Устройство статора синхронной машины принципиально не отличается от устройства статора асинхронной машины. К обмотке ротора подводится постоянный ток через два изолированных друг от друга и от вала контактных кольца, насаженных на вал ротора, и неподвижные щетки, скользящие по контактным кольцам. По конструкции ротора синхронные машины подразделяются на неявнополюсные и явнополюсные. На рис.в.1,а показан ротор синхронной явнополюсной машины, когда на полюсы надета обмотка возбуждения 1, а на рис.в.1, б – ротор неявнополюсной машины, когда обмотка возбуждения 1 уложена в продольных пазах, расположенных по всей длине монолитного стального цилиндрического сердечника ротора.
Рис.в.1. Ротор синхронной машины
Мощность, необходимая для возбуждения, обычно составляет 0,3–3 % от мощности синхронной машины.
Ту часть синхронной машины, в обмотке которой наводится ЭДС, и протекает ток нагрузки, называют якорем, а часть машины, где расположена обмотка возбуждения, называется индуктором.
|
|
Постоянный ток, протекающий по обмотке возбуждения, создает магнитное поле, неподвижное относительно ротора, т.е. ротор можно упрощенно рассматривать как постоянный магнит. Результирующее магнитное поле статора можно также представить в виде магнита, вращающегося с синхронной скоростью . Ротор (постоянный магнит) увлекается полем статора и вращается синхронно с ним. При отсутствии нагрузки на валу двигателя ось магнитного поля ротора совпадает с осью магнитного поля статора и угол нагрузки равен нулю. Если же к валу двигателя приложен момент сопротивления, то ось магнитного поля ротора отстает от оси магнитного поля статора и угол >0. Условно можно считать, что оси магнитных полей статора и ротора связаны «магнитной пружиной», и увеличение угла ведет к возрастанию натяжения «пружины» и электромагнитного момента.
Угол называют внутренним углом или углом нагрузки СД, он является важнейшей переменной, характеризующей режим работы машины. В установившихся режимах величина этого угла постоянна, и угловая скорость ротора равна угловой скорости поля статора
= . В двигателе поле якоря - ведущее звено, ротор - ведомое звено.
Таким образом, в синхронных машинах ротор и поле якоря вращаются в такт или синхронно, откуда и происходит название этого вида машин.
Наиболее часто применяется для пуска синхронных двигателей и компенсаторов асинхронный пуск синхронного двигателя. Данный способ включения не требует дополнительного разгонного двигателя и производится следующим образом. Обмотка возбуждения замыкается на гасительное сопротивление. Двигатель включается в сеть. Токи обмотки якоря образуют магнитное поле якоря, вращающееся с синхронной частотой . При перемещении этого поля относительно ротора с частотой ( — скольжение) в его демпферной обмотке индуктируется э.д.с. и текут токи частоты скольжения.
|
|
В результате взаимодействия этих токов с полем якоря возникает электромагнитный момент, действующий на ротор в направлении вращения поля якоря. Ротор приходит во вращение и достигает скорости, близкой к синхронной, как в обычном асинхронном двигателе. После этого обмотку возбуждения переключают на источник постоянного тока и плавно увеличивают ток возбуждения. Полюсы ротора вступают во взаимное притяжение с полюсами поля якоря противоположной полярности, в результате чего, после нескольких колебаний около синхронной частоты вращения, ротор втягивается в синхронизм.
Цель работы – овладение практическими навыками экспериментального определения угловых, V - образных, рабочих характеристик синхронного двигателя и оценки потребительских свойств этого двигателя.