Структурные сигналы

Чтобы понять текстовые стратегии пользователей языка в формировании темы как при построении, так


и при восприятии дискурса, нам следует вновь обратиться к природе семантических макроструктур. Они состоят из макропропозиций довольно высокого уровня, выведен­ных из пропозиций, содержащихся в тексте, а также из фо­новых знаний о мире. Следовательно, макропропозиции в принципе не обязательно должны непосредственно быть выраженными в поверхностной структуре текста. Они должны быть выведены из семантической интерпретации слов, фраз, предложений или последовательностей пред­ложений. Основная стратегия должна быть сформулиро­вана в виде семантического вывода. Однако, чтобы облег­чить построение такого вывода слушающим, дискурс, как правило, сигнализирует о предполагаемых макрострукту­рах. Поскольку пользователи языка привносят обычно различные знания, убеждения и т. д. в процесс интерпрета­ции, то, вероятно, они могут вывести и различные макро­структуры. Для ограничения этого типа личностных ва­риаций, возникающих в ходе интерпретации, говорящие используют специальные средства. Одним из них служит эксплицитное выражение в самом дискурсе его основной темы, то есть макропропозиции. Тематические выраже­ния могут встречаться в различных местах дискурса, но предпочтительно в его начале или в конце или же в начале и в конце соответствующих эпизодов и абзацев.

Тематические выражения имеют особые поверхност­ные структуры: обычно они не только предшествуют или следуют за дискурсом, встречаются в начале или в конце абзацев, но и выражаются отдельными предложениями, выделяются курсивом или отделяются от других выраже­ний паузами. Выделение тематических выражений может быть весьма эффективным: было показано, например, что Дети, не умеющие успешно использовать тематические выражения для именования отрывков текста, легко справ­лялись с этим заданием в тех случаях, когда тематические выражения графически выделялись (см. Williams, Tay­lor and Ganger, 1981). Тематические выражения мо-гут иметь различную протяженность: от последователь­ностей предложений до отдельных предложений, фраз или слов. Так, начальное или заключительное резюме в газетных новостях обычно состоит из последовательно­сти предложений, в то время как заглавия состоят из од­ной предикативной синтагмы или фразы, а подзаголов- я~ из одной фразы или одного слова. Наконец, чтобы юмочь читателю^вывести макропропозиции для предше­ствующих или последующих фрагментов дискурса, даже.


в рамках нетематических предложений используются те­матические ключевые слова.

Расположение тематических выражений в начале или в конце дискурса или абзаца зависит от их семантических функций. В первом случае они помогают слушающему сформировать гипотезу относительно темы дискурса или эпизода с тем, чтобы последующие предложения могли быть интерпретированы по отношению к этой макропро­позиции сверху вниз. Во втором случае тематические вы­ражения служат для проверки, припоминания и коррекции уже выведенных слушающим макропропозиций. При этом в процессе выведения темы слушающий имеет не только уже иерархически организованную, но и посту­пающую новую информацию.

Между заранее спланированным письменным дискур­сом и спонтанным устным дискурсом существуют разли­чия в употреблении тематических выражений. В то время как в письменном дискурсе обычно имеют место заголов­ки и подзаголовки, в устном дискурсе, как правило, дается указание на различного вида тематические выражения.

Например: „Рассказывал ли я тебе о...", „Знал ли ты, что..." (см. Jefferson, 1978; Quasthoff, 1980). В устном дискурсе для выделения важных понятий может использо­ваться также интонация и ударение. Более того, неодно­значность коммуникативной ситуации обычно уменьша­ется благодаря наличию такой контекстуальной инфор­мации, как жесты и другие паратекстовые сигналы, а так­же устанавливающемуся взаимопониманию в данной коммуникативной ситуации. Наконец, темы в устном ди­скурсе менее сложны, особенно в незапланированном раз­говоре, и короче, чем в письменном дискурсе. В более длинных формах устного дискурса, особенно в моноло­гах, например в лекциях или в публичных выступлениях, прослеживаются особенности письменного дискурса, объ­явленные заранее темы, резюме и т. д. Типы обсуждав­шихся здесь языковых структур не всегда полностью вы­ражают целые макропропозиции, не говоря уже о целых макроструктурах. В общем, только резюме обычно пред­ставляют макроструктуры, тогда как заглавия иногда вы­ражают только ту макропропозицию, которая занимает в иерархии самое высокое место.

Другие выражения могут относиться не ко всей макро­пропозиции, а лишь к ее основным понятиям. Результа­том применения такой стратегии является не макропропо­зиция, а лишь ее фрагмент. Тематические выражения, дей-


ствительно, имеют в этом отношении двойную функцию. С одной стороны, они содержат понятия, из которых мо­гут строиться макропропозиции, а с другой — являются вводной информацией для стратегий использования зна­ний. Так, тематические выражения активизируют области знаний, фреймы или сценарии, необходимые для понима­ния последующих предложений и для применения макро­правил.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: