Термины и определения

Авиационное предприятие - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ

Авиационные работы - работы, выполняемые с использованием полетов воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны и защиты окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей

Агент — лицо или организация, уполномоченное действовать за перевозчика либо за другое лицо или организацию, а также от их имени.

Аэродром - участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления, и стоянки воздушных судов.

Аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников.

Аэропорт отправления — аэропорт, в котором согласно авиабилету и багажной квитанции начинается воздушная перевозка пассажира и его багажа.

Аэропорт международный - аэропорт, выделенный для приема, выпуска и обслуживания воздушных судов, выполняющих международные полеты, и имеющий пункты пограничного, таможенного и карантинного контроля.

Аэропорт назначения — аэропорт, в который согласно авиабилету и багажной квитанции заканчивается воздушная перевозка пассажира и его багажа.

Аэропорт транзита — промежуточный аэропорт, не отмеченный в авиабилете и багажной квитанции по маршруту следования рейса, которым перевозятся пассажир и его багаж.

Аэропорт трансфера — промежуточный аэропорт, отмеченный в авиабилете и багажной квитанции как пункт, в котором пассажир и его багаж передаются с одного рейса на другой рейс того же или другого перевозчика.

Багаж - предметы и вещи, составляющие личное имущество пассажира. В это понятие включается как зарегистрированный, так и незарегистрированный багаж.

Багаж зарегистрированный - багаж, который перевозчик принял к перевозке под свою ответственность и на который он выдал багажную квитанцию.

Багаж незарегистрированный (ручная кладь) - любой багаж пассажира, кроме зарегистрированного багажа, находящийся во время перевозки в кабине воздушного судна под наблюдением самого пассажира.

Багаж несопровождаемый - багаж, принятый к перевозке отдельно от пассажира и оформленный в качестве груза по авиагрузовой накладной. При наличии свободного тоннажа несопровождаемый багаж может быть отправлен на том же воздушном судне, на котором следует пассажир.

Багаж транзитный - зарегистрированный багаж, который перевозится (должен быть перевезен) по линии одного переводчика на двух или более участках данного рейса без перегрузки в промежуточных пунктах посадки.

Багаж трансферный (межлинейный) - зарегистрированный багаж, который перевозится (должен быть перевезен) по линиям одного или более перевозчиков на основании одного или нескольких авиабилетов, оформленных для данной перевозки, с перегрузкой из одного самолета в другой в пунктах стыковки рейсов.

Багаж сверх нормы - багаж, масса которого превышает установленную перевозчиком норму бесплатного провоза багажа. Перевозка багажа сверх нормы осуществляется за плату по соответствующему багажному тарифу.

Багажная квитанция - часть авиабилета, удостоверяющая прием к перевозке зарегистрированного багажа.

Билет - документ, именуемый «Пассажирский билет и багажная квитанция», выданный перевозчиком или от его имени, включающий в себя условия договора перевозки пассажира и его багажа и состоящий из купона «Для пассажира», «Полетных» купонов и купонов «Для агентства» и «Для контроля». Купон «Для пассажира» остается у пассажира и удостоверяет заключение с ним договора перевозки. «Полетный» купон дает право на перевозку между указанными в нем определенными пунктами маршрута. Купон «Для агентства» остается в агентстве перевозчика, выдавшем билет. Купон «Для контроля» остается у перевозчика для расчетных и контрольных целей.

Багажная бирка - документ, выдаваемый перевозчиком исключительно для опознавания зарегистрированного багажа. Корешок багажной бирки прикрепляется перевозчиком к каждому месту зарегистрированного багажа, а ее отрывной талон выдается пассажиру и является требованием на получение багажа.

Бирка багажная на одного перевозчика - документ, выдаваемый пассажиру перевозчиком для опознания им зарегистрированного багажа и подтверждения в приеме багажа к перевозке. На такой бирке указан только один перевозчик.

Бирка «В кабину» - бирка, навешиваемая перевозчиком на незарегистрированный багаж (ручную кладь) и указывающая на то, что данный багаж перевозится в пассажирской кабине самолета.

Бирка именная адресная - бирка, служащая для идентификации владельца багажа.

Бирка досылочная - документ, служащий для оформления и досылки найденного, задержанного и засланного багажа в соответствии с инструкциями владельца багажа или перевозчика.

Бирка групповая - документ, служащий для опознавания багажа пассажиров, следующих группами (делегации, туристические группы).

Бирка VIP - документ, служащий для идентификации багажа особо важных пассажиров.

Блокирование мест - один перевозчик покупает у другого перевозчика определенное количество мест и/или грузовых отсеков на конкретных рейсах и использует их по своему усмотрению, получая соответствующие доходы.

Воздушная линия - любая регулярная воздушная линия, обслуживаемая воздушными судами для общественных перевозок пассажиров, почты или груза.

Гражданская авиация - авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики. Гражданская авиация, используемая для воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и авиационных работ, которые осуществляются за плату, относится к коммерческой гражданской авиации. Гражданская авиация, используемая на безвозмездной основе, относится к авиации общего назначения. Авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных и научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники.Авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных и научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники – экспериментальная авиация.

Договор перевозки - юридическое соглашение между субъектами перевозки о действиях над объектом перевозки. По договору перевозки пассажира перевозчик обязан перевезти пассажира и его багаж из пункта отправления в пункт назначения, предоставив место, указанное в билете, а пассажир - оплатить перевозку и соблюдать действующие на транспорте правила. По договору перевозки груза перевозчик обязан доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения в установленный срок и выдать получателю, а отправитель обязан оплатить перевозку и выполнять правила, действующие на момент перевозки.

Коммерческие права - разрешение авиапредприятию заниматься коммерческой деятельностью (осуществлять воздушную перевозку пассажиров и грузов). Другое название коммерческих прав – «свобода воздуха».

Существует несколько степеней коммерческих прав:

1. Право выполнения беспосадочных перелетов через территорию государства (транзитом).

2. Право выполнения полетов через территорию государства и посадки в определенных государством пунктах с некоммерческой целью (техническое обслуживание, дозаправка…).

3. Право выполнения полетов через территорию государства и посадки в определенных государством пунктах для высадки пассажиров, выгрузки грузов, багажа и почты, взятых на борт в стране регистрации воздушного судна.

4. Право выполнения полетов через территорию государства и посадки в определенных государством пунктах для приема на борт пассажиров, грузов, багажа и почты в целях перевозки их в страну регистрации воздушного судна.

5. Право выполнения свободного полета через территорию государства и посадки в определенных государством пунктах для выгрузки и приема на борт пассажиров, грузов, багажа и почты независимо от того, в какой стране они берутся на борт и в какую страну доставляются воздушным судном.

Как частный случай 5 степени коммерческих прав различают еще 2 степени:

1. Право принимать загрузку в одной стране и перевозить ее в третьи страны и обратно через свою территорию.

2. Право принимать загрузку в одной стране и перевозить ее в третьи страны по маршрутам, не проходящим над территорией страны регистрации воздушного судна.

Комбинации «свобод воздуха» зафиксированы в соглашении о воздушном сообщении и определяют объем коммерческих прав. В последнее время при перевозке туристов используются «урезанные» коммерческие права:

1. Step over - право авиапредприятия перевозить пассажиров до места назначения с остановкой в определенном пункте по маршруту следования (полета) с последующей перевозкой их самолетом той же авиакомпании.

2. Step over вне маршрута - право привозить пассажиров до и из пункта, где предоставляется право остановки самолетам различных авиакомпаний.

Магазин беспошлинной торговли (duty free shop) - предусмотренный Таможенным кодексом РФ таможенный режим, при котором товары реализуются под таможенным контролем на таможенной территории России (в аэропортах, портах, открытых для международного сообщения, и иных местах, определяемых таможенными органами) без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер экономической политики. М.б.т. может учреждаться российским лицом при наличии лицензии Государственного таможенного комитета РФ (ГТК РФ). В этом режиме могут реализовываться любые товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу в Россию, вывозу из нее, запрещенных к реализации на ее территории, а также иных товаров, перечень которых определяется ГТК РФ. Товары, реализация которых на территории России ограничена, могут реализовываться в таможенном режиме М.б.т. только при условии соблюдения требований, установленных законодательством РФ. Владелец М.б.т. обязан: исключить возможность изъятия помимо таможенного контроля товаров, поступающих в магазин; соблюдать условия лицензии на учреждение магазина и выполнять требования российских таможенных органов; вести счет поступающих и реализуемых товаров и представлять таможенным органам отчетность об этих товарах в порядке, определяемом ГТК РФ; отвечать за уплату таможенных платежей. При ликвидации М.б.т. по истечении срока действия лицензии либо при ее аннулировании или отзыве магазин становится складом временного хранения с даты принятия такого решения.

Международное воздушное право - совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами в отношении использования воздушного пространства с целью осуществления международного воздушного сообщения и обеспечения его безопасности, а также устанавливающих режим воздушных сообщений.

Международный полет воздушного судна - полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства. Международные воздушные полеты выполняются в целях перевозки пассажиров, груза, почты и багажа за плату по международным воздушным трассам.

Международный рейс - полет с пересечением государственной границы по установленной международной воздушной линии в одном направлении (с посадкой или без посадки в промежуточном пункте) от начального аэропорта вылета до конечного аэропорта посадки для перевозки коммерческой загрузки. В зависимости от назначения может быть:

1. Обычный (по расписанию).

2. Специальный - для перевозки официальных лиц, делегаций и так далее:

- по расписанию (регулярный);

- вне расписания (разовый, эпизодический).

3. Чартерный (заказной) - для перевозки определенной группы туристов или грузов по найму.

4. Дополнительный - дополнительно к расписанию.

5. Технический - для перевозки служебных грузов и персонала, а также облетов и перегонки авиационной техники.

Все полеты по международным воздушным линиям могут выполняться только при соответствующем оформлении разрешения по установленным межправительственным соглашением маршрутам без отклонения и нарушений режима использования воздушного пространства. Посадка выполняется только в международных аэропортах, где есть таможная, пограничная, карантинная и другие службы.

Международный полет может выполняться только при наличии на борту воздушного судна следующей судовой и полетной документации:

1. Свидетельство о государственной регистрации воздушного судна.

2. Удостоверение о годности воздушного судна к полетам.

3. Разрешение на бортовые радиостанции, находящиеся на воздушном судне.

4. Удостоверение о годности гражданского воздушного судна по шуму на местности.

5. Свидетельство эксплуатанта воздушной трассы.

6. Специальные положения по эксплуатации.

7. Лицензия на выполнение полетов по маршруту или видов работ (эксплуатацию воздушной линии).

8. Страховые полисы на членов экипажа воздушного судна и ответственности за причинение ущерба третьим лицам.

9. Форма (бланки) донесения:

Q авиационное происшествие;

Q инцидент;

Q опасное сближение (AIR TRAFIC INCIDENT).

10. Сводная загрузочная ведомость.

11. Генеральная декларация.

12. Пассажирский манифест.

13. Грузовой манифест.

14. Сертификат о дезинсектизации (называемый часто как сертификат о дезинфекции).

15. Бортовые журналы (для воздушного судна иностранного производства может быть бортовой журнал на английском языке):

16. Бортовой журнал воздушного судна;

17. Санитарный бортовой журнал.

18. Руководство по летной эксплуатации воздушного судна (для воздушного судна иностранного производства может быть на английском языке).

19. Контрольные карты проверок.

20. Документы аэронавигационной информации (карты захода на посадку и аэронавигационные карты для использования членами экипажа, штурманский бортовой журнал, план полета и т.д.).

21. Руководство по производству полетов (включая справочник маршрутов) или часть его, касающаяся конкретного полета.

22. Задание на полет.

23. Папка с паспортами к магнитофонной ленте МСРП, тарировочные графики.

24. Справка о наработке воздушного судна и двигателей.

25. Сборник рекомендаций для экипажа по неисправностям и действиям в особых случаях полета.

26. Каталог наиболее часто встречающихся дефектов, классификация поиска и устранения отказов и неисправностей.

27. Требования на заправку ГСМ.

28. Наставление по производству полетов в ГА (НПП ГА).

Местная воздушная линия Российской Федерации (МВЛ) - установленная для полетов воздушных судов на высотах ниже нижнего эшелона часть воздушного пространства, ограниченная по высоте и ширине, обеспеченная обслуживанием воздушного движения.

Ордер разных сборов (МСО) - платежный документ, выданный пассажиру перевозчиком или его агентом, в котором содержится просьба выдать билет, квитанцию для оплаты сверхнормативного багажа или оказать другие связанные с перевозкой услуги лицу, указанному в нем. Ордер разных сборов - МСО - это специальный документ, который подтверждает оплату за различные виды услуг. Он может быть выписан для оплаты расходов по воздушной или наземной транспортировке, для оплаты сверхнормативного багажа, наземного обслуживания при инклюзив-турах, при взимании дополнительной оплаты при изменении тарифов, изменении класса обслуживания, разницы на возврат сумм при пересчете, в уплату за пользование гостиницей, в уплату расходов по РТА и других услуг. Ордер разных сборов не может быть использован для перевода сумм или выписан на сумму, превышающую 280 ам. долл. или их эквивалента. Ордер разных сборов признается только той авиакомпанией, на которую он выписан или передан при помощи передаточной надписи. Ордер разных сборов выписывается только на определенный вид услуг, указанных в нем. Никакие подчистки и исправления на МСО не допускаются. Любые следы, похожие на исправления, должны быть заверены выдающим перевозчиком. МСО может быть принят к перерасчету или возврату сумм только выдающим перевозчиком. Обменные купоны МСО не принимаются отдельно от пассажирского купона. Обменные купоны, на которых проставлена стоимость, отличная от стоимости всего МСО, не принимаются без наличия всех остальных купонов МСО. Ордер разных сборов представляет собой книжку с отрывными купонами разных цветов. В правом верхнем углу указан цифровой код перевозчика, номер формы, состоящий из двух цифр, и серийный номер, состоящий из семи цифр.

Купоны МСО имеют следующие обозначения:

1. для контроля - зеленого цвета;

2. для агентства - розового цвета;

3. обменный - желтого цвета;

4. пассажирский - внутренняя часть задней обложки.

На обратной стороне обложки указаны Положения об использовании.

Ордер разных сборов и любая перевозка, подчиняются действующим тарифам, условиям перевозки, правилам выдающего перевозчика, на которого выписан ордер, а также любого перевозчика, осуществляющего перевозку по билету или билетам, выданным в обмен на настоящий ордер. За исключением тех случаев, когда тарифы, условия перевозки и правила предусматривают иное, ни выдающий, ни другой перевозчик не несут ответственности перед лицом, приобретающим МСО, или пассажиром, поименованным в нем, в случае утери ордера или при использовании его не тем лицом, чья фамилия в нем указана. Лицо, выдавшее МСО, действует только в качестве агента того перевозчика или перевозчиков, которые выполняют указанную в нем перевозку, и не несет ответственности за утерю, повреждение или задержку, которые могут возникнуть на авиалиниях любого такого перевозчика или в результате отмены бронирования, или непринятия настоящего ордера. МСО не является действительным, если он не имеет штампа выдавшего агентства. При выписке МСО на гостиницы, операторов туров и другие услуги, лицо, выдавшее его, действует только в качестве агента гостиниц, операторов туров или других лиц, а договоры с лицом, предоставляющим услуги по наземной или другой перевозке, заключенные такими гостиницами, операторами туров или другими лицами, и услуги, оказываемые ими, подчиняются всем условиям, на которых заключены такие договоры. Приобретение ордера названным в нем лицом или лицом, действующим в его интересах, считается согласием и принятием таким лицом условий, в соответствии с которыми ни агент, выдававший ордер, ни его филиалы не несует ответственности за утерю, повреждение или задержку в отношении любого лица или вещей, возникшую в связи с наземной или другой перевозкой или услугой.

Остановка в пути - предварительно согласованный с перевозчиком временный перерыв в перевозке пассажира и его багажа в каком-либо промежуточном пункте по маршруту, полета.

Организация гражданской авиации - авиационное предприятие, аэропорт, авиационно-техническая база, авиаремонтный завод, научно-исследовательский институт, учебное заведение и любая другая организация, занимающаяся деятельностью, связанной с выполнением полетов и их обеспечением в гражданской авиации.

Остановка с некоммерческими целями - посадка с любой целью, иной, чем погрузка или выгрузка пассажиров, грузов или почты.

Пассажир — любое лицо, которое имеет авиабилет и перевозится или должно перевозиться на воздушном судне в соответствии с договором воздушной перевозки.

Пассажир транзитный — пассажир, следующий далее тем же рейсом, которым он прибыл в промежуточный аэропорт.

Пассажир трансферный — пассажир, который прибыл в промежуточный аэропорт (пункт трансфера) одним рейсом, а продолжает полет другим рейсом того же или иного перевозчика.

Перевозчик по договору - означает лицо, заключающее в качестве Договаривающейся Стороны, подпадающий под Варшавскую конвенцию, договор о перевозке с пассажиром или отправителем, или же лицом, действующим от имени пассажира или отправителя.

Перевозочные документы - комплект документов, подтверждающих заключение договора перевозки. При перевозке пассажиров и багажа - билет и багажная квитанция. При перевозке грузов - комплект документов, грузовой манифест составленный в четырех экземплярах (первый и второй сопровождают груз в пункт назначения, где первый выдается получателю вместе с грузом под расписку во втором; третий экземпляр остается в пункте отправления в качестве отчетного документа; четвертый - выдается отправителю при приеме груза к перевозке), грузовая авианакладная и другие документы требуемые госорганами.

Перрон - часть летного поля аэродрома, подготовленная и предназначенная для размещения воздушных судов в целях посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки багажа, почты и грузов, а также для выполнения других видов обслуживания.

Пользователи воздушного пространства - граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

Рейс совместного обслуживания - определяется кодами двух авиапредприятий, которые соглашаются на распределение доходов и/или расходов при согласии их соответствующих правительств.

Смешанная перевозка — перевозка пассажиров, багажа, груза и почты, осуществляемая перевозчиками разных видов транспорта по одному документу в прямом смешанном сообщении.

«Стоп-овер» — запланированная пассажиром и заранее согласованная и подтвержденная перевозчиком остановка в перевозке пассажира и его багажа в аэропорту, который находится на пути следования между аэропортом отправления и аэропортом назначения.

Совместное использование кодов (code sharing) - использование кодового обозначения рейса одного перевозчика для обозначения рейса второго перевозчика. При этом рейс обычно определяется как выполняемый вторым перевозчиком. Государства, как правило, требуют, чтобы оба перевозчика, заключившие соглашения о совместном использовании кодов, имели надлежащее разрешение. Совместное использование кодов часто сочетается с блокированием мест.

Эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: