Введение. Настоящее учебно-методическое пособие разработано для проведения семинарских, практических занятий и организации самостоятельной работы студентов

Настоящее учебно-методическое пособие разработано для проведения семинарских, практических занятий и организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальности 030501.65 Юриспруденция по учебной дисциплине «Уголовный процесс.

Пособие разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, на основе действующего федерального законодательства.

Уголовный процесс является одной из базовых учебных дисциплин, изучаемых в учебных заведениях юридического профиля. Усвоение отправных положений данного курса образует фундамент профессиональной подготовки специалистов для органов внутренних дел, прокуратуры, судов и других правоохранительных органов.

В теории понятие «уголовный процесс», используется в четырех смысловых значениях: как учебная дисциплина, как наука, как отрасль права и как вид регламентируемой и осуществляемой на основании и в соответствии с законом деятельности органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора, судьи, суда по возбуждению, расследованию, судебному рассмотрению и разрешению уголовного дела, исполнению приговора, а также правоотношения, возникающие в процессе данной деятельности между названными и иными участвующими в уголовном процессе лицами.

То есть уголовный процесс это деятельность (система действий), осуществляемая на основании и в строгом соответствии с законом. Данная деятельность осуществляется на определенных этапах, называемых стадиями уголовного процесса.

При изучении уголовного процесса студенты должны уяснить порядок осуществления данной деятельности, правила её осуществления на каждом из этапов уголовно-процессуальной деятельности, в том числе особые виды уголовно-процессуальных производств и международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства.

Цель изучения дисциплины «Уголовный процесс» состоит в подготовке выпускников вуза к самостоятельному и высокопрофессиональному осуществлению уголовно-процессуальной деятельности, соответствующему назначению уголовного судопроизводства и обеспечивающему защиту конституционных прав граждан.

Задачи изучения дисциплины:

- усвоение студентами норм уголовно-процессуального права;

- уяснение положений теории уголовного процесса, объясняющей сущность, назначение, принципы и порядок деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда;

- привитие студентам умения производить процессуальные действия, принимать решения и оформлять процессуальные документы;

- формирование у обучающихся убежденности в необходимости точного и неуклонного соблюдения норм уголовно-процессуального права, недопущения необъективного ведения судопроизводства.

Изучение уголовно-процессуального права студентами обеспечивает овладение ими глубокими теоретическими знаниями, с тем, чтобы они осуществляли правоприменительную деятельность в строгом соответствии с требованиями закона.

Важно обратить внимание на то, что проведение следственных и иных процессуальных действий, а равно принятие процессуальных решение вопреки требованиям уголовно-процессуального закона влечет признание таких действий, либо решений незаконным, доказательств собранных таким путем недопустимым, а решений, подлежащих отмене.

Материалы курса изучаются на лекциях, семинарских и практических занятиях, а также в ходе самостоятельной работы.

В процессе проведения лекционных занятий преподаватель объясняет студентам учебный материал изучаемой учебной дисциплины определенных учебных тем. Преподаватель проводит анализ мнений ученых по различным дискуссионным вопросам и выражает мнение кафедры, а также свое мнение по их разрешению. В случае возникновения у студента вопросов, неясностей, они могут получить ответы на них от лектора.

Понимание и уяснение лекционного материала осуществляется в ходе дальнейшей самостоятельной работы.

Самостоятельное изучение учебного материала играет важную роль в обучении. Приобретение навыков самостоятельной работы поможет обучаемым в их будущей профессиональной деятельности. Они должны уметь анализировать законы, ведомственные нормативные акты и литературу, обобщать практику уголовного судопроизводства.

Самоподготовку необходимо начинать с изучения нормативно-правовых актов (соответствующих норм Уголовно-процессуального закона, специальных законов, регулирующих рассматриваемые правоотношения) в их действующих редакциях. Типичной ошибкой студентов является то, что они начинают самоподготовку с чтения учебной литературы. Вместе с тем, нормы уголовно-процессуального закона подвижны и, часто меняются быстрее, чем издается учебная литература. Именно поэтому важно, прежде всего, изучить нормы уголовно-процессуального закона в их действующей редакции.

Обратим внимание на то, что в ряде случаев, при внесении изменений, дополнений в нормативно-правовые акты (особенно в подзаконные нормативно-правовые акты, в частности, ведомственные приказы), их публикация не осуществляется, в связи с чем, рекомендуется использовать электронные ресурсы справочно-поисковых систем КонсультантПлюс и Гарант. Режим доступа: https://www.consultant.ru; https://www.garant.ru.

После изучения закона целесообразно перейти к изучению руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, а равно решений Конституционного Суда РФ, регулирующих спорные правоотношения (при их наличии). Далее необходимо уяснить теоретический материал путем прочтения учебной, учебно-методической литературы, статей, опубликованных в периодической печати, специализированных юридических изданиях.

Так, в качестве основной учебной литературы по всем изучаемым темам рекомендуется использовать следующие учебники:

1) Уголовно-процессуальное право Российское Федерации: учебник. / под ред. П.А. Лупинской. – изд. 2-е: перераб. и доп. – М.: НОРМА, 2010. – 1088 с.

2) Уголовный процесс: учебник / отв. ред. А.В. Гриненко. – 3-е изд., перераб. 2010. – 496 с.

Для уяснения законодательных положений, закрепленных в уголовно-процессуальном кодексе РФ, рекомендуется использовать комментарии:

1) Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Кнорус, 2010. – 688 с.

2) Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Науч. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков. – М.: Юрайт, 2011. – 1351 с.

Для более углубленного изучения вопроса и уяснения рассматриваемого материала целесообразно ознакомиться с научными исследованиями по каждой изучаемой теме: диссертации, авторефераты диссертаций, монографии, а также статьями, опубликованными в периодической печати и рекомендуемыми к изучению.

С целью проверки полученных теоретических знаний целесообразно ответить на предложенные в настоящем учебно-методическом пособии вопросы для самоконтроля. Для закрепления учебного материала, проверки уровня его усвоения, выработки практических навыков, рекомендуется, опираясь на полученные теоретические знания и нормы уголовно-процессуального закона, решить предложенные практические ситуации.

Итоговой формой контроля знаний студентов по учебной дисциплине «Уголовный процесс» является экзамен.

Экзамен проводится после изучения всей учебной дисциплины с целью проверки, знаний, умений и профессиональных компетенций по изученному предмету. Оценка по результатам экзамена носит дифференцированный характер.

Оценка «отлично» выставляется, если обучающийся в полном объеме усвоил программный материал, исчерпывающе раскрыл теоретическое содержание вопросов билета, не затрудняется с ответом на дополнительные вопросы экзаменатора, успешно выполнил практические задания, продемонстрировав необходимые навыки и умение правильно применять теоретические знания в практической деятельности, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно анализировать, обобщать и последовательно, логично, аргументировано излагать материал, не допуская ошибок.

Оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся знает программный материал, правильно, по существу и последовательно излагает содержание вопросов билета, в целом правильно выполнил практическое задание, владеет основными умениями и навыками, при ответе не допустил существенных ошибок и неточностей.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся усвоил только основные положения программного материала, содержание вопросов билета изложил поверхностно, без должного обоснования, допускает неточности и ошибки, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении материала, практические задания выполнил не в полном объеме, испытывает затруднения при ответе на часть дополнительных вопросов.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся не знает основных положений программного материала, при ответе на билет допускает существенные ошибки, не вы полнил практические задания, не смог ответить на большинстве дополнительных вопросов или отказался отвечать.

При оценке теоретических знаний и практических умений навыков обучающихся на экзамене учитываются также их текущая успеваемость по дисциплине, участие в работе на семинарских, практических и других видах занятий, уровень выполнения ими контрольных работ, предусмотренных учебным планом. В случае необходимости экзаменатор может задавать обучающемуся дополнительные вопросы по разделам (темам) учебной дисциплины, по которым его знания вызывают сомнения (с учетом результатов текущей успеваемости и посещаемости занятий).


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по дисциплине «УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС»

специальность 030501. 65 – Юриспруденция

  № п.п   Наименование разделов и тем Всего часов   Количество часов по видам занятий Примечание
  ЛЗ   СЗ ПЗ   СР и др.
               
1. Понятие и назначение уголовного судопроизводства (уголовного процесса)            
2. Уголовно-процессуальное право и его источники. Уголовно-процессуальный закон            
3. Принципы уголовного судопроизводства            
4. Уголовное преследование            
5. Участники уголовного судопроизводства   (2+2)        
6. Доказательства и доказывание   (2+2)        
7. Меры процессуального принуждения   (2+2)        
  Ходатайства и жалобы            
9. Процессуальные сроки. Процессуальные издержки            
10. Реабилитация            
11. Возбуждение уголовного дела            
12. Предварительное расследование: предварительное следствие и дознание            
13. Общие условия предварительного расследования            
14. Следственные действия   (2+2) (2+2)      
15. Привлечение в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения            
16. Приостановление и возобновление предварительного расследования            
17. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования            
18. Окончание предварительного следствия с обвинительным заключением и дознания с обвинительным актом            
               
19. Контроль и надзор за предварительным расследованием            
20. Подготовка к судебному заседанию. Предварительное слушание            
21. Общие условия судебного разбирательства            
22. Порядок судебного разбирательства. Приговор            
23. Особый порядок судебного разбирательства.            
24. Особенности производства у мирового судьи            
25. Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей            
26. Производство в суде второй инстанции            
27. Исполнение приговора            
28. Производство в надзорной инстанции            
29. Возобновление производства по уголовному делу в виду новых или вновь открывшихся обстоятельств            
30. Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних            
31. Особенности производства о применении принудительных мер медицинского характера            
32. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категории лиц            
33. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства            
34. Основные черты уголовного процесса зарубежных стран            
  Экзамен  
  ИТОГО:            

Планы семинарских и практических занятий по темам
(вместе с рекомендациями по организации самостоятельной работы при изучении темы и подготовке к занятию)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: