Неизвестные на Западе в течение десятилетий исследования Проппа и работы других ранних формалистов способствовали возникновению структурной антропологии Клода Леви-Стросса (Levi-Strauss, 1958; Le-vi-Strauss, 1960) в 1960-х гг. Вместе с ростом структурной лингвистики и ее достижениями работы Леви-Стросса по анализу мифов и первые переводы работ русских формалистов на французский язык (Todorov, 1966 b) способствовали развитию направления, которое теперь известно под названием французского структурализма» Главной особенностью этого структуралистского подхода является его интерес к анализу повествования. Исследование литературных рассказов и обыденных историй, затем анализ фильмов и социальных мифов, которые основываются преимущественно на методах языкознания, представлены в работах Барта (Barthes, 1966), Грейма-са (Greimas, 1966), Тодорова (Todorov, 1966 a; Todorov, 1969), Кристевой (Kristeva, 1969), Эко (Еео, 1966; Ее о, 1976), Меца (Metz, 1966), Бремона (Вге-mond, 1964; Bremond, 1973) и многих других („Communications", 1964; „Communications", 1966; см. также Culler, 1975). Хотя первые исследования такого рода Haj чали появляться примерно в 1964 г., их социокультурный контекст и оказанное ими влияние на читателей связаны со студенческими волнениями 1968 г. и последовавшими изменениями в сфере высшего образования в том же году
|
|
и в последующие годы. В 1970-х гг. стало наблюдаться быстрое распространение структурализма этого направления и в Европе и в США, однако наиболее значительным и продолжительным воздействие этого направления было в романоязычных странах Европы, Северной и Южной Америки.
Связующим элементом в этом очень широком наборе различных направлений было возрождение новой дисциплины, а именно семиотики (франц. semiologie), на основе нескольких родственных дисциплин в области социальных наук (Morris, 1938) и гуманитарных наук (Barthes, 1964; Ее о, 1976). Как общая теория знаковой деятельности семиотика дала равную возможность антропологам, литературоведам, лингвистам и социологам изучать значение и обозначение в терминах, позволяющих устанавливать междисциплинарные соответствия и связи. Помимо широкоизвестных семиотических исследований мифов, рассказов, поэтических произведений, семиотика стимулировала также усиленный интерес к изучению различных явлений культуры и общественной жизни, которые ранее не пользовались вниманием со стороны традиционных научных дисциплин, например к изучению жестикуляции, национальных флагов и символов, к исследованию кино, рекламы, комиксов и других средств массовой информации. (Многие из этих работ были впервые опубликованы в широкоизвестном журнале „Communications".) Семиотический подход в дальнейшем оказал воздействие и на исследование средств массовой коммуникации и новостей (Bentele, 1981; Hartley, 1982).
|
|
В то жеАсамое время в другой части Европы структурная антропология также пробудила интерес к систематическому анализу мифов и сказок (Dundes, 1964; Кбп-gas-Maranda and Maranda, 1971). И лишь исследования в области лингвистической антропологии, разрабатываемой в США, заложили основы для широкого изучения дискурса и коммуникативных явлений. Благодаря деятельности таких ученых, как Хаймс и Гамперц, середина 1960-х гг. была отмечена возникновением этнографии устной речи и этнографии коммуникации
Byrnes, 1964; Gumperz and Н у me s, 1972). Помимо структурного анализа мифов, сказок, рассказов, песен, Различных типов повседневного устного общения, в рам-Ках данного подхода производилось исследование общего
гнографического контекста таких дискурсов, в том числе особенностей их коммуникативной реализации, а также
социальных и культурных условий их употребления (Bauman and Sherzer, 1974; Saville-Troike, 1982; Gumperz, 1982a; Gumperz, 1982b).