересы того государства, которое обратилось за помощью.

Основной задачей данного правового института является объединение усилий государств в борьбе с преступностью, оказание друг другу содействия в раскрытии и расследовании преступлений, изобличении лиц, их совершивших, и вынесении в отношении них справедливого приговора, исполнении решений суда, а также возмещении ущерба потерпевшим независимо от территориальных границ, различий национального законодательства и правоприменительной практики государств.

Особенность института правовой помощи по уголовным делам заключается в том, что он имеет смешанную отраслевую принадлежность, т.е. регулируется как уголовно-процессуальным и уголовным, так и международным правом.

Оказание правовой помощи по уголовным делам возможно только в отношении преступлений, наказание за которые на момент просьбы о помощи подпадает под юрисдикцию управомоченных органов запрашивающего государства.

Объем и процедура выполнения процессуальных действий российскими органами расследования, прокуратуры и судом в порядке оказания правовой помощи в определенной степени зависят от того, к какому международному сообществу относится взаимодействующее с Россией государство: к Совету Европы или к Содружеству Независимых Государств (СНГ). Оказание взаимной правовой помощи государствами - членами Совета Европы, в который с 1996 г. входит и Россия, осуществляется на основании конвенций Совета Европы, двусторонних международных договоров России с этими государствами и норм раздела XVIII УПК.

Если государство является членом Содружества Независимых Государств, то правовая помощь оказывается в соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в Минске 22 января 1993 г., двусторонними международными договорами России с государствами - членами СНГ и нормами раздела XVIII УПК.

В правовой помощи по уголовным делам может быть отказано:

1) для государств - членов Совета Европы - если просьба касается преступления, которое запрашиваемое государство считает политическим преступлением или преступлением, связанным с политическим преступлением, или выполнение просьбы может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным его интересам, а в отношении России, кроме того, если лицо, которое в запрашивающем государстве подозревается или обвиняется в совершении правонарушения, находится под судом, либо было осуждено или оправдано в связи с этим правонарушением в Российской Федерации или в третьем государстве, либо в отношении этого лица в Российской Федерации или в третьем государстве вынесено решение об отказе в возбуждении или прекращении производства по делу, по поводу которого поступил запрос о правовой помощи; если преследование или исполнение решения по делу невозможно ввиду истечения срока давности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) для стран - участниц СНГ - если оказание такой помощи может нанести ущерб суверенитету или безопасности либо противоречит законодательству запрашиваемого государства.

О причинах отказа в предоставлении взаимной помощи обязательно должно быть сообщено запрашивающему государству.

Взаимодействие с иностранными государствами в сфере уголовного судопроизводства осуществляется на основе двухсторонних международных договоров, международных соглашений или на основе принципа взаимности, в соответствии с которым Верховный Суд РФ, а также правоохранительные министерства и ведомства письменно подтверждают обязательство оказать правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий или выдаче лиц для уголовного преследования или исполнения приговора.

Необходимо сделать вывод, что предметом исследования являются нормы уголовно-процессуального, уголовного и конституционного законодательства Российской Федерации, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, определяющие правовую регламентацию и порядок осуществления международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства; проблемные вопросы правоприменительной практики, возникающие в ходе реализации международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства в стадии предварительного расследования.

Оказание правовой помощи по уголовным делам осуществляется на основании многосторонних или двусторонних международных договоров Российской Федерации и норм раздела XVIII УПК, которыми установлены основания и порядок оказания правовой помощи, ее объем и виды, субъекты и содержание, процедура оформления, направления, получения и выполнения поручений об оказании правовой помощи и т.д.

Под международным договором Российской Федерации понимается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Важнейшими многосторонними международными договорами, регулирующими вопросы взаимной правовой помощи по уголовным делам, являются:

принятые Советом Европы: Европейская конвенция о выдаче 1957 г. с дополнительными протоколами 1975 и 1978 гг. (далее - Конвенция о выдаче 1957 г.) и Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. с дополнительным протоколом 1978 г., ратифицированные и вступившие для России в силу 9 марта 2000 г. (далее - Конвенция о правовой помощи 1959 г.), Европейская конвенция о пресечении терроризма 1977 г., ратифицированная Россией 7 августа 2000 г., Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания 1998 г.

принятые государствами - членами СНГ: Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам

1993 г., ратифицированная Россией и вступившая для нее в силу 10 декабря

1994 г., с дополнительным протоколом к ней 1997 г. (далее - Минская конвенция 1993 г.; Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания 1998 г., ратифицированная Россией и вступившая для нее в силу 5 июля 2000 г.

Двусторонние международные договоры заключаются государствами в развитие положений многосторонних и для конкретизации применения содержащихся в них принципов. В частности, в них могут быть уточнены основания для отказа в оказании правовой помощи, положения о совпадении концепций (например, двойная юрисдикция, отсутствие срока давности), виды правовой помощи, органы, управомоченные запрашивать правовую помощь, и т.д. Так, в Договоре между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1999 г., ратифицированном и вступившем в силу для России 3 ноября 2000 г., в значительной степени расширен и конкретизирован объем правовой помощи, согласно ст.2.

В настоящее время Россией заключено около сорока двусторонних соглашений об оказании правовой помощи по уголовным делам с другими государствами. Многосторонние договоры в отношении тех стран, к которым они применяются, имеют преимущество перед положениями двусторонних договоров этих стран.

В целях оказания государствам помощи в подготовке двусторонних международных договоров об оказании правовой помощи по уголовным делам и унификации законодательства по этому вопросу Организацией Объединенных Наций были приняты типовые договоры: О передаче уголовного судопроизводства - Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. № 45/118); О передаче надзора за правонарушителями, которые были условно осуждены или условно освобождены, а именно Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1990г. № 45/119; О взаимной помощи в области уголовного правосудия и факультативный протокол к нему в области уголовного правосудия, касающийся доходов от преступлений - Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. № 45/117.

Оказание правовой помощи возможно не только при наличии соответствующего международного соглашения, но и на основе общих правил достижения межгосударственных договоренностей по дипломатическим каналам - в виде письменных обязательств Верховного Суда РФ, Министерства иностранных дел РФ, Министерства юстиции РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ФСНП РФ или Генеральной прокуратуры РФ оказать от имени России правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий. Такое оказание правовой помощи по уголовным делам называется правовой помощью на основе принципа взаимности.

Оказание правовой помощи по уголовным делам регламентируется также ст.13 и п.4 ст.72 УК РФ и некоторыми подзаконными актами. В частности, на основании Указа Президента Российской Федерации от 30 июля 1996г. № 1113 "Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола" и Положения о Национальном центральном бюро Интерпола, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. № 1190, регламентируется организация информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации с соответствующими органами иностранных государств - членов Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола.

Ведомственные нормативные правовые акты, в том числе приказы Генеральной прокуратуры РФ от 26 июня 1997 г. № 34 "Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью" и от 3 августа 1998 г. № 50 "Об организации международного сотрудничества прокуратуры Российской Федерации", указание Генерального прокурора РФ от 23 июня 1998 г. № 42/35 "О порядке рассмотрения ходатайств других государств об экстрадиции", совместный приказ от 26 июня 2000 г. МВД России № 684, Минюста России № 184, ГТК России № 560, ФСБ РФ № 353, ФСНП РФ № 257, ФПС РФ № 302 "Об утверждении Инструкции об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации по линии Интерпола" и другие определяют процедуру оформления, направления и получения, а также выполнения отдельных видов правовой помощи.

В случае несоответствия нормативного правового акта Российской Федерации международному договору Российской Федерации согласно ч.4 ст.15 Конституции РФ действует международный договор Российской Федерации.

Виды правовой помощи по уголовным делам. Выделяются следующие основные виды международной правовой помощи по уголовным делам для государств - членов СНГ, вытекающие из Минской конвенции 1993 г.:

1) выполнение поручений о следственных и иных процессуальных действиях, предусмотренных законодательством запрашиваемого государства;

2) выполнение поручений об уголовном преследовании граждан запрашиваемого государства, совершивших преступления на территории запрашивающего государства, на основании передачи компетенции учреждением одного государства - соответствующему учреждению другого государства;

3) выполнение поручений о розыске лиц;

4) выполнение поручений о выдаче лиц для привлечения их к уголовной ответственности (экстрадиция);

5) выполнение поручений о передаче на время лица, находящегося под стражей или отбывающего наказание в виде лишения свободы, для участия в следственных действиях;

6) выполнение поручений о взятии под стражу или задержании подозреваемого или обвиняемого до получения требования о выдаче;

7) выполнение поручений об исполнении приговоров и других решений суда иностранных государств, в том числе передача осужденных для отбывания наказания в государствах, гражданами которых они являются;

8) выполнение поручений о пересылке и вручение документов;

9) выполнение поручений о предоставлении информации о действующем законодательстве запрашиваемой страны.

Согласно вышеназванным европейским конвенциям виды правовой помощи по уголовным делам делятся на:

1) выполнение поручений в целях получения свидетельских показаний (к свидетельским показаниям отнесены и показания эксперта), в том числе путем проведения очной ставки;

2) выполнение поручений о передаче вещественных доказательств, материалов или документов;

3) выполнение поручений об обмене информацией из судебных материалов и о законодательстве;

4) выполнение поручений о вручении документов о приведении в исполнение приговора, взимании штрафа или оплате судебных издержек;

5) выполнение поручений о мерах, связанных с приостановлением вынесения или исполнения приговора, условным освобождением, отсрочкой начала исполнения приговора или прерыванием такого исполнения;

6) выдача преступников;

7) передача осужденных для отбывания наказания в государствах, гражданами которых они являются.

Некоторые двусторонние международные договоры предусматривают и иные виды правовой помощи. Так, в Договоре между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам в числе видов правовой помощи, помимо указанных выше действий, включено "предоставление по просьбе другой Стороны сведений о судимости обвиняемых".

Договор между Российской Федерацией и Республикой Индией о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1998 г., ратифицированный Россией 8 апреля 2000 г., в числе видов правовой помощи называет "принятие мер по установлению местонахождения, идентификации, наложению ареста, изъятию и конфискации средств, предназначенных для целей терроризма", что указано в ст.1.

В Договоре между Российской Федерацией и США о взаимной правовой помощи по уголовным делам в объем правовой помощи дополнительно включены: получение показаний и заявлений; установление местонахождения и идентификация лиц и предметов; арест имущества с целью его конфискации, а также конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества; возмещение ущерба и взимания штрафов; любая иная правовая помощь, не запрещенная законами запрашиваемой стороны, что указано в ст.2.

Сделаем вывод, что запрос иностранного государства об осуществлении уголовного преследования в отношении гражданина Российской Федерации, совершившего преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в Российскую Федерацию, рассматривается Генеральной прокуратурой Российской Федерации. При наличии оснований в отношении данного лица возбуждается уголовное дело и производится расследование в общем порядке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: