Чтобы понять текстовые стратегии пользователей языка в формировании темы как при построении, так
и при восприятии дискурса, нам следует вновь обратиться к природе семантических макроструктур. Они состоят из макропропозиций довольно высокого уровня, выведенных из пропозиций, содержащихся в тексте, а также из фоновых знаний о мире. Следовательно, макропропозиции в принципе не обязательно должны непосредственно быть выраженными в поверхностной структуре текста. Они должны быть выведены из семантической интерпретации слов, фраз, предложений или последовательностей предложений. Основная стратегия должна быть сформулирована в виде семантического вывода. Однако, чтобы облегчить построение такого вывода слушающим, дискурс, как правило, сигнализирует о предполагаемых макроструктурах. Поскольку пользователи языка привносят обычно различные знания, убеждения и т. д. в процесс интерпретации, то, вероятно, они могут вывести и различные макроструктуры. Для ограничения этого типа личностных вариаций, возникающих в ходе интерпретации, говорящие используют специальные средства. Одним из них служит эксплицитное выражение в самом дискурсе его основной темы, то есть макропропозиции. Тематические выражения могут встречаться в различных местах дискурса, но предпочтительно в его начале или в конце или же в начале и в конце соответствующих эпизодов и абзацев.
Тематические выражения имеют особые поверхностные структуры: обычно они не только предшествуют или следуют за дискурсом, встречаются в начале или в конце абзацев, но и выражаются отдельными предложениями, выделяются курсивом или отделяются от других выражений паузами. Выделение тематических выражений может быть весьма эффективным: было показано, например, что Дети, не умеющие успешно использовать тематические выражения для именования отрывков текста, легко справлялись с этим заданием в тех случаях, когда тематические выражения графически выделялись (см. Williams, Taylor and Ganger, 1981). Тематические выражения мо-гут иметь различную протяженность: от последовательностей предложений до отдельных предложений, фраз или слов. Так, начальное или заключительное резюме в газетных новостях обычно состоит из последовательности предложений, в то время как заглавия состоят из одной предикативной синтагмы или фразы, а подзаголов- я~ из одной фразы или одного слова. Наконец, чтобы юмочь читателю^вывести макропропозиции для предшествующих или последующих фрагментов дискурса, даже.
в рамках нетематических предложений используются тематические ключевые слова.
Расположение тематических выражений в начале или в конце дискурса или абзаца зависит от их семантических функций. В первом случае они помогают слушающему сформировать гипотезу относительно темы дискурса или эпизода с тем, чтобы последующие предложения могли быть интерпретированы по отношению к этой макропропозиции сверху вниз. Во втором случае тематические выражения служат для проверки, припоминания и коррекции уже выведенных слушающим макропропозиций. При этом в процессе выведения темы слушающий имеет не только уже иерархически организованную, но и поступающую новую информацию.
Между заранее спланированным письменным дискурсом и спонтанным устным дискурсом существуют различия в употреблении тематических выражений. В то время как в письменном дискурсе обычно имеют место заголовки и подзаголовки, в устном дискурсе, как правило, дается указание на различного вида тематические выражения.
Например: „Рассказывал ли я тебе о...", „Знал ли ты, что..." (см. Jefferson, 1978; Quasthoff, 1980). В устном дискурсе для выделения важных понятий может использоваться также интонация и ударение. Более того, неоднозначность коммуникативной ситуации обычно уменьшается благодаря наличию такой контекстуальной информации, как жесты и другие паратекстовые сигналы, а также устанавливающемуся взаимопониманию в данной коммуникативной ситуации. Наконец, темы в устном дискурсе менее сложны, особенно в незапланированном разговоре, и короче, чем в письменном дискурсе. В более длинных формах устного дискурса, особенно в монологах, например в лекциях или в публичных выступлениях, прослеживаются особенности письменного дискурса, объявленные заранее темы, резюме и т. д. Типы обсуждавшихся здесь языковых структур не всегда полностью выражают целые макропропозиции, не говоря уже о целых макроструктурах. В общем, только резюме обычно представляют макроструктуры, тогда как заглавия иногда выражают только ту макропропозицию, которая занимает в иерархии самое высокое место.
Другие выражения могут относиться не ко всей макропропозиции, а лишь к ее основным понятиям. Результатом применения такой стратегии является не макропропозиция, а лишь ее фрагмент. Тематические выражения, дей-
ствительно, имеют в этом отношении двойную функцию. С одной стороны, они содержат понятия, из которых могут строиться макропропозиции, а с другой — являются вводной информацией для стратегий использования знаний. Так, тематические выражения активизируют области знаний, фреймы или сценарии, необходимые для понимания последующих предложений и для применения макроправил.