Квотирование и прямое регул-е экстерналий.
Прямое регул-е экстерналий требует меньшего бюрокр-го аппарата и меньшего кол-ва инф-ции. Оно опред-т допустимое поведение и уст-т наказание за его нарушение.Например: регул-е уличного движ-я светофорами, запрет на курение в общ-х местах.
Квоты – колич-е натур-е ограничение допустимого уровня произв-ва благ или исп-е факторов произ-ва. Они соот-т эф-му уровню произв-ва. Различают несколько способов распр. квот:
1) выдача квот на основе рез-в аукциона: приобретая квоту на аукционе покуп-ль действует исходя из 2х целей: 1. Увел-е потенциала произв-ва прод-и, 2. Огран-е произв-х возможностей конкурента. Устранить конкурентов путем преобретения всей квоты. Фирмы, стремящиеся монополизировать рынок, готовы платить цену за квоту равную сверх прибыли монополиста. В этом случае гос-во получает max доход от аукциона. Монополия на рынке с «-» внеш-м эф-м может стремиться к установлению объема выпуска ниже оптим-го. В этом случае говорят о реализации принципа 2го лучшего. Смысл в том, что если сущ-т более, чем 1 проблема эф-ти рынка, лучше оставить обе проблемы неразрешенными, чем решить только 1 из них.
2) продажа квот на конк-м рынке означает, что гос-во выступает в качестве единст-го поставщика квот на данном рынке. Произ-ль имеет право торговать квотами м/у собой при наличии большого числа покуп-й и продавцов, рынок стан-ся конкур-м. в состоянии рын-го равновесия цена квоты будет равна пред-м изд-м, а объем выпуска оптимальный с т.зр. общ-ва.
С относительно низкими изд-ми снижение экстерналий будет значит-е. фирмы с высокими изд-ми будут вынуждены покупать квоту. В рез-те ст-ть квоты будет равна налогу Пигу.
3) бесплатное распр-е квот. Приводит к тому, что действ-е произв-ли не стремятся миним-ть свои изд-ки произв-ва. Помимо этого, превышение рын.цены приводит к возникновению неконкур-й сверхприбыли. Данная прибыль должна стимулировать фирмы к вступлению в отрасль, однако такое вступление невозможно, т.к. отрасль не имеет право на произв-во.






