Тема № 1 понятие и назначение уголовного судопроизводства (уголовного процесса)

Семинарское занятие – 2 час.

Вопросы для рассмотрения на занятии:

1. Понятие уголовного судопроизводства. Соотношение уголовного процесса с другими юридическими дисциплинами.

2. Назначение уголовного судопроизводства.

3. Основные уголовно-процессуальные понятия:

– уголовно-процессуальные отношения;

– уголовно-процессуальные формы;

– уголовно-процессуальные гарантии.

4. Стадии уголовного процесса, их система и классификация.

5. Функции уголовного процесса. Их содержание и классификация.

Рекомендации по организации самостоятельной работы при изучении темы и подготовке к занятию

Изучение первой темы требует от учащихся четкого уяснения понятия уголовного процесса (уголовное судопроизводство) и его правовой регламентации. Поэтому следует сконцентрировать внимание на элементах понятия уголовного процесса: уголовно-процессуальной деятельности и уголовно-процессуальных правоотношениях.

В процессе изучения следует уяснить роль уголовного процесса в обеспечении законноСти, правопорядка и борьбы с преступностью, а также нравственные начала в уголовном судопроизводстве.

Отвечая на вопрос о назначении уголовного процесса, необходимо проанализировать положения ст. 6 УПК РФ: защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Представляя все уголовное судопроизводство как поэтапное движение уголовного дела необходимо изучить общую характеристику стадий уголовного судопроизводства, заострив внимание на понятии и признаках стадии уголовного процесса, системе стадий, их целях и последовательности.

При уяснении основных уголовно-процессуальные понятий необходимо заострить внимание на содержании их определений. В числе основополагающих понятий уголовного процесса следует рассмотреть: уголовно-процессуальные правоотношения; уголовно-процессуальную форму: её единство и дифференциацию, уголовно-процессуальные функции, уголовно-процессуальные гарантии.

В процессе самостоятельной работы рекомендуется:

I. Ознакомиться с литературой:

Монографии, учебные пособия, курсы лекций

1) Гаврилов Б.Я. Уголовно-процессуальная политика: курс лекций / Б.Я. Гаврилов. – М.: Академия управления МВД России, 2010. – 240 с.

2) Якимович Ю.К. Избранные труды / Ю.К. Якимович. – М.: Юридический центр Пресс, 2011. – 770 с.

Статьи

1) Азаренок Н.В. К вопросу о типе современного российского уголовного процесса // Российский юридический журнал. – 2010. – № 3. – С. 83-88.

2) Газетдинов Н.И. О цели и назначении уголовного судопроизводства // Российский следователь. – 2009. – № 8. – С. 2-4.

3) Доля Е.А. Уголовно-процессуальная форма и содержание уголовно-процессуальной деятельности // Законность. – 2009. – № 10. – С. 3-8.

4) Зажицкий В.И. Нужны ли уголовному процессу задачи? // Российская юстиция. – 2011. – № 4. – С. 22-26.

5) Мириев Б.А. Назначение уголовного судопроизводства: проблемы законодательной регламентации // Российский следователь. – 2010. – № 14. – С. 14-16.

II. Ответить на вопросы для самоконтроля:

1. Что следует понимать под уголовным судопроизводством (уголовным процессом)?

2. Каково соотношение уголовного процесса и оперативно-розыскной деятельности?

3. В чем состоит назначение уголовного судопроизводства?

4. Что следует понимать под стадией уголовного процесса?

5. Каковы обязательные признаки стадии?

6. Сколько и какие стадии уголовного процесса Вы знаете?

7. Что следует понимать под уголовно-процессуальными правоотношениями?

8. В чем специфика уголовно-процессуальных правоотношений? Какова их структура?

9. Какие виды уголовно-процессуальных правоотношений Вы знаете?

10. Что следует понимать под уголовно-процессуальной формой?

11. Каково значение уголовно-процессуальной формы?

12. В чем единство и дифференциация уголовно-процессуальной формы?

13. Что следует понимать под уголовно-процессуальными гарантиями?

14. Что следует понимать под уголовно-процессуальными функциями?

15. Какие уголовно-процессуальные функции Вы можете выделить?

III. Провести анализ ситуаций и предложить пути их решения:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: