Стратегическое использование моделей

Структурные репрезентации всего лишь наполовину приближают нас к ответу на вопрос о природе моделей ситуации. Нам нужно еще определить операции и, в част­ности, стратегии, применяемые к структурам этих моде­лей. Например, высокоуровневая макроорганизация мо­делей дает возможность проводить поиск,опирающийся на зависящие один от другого уровни репрезентации. Иногда необходима только самая важная информация о модели, например, когда дается краткое резюме ситуа­ции (или строится рассказ о такой ситуации). В этом слу­чае разные категории позволяют нам осуществлять изби­рательный поиск моделей по заданным Времени, Месту или Участникам. К сказанному можно добавить, что в не­давно вышедшей работе о настроении и памяти (см. Bower, 1980) показано, что иногда можно осуществлять избирательный поиск через посредство эмоций: мы, на­пример, лучше вспоминаем «приятные» события, когда находимся в хорошем настроении.


СИТУАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ В ПРОИЗВОДСТВЕ ТЕКСТОВ

Если значительная часть нашей ранее опубликованной работы по проблемам, связанным с обработкой текстов, была посвящена пониманию (van Dijk and Kintsch, 1983), то здесь мы обратимся к порождению текстов. И сделаем это на основе теоретической конструкции, кратко изложенной выше, а именно рассматривая поро­ждение текста главным образом как процесс, берущий свое начало в моделях ситуаций. В зависимости от числа ограничений носители языка, так сказать, «считывают» соответствующие пропозиции в имеющихся ситуативных моделях и, таким образом, конструируют семантические 'едставления, или «базу», лежащую в глубинной струк­туре текста. Мы не учитываем здесь образование поверх-четной структуры, то есть такие процессы, как лексика-[зация и синтаксическое оформление речевого произве­дя (Butterworth, 1980).

Каковы же основные компоненты нашей теории по-итРоения текстов?






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: