Имеется также ряд лингвистических фактов, свидетельствующих о характере гипотетических структур моделей памяти. Носители языка конструируют предложения и тексты для описания ситуаций, поэтому разумно предположить, что грамматические структуры предложений и структуры текстов подсказывают исходные характеристики самих моделей. Кроме того, они позволяют слушающим эффективно реконструировать содержание и организацию «предполагаемой» модели. Например, сторонники функциональной грамматики (Dik, 1978) считают, что сематические репрезентации предложений отражают категорию главного предиката (обозначающего Действие, Событие, Процесс или Состояние) и некоторое число участников, обслуживающих различные роли, такие, как Агенс, Пациенс, Объект или Инструмент. В поверхностной структуре предложения на эти роли могут указывать падежи или порядок слов. Например, роль Агенса обычно исполняют подлежащие, нередко при этом занимающие начальную позицию темы (тематическую позицию) в предложении.
Похожие выводы можно сделать и по поводу организации текста. Так, Лабов (1972) показал, что такие тексты, как короткие рассказы, могут отражать различные условные категории типа Обстановки, Осложнения, Развязки, Оценки или Кода. Некоторые из этих категорий соответствуют структурным характеристикам моделей ситуаций
памяти. Действительно, короткие истории являются (частичными, относительными) отображениями таких моделей, хотя тексты этих историй предназначены для описания не любых рассматриваемых моделей, а лишь
;> в которых представлены «интересные» события или случаи. Вообще на предложения или тексты накладываю-
тся не только когнитивные, но и прагматические, контекстные, коммуникативные и интеракциональные ограничения.
В исследованиях рассказов, проводимых в рамках искусственного интелекта, а также в работах по психологии, связанных с построением так называемой «грамматики рассказа» (story grammar), предлагались самые разнообразные когнитивные представления для структур рассказов и для их понимания (см. Bruce, 1980; Wilensky, 1978, и статьи, собранные в: van Dijk, 1980b). Существенно, что рассказы в этих работах анализируются, как правило, в терминах структур действий, которые выражены в данных текстах, а именно в терминах Планов, Целей и Участников действий.
Анализ всех этих источников дает основание заключить, что, во-первых, модели являются иерархическими, категориальными структурами пропозиций, образующими стратегически эффективную «схему», а во-вторых, категории в моделях включают в себя Обстановку (Время, Место, Окружение, Условия), Участников в различных ролях, а также События или Действия, каждое, возможно, с категорией Модификатора, определяющей субъективную оценку ситуаций.
Современная теория атрибуции текста (см., например, Jaspars, Fincharh, and Hewstone, 1983) вслед за ранее высказанными идеями Хейдера (см. Нeider, 1958) тоже выдвигает ряд предложений относительно стратегического использования моделей. Так, люди могут рассматривать ситуации и запоминать их с точки зрения как участника, так и стороннего наблюдателя, или они могут объяснять действия, относя их либо к «внутренним» — мотивационным или личностным — характеристикам деятеля, либо к «внешним» — ситуативным или контекстным— факторам. Такого рода анализы действий, совер-шаеЪшх его участниками, возможны, только если сами участники проводят соответствующие различия в своих моделях ситуации. Это означает также, что люди не только пользуются схемами моделей, но и опираются на общие теории действий, событий и участников при понимании ситуаций (ср. Has tie et al., 1980). В зависимости от типа задания (ср., например, понимание объяснений) люди уделяют тем или иным характеристикам моделей больше или меньше внимания, например, больше обращают внимание на категориальные компоненты и их внутренннюю организацию (Обстановка, Участники или Действие).