Темы контрольных работ. 1. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела

1 ВАРИАНТ:

1. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела.

2. ЗАДАЧА:

На ул. Космонавтов г. Энска поздно вечером был сбит автомашиной

велосипедист Горохов, который от полученных повреждений скончался. На следующий день по подозрению в совершенном преступлении был задержан водитель автомашины ГАЗ — 51 Сазонов, который факт наезда на велосипедиста отрицал.

При осмотре автомашины на внешней стороне диска правого заднего колеса было обнаружено вещество буро-серого цвета, которое, по заключению эксперта, представляет собою соединение крови и головного мозга человека.

Свидетель Соловьев, находившийся в кабине автомашины, заявил, что не

видел факта наезда на велосипедиста и не слышал ударов о что-либо, так как Сазонов вел автомашину на большой скорости.

Свидетель Прохоров, житель поселка Нефтяник, расположенного недалеко от места происшествия, показал, что его сосед Сазонов в ночь происшествия мыл автомашину ГАЗ — 51, поливая ее из ведра водой.

Определите доказательства и их источники. Классифицируйте их.

2 ВАРИАНТ:

1. Основания отмены и изменения судебного решения в апелляционном порядке.

2. ЗАДАЧА:

В дежурную часть Энского РОВД ночью позвонил сторож автостоянки и сообщил, что во время обхода он увидел, как двое неизвестных лиц с какими-то предметами в руках перелезли через ограждение и скрылись в примыкающем к стоянке овраге. Осмотрев автомашины, он обнаружил, что у одного «Москвича» отсутствуют оба передних колеса. Розыскная собака, взяв след с места нахождения «раздетой» автомашины, привела по оврагу к расположенной под трамвайными путями и шоссейной дорогой дренажной трубе, внутри которой находились оба похищенных колеса. Собака повела работников милиции дальше, но на ближайшей трамвайной остановке след потеряла. Рано утром к месту засады подъехала такси «Волга» ГАЗ — 24. Вышедший из него пассажир спустился в овраг и заглянул в дренажную трубу. В этот момент собака облаяла его.

Задержанный гр. Исаев пояснил, что кражу он совершил вместе с вернувшимся из мест заключения сыном, который спит дома; для перевозки же похищенного решил использовать такси.

Определите и классифицируйте доказательства и их источники.

3 ВАРИАНТ:

1. Общий порядок подготовки к судебному заседанию.

2. ЗАДАЧА:

Чайников подозревался в квартирной краже. На допросе он заявил, что предписываемое ему преступление совершить не мог, так как в этот день находился в командировке в другом городе. В подтверждение данного обстоятельства он предъявил железнодорожные билеты, удостоверяющие дату его отъезда и приезда.

Назовите источники доказательств и сами доказательства.

Определите их доказательственное значение по делу о квартирной краже.

4 ВАРИАНТ:

1. Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора.

2. ЗАДАЧА:

Студент педагогического института Герасимов решил во время летних каникул тренироваться в стрельбе из малокалиберной винтовки. Он выбрал толстое дерево на краю усадьбы, укрепил на дереве металлическую пластину и прикрепил к ней доску толщиной в 2 см.

На образовавшийся защитный квадрат размером 60 на 60 см, который пули не пробивали, Герасимов повесил мишень. Однажды пуля, выпущенная Герасимовым, прошла мимо дерева и попала в находившегося у себя в саду гр. Савельева, который был тяжело ранен.

Начальник районного отделения милиции, к которому обратилась с заявлением жена потерпевшего гр. Савельева Н., отказал в возбуждении уголовного дела за отсутствием в действиях Герасимова состава преступления, так как нет его вины.

В связи с этим гр. Савельева обратилась в районную прокуратуру с просьбой об отмене этого постановления. Дайте анализ ситуации.

5 ВАРИАНТ:

1. Производство в суде кассационной инстанции.

2. ЗАДАЧА:

Изучив материалы уголовного дела по обвинению С. в преступлении, предусмотренном ч. 2 ст. 213 УК РФ, судья пришел к выводу, что обвиняемый уже после совершения хулиганских действий причинил Н. телесные повреждения, признанные средней тяжести. Судья вынес постановление о назначении судебного заседания по ч. 2 ст. 213 и ч. 1 ст. 112 УК РФ.

Проанализируйте ситуацию.

6 ВАРИАНТ:

1. Производство в суде надзорной инстанции.

2. ЗАДАЧА:

В клубе строителей на вечере танцев с 5-го этажа в пролет лестничной клетки упал гр. Салопов и разбился. Среди участников вечера распространился слух, что Салопова столкнули с лестницы какие-то ребята. Прибывшим работникам милиции не удалось установить очевидцев происшедшего. После возбуждения дела следователь вынес постановление о назначении судебно-медицинской экспертизы для установления причин смерти. Перед экспертом был поставлен, в частности, вопрос — определить, что явилось причиной смерти: самоубийство или несчастный случай.

Правильны ли действия следователя? Для решения каких вопросов назначается экспертиза?

7 ВАРИАНТ:

1. Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

2. ЗАДАЧА:

Петров, приглашенный на день рождения к своему знакомому Сизову, напившись, стал хулиганить: сквернословить, бросать в гостей посуду, драться. Следователь из числа присутствующих на вечере 26 человек допросил 8 свидетелей. Все они подробно рассказали о хулиганском поведении Петрова. Адвокат, ознакомившись с материалами оконченного расследования, заявил следователю ходатайства:

-Вызвать и допросить в качестве свидетелей всех, кто был очевидцем хулиганского поведения Петрова;

-Учитывая, что Петров страдает психическим заболеванием, о чем свидетельствует справка психиатрической больницы, назначить судебно-психиатрическую экспертизу.

Подлежат ли ходатайства адвоката удовлетворению? Что такое пределы доказывания, чем они отличаются от предмета доказывания?

8 ВАРИАНТ:

1. Привлечение в качестве обвиняемого.

2. ЗАДАЧА:

Для проведения экспертизы по делу об автоаварии следователь решил вызвать в качестве эксперта инженера автобазы Потулова. Потулов отказался выполнить поручение на том основании что он не знаком с обязанностями эксперта.

Прав ли Потулов? Может ли обязанности эксперта выполнять лицо, не работающее в специальном экспертном учреждении? Назовите основные права и обязанности эксперта.

9 ВАРИАНТ:

1. Дознание в сокращенной форме.

2. ЗАДАЧА:

Суриков привлечен в качестве обвиняемого по ч. 1 ст. 105 УК РФ за совершенное им убийстве гр. Озерова. Жена Озерова и его отец обратились к следователю с заявлением о признании их потерпевшими по делу. У Озерова есть и другие близкие родственники –брат, мать.

Как должен поступить следователь? Кто в таких случаях должен быть признан потерпевшим или представителем потерпевшего?

10 ВАРИАНТ:

1. Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением.

2. ЗАДАЧА:

Из больницы в прокуратуру Дзержинского района г. Перми поступило сообщение о производстве незаконного аборта гр. Лариной. Ларина в своем письменном объяснении признала это, но отказалась назвать человека, который сделал аборт, заявив, что производство аборта касается ее лично, и она не желает привлечения к ответственности человека, выполнившего ее просьбу.

Необходимо ли в данном случае возбуждать уголовное дело? Каким принципом процесса следует руководствоваться, решая этот вопрос?

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Подготовка самостоятельной работы по курсу «Конституционное право» является одной из форм обучения, которая позволяет студенту проявить навыки самостоятельной работы. В процессе ее написания он может получить необходимую помощь у преподавателя. Преподаватель со своей стороны имеет возможность проконтролировать этот процесс и получить представление об уровне подготовки студента.

Выполнение самостоятельной работы преследует цель формирования общекультурных и профессиональных компетенций, специальных и общих навыков работы с учебниками, научной и справочной литературой, а также правовыми документами, среди которых следует выделить нормативно-правовые акты. Главной же целью выполнения самостоятельной работы является развитие познавательных способностей, мышления, воли, памяти и, как следствие, способности к анализу, выделению наиболее существенного. При работе с юридическими материалами студент должен демонстрировать умение сравнивать, обобщать, анализировать, делать логически грамотные выводы и

оформлять их надлежащим образом.

По форме самостоятельная работа представляет собой систематическое, достаточно полное изучение материала в соответствии с вопросами темы, выполнение самостоятельной работы. При этом позиция автора должна быть достаточно четко выражена и аргументирована. Рассмотрение вопросов темы в рамках работы должно помочь студенту глубже усвоить отдельные институты конституционного права. Поиск ответов на вопросы задачи заставляет творчески подойти к применению полученных знаний и навыков.

Подготовка студентом самостоятельной работы проходит следующие основные этапы:

1. Выбор темы.

2. Подбор литературы, нормативного и иного материала; общее
ознакомление с произведением в целом по оглавлению; беглый просмотр
всего содержания, его классификация и составление плана.

3. Изучение материала в порядке его последовательного расположения и
выписка представляющих интерес фрагментов.

4. Критическая оценка записанного, его редактирование и последующая
запись как чернового варианта самостоятельной работы.

5. Оформление самостоятельной работы и представление в деканат.

Выбор темы самостоятельной работы. Тема курсовой работы выбирается студентом самостоятельно и согласовывается с преподавателем.Тема контрольной работы определяется преподавателем на занятии.

Подбор литературы и иных источников. Вначале целесообразно воспользоваться рекомендованной юридической литературой. При необходимости консультацию по подбору материала можно получить у преподавателя. Требуемые источники можно найти в библиотеке учебного заведения или любой другой. Наиболее новую и полную информацию по теме самостоятельной работы студент может получить из библиографических и других информационных изданий, в которых находятся сведения о появлении того или иного источника (сигнальная информация), а также все данные для его отыскания (адресная информация).

При подборе литературы и других источников следует пользоваться, прежде всего, новейшими материалами по избранной теме.

Подготовка ответов на вопро сы самостоятельной работы. Подготовку к выполнению самостоятельной работы надо начинать с изучения соответствующих глав учебников. Далее следует глубоко, обстоятельно изучать отобранную литературу.

Изучая литературные источники, нужно очень тщательно следить за оформлением выписок. Выписывая какой-либо фрагмент, следует зафиксировать источник информации, чтобы в дальнейшем можно было легко им пользоваться, соблюдая при этом установленные правила. Отбор материала не механический, а творческий процесс, требующий целеустремленности.

При изучении литературы не нужно стремиться только к заимствованию или просто копированию материала. Найденную информацию необходимо подвергать критическому анализу. Этот процесс будет проходить гораздо эффективнее, если студент к этому моменту определится со своей собственной позицией по данной проблеме. В этом случае собственные мысли, идеи, возникшие в ходе изучения литературы, послужат основой для самостоятельной работы.

Уяснив в целом содержание темы, выработав свою позицию по рассматриваемым вопросам нужно составить план для наиболее оптимального изложения наработанного материала.

После продумывания и обработки изученного материала следует приступить к изложению текста самостоятельной работы. Изложение должно быть логичным, последовательным, доказательным, аргументированным. Высокий теоретический уровень самостоятельной работы должен сочетаться с простотой и краткостью изложения материала.

Уяснение содержания юридических терминов. На это следует обратить особое внимание, т.к. часто авторские подходы ученых юристов к той или иной проблеме, а соответственно содержанию того или иного понятия расходятся (что вполне естественно). Необходимо критически ознакомиться с этими точками зрения, выработать свою позицию по данному вопросу и аргументировать свой выбор.

Оформление самостоятельной работы. Титульный лист самостоятельной работы оформляется по установленному образцу. Она также должна иметь определенную структуру: в начале работы помещается план; затем следуют введение; основная часть, содержащая три-четыре вопроса; заключение; список использованной литературы.

Объем курсовой работы – 30-35 страниц 12-14 размера.

Работа выполняется на компьютере. Обязательны поля. Листы должны быть брошюрованы и пронумерованы. В конце ставится дата и подпись студента, выполнившего работу.

В тексте недопустимо сокращение слов, терминологических оборотов, наименований органов и организаций, если такие сокращения не являются общепринятыми в литературе.

В тексте целесообразно повторять названия параграфов или пунктов. Заголовки параграфов и отдельных пунктов самостоятельной работы должны точно отражать содержание относящегося к ним текста. В настоящее время в научных текстах все большее применение находит цифровая система нумерации, в соответствии с которой номера самых крупных частей научной работы (первая ступень деления) состоят из одной цифры, номера составных частей (вторая ступень деления) - из двух цифр, третья ступень деления - из трех цифр и т.д. Использование такой системы нумерации позволяет не употреблять слова «часть», «раздел», «глава», «параграф» и т.д. (или сокращенное написание).

Основные правила цитирования. Приведение чужих текстов без кавычек и ссылок недопустимо. Цитаты не должны превышать 25 процентов объема работы. Нельзя начинать абзац с цитаты, равно как нельзя помещать одну цитату за другой. Все цитаты должны быть выверены по первоисточникам. Обязательны сноски на использованную литературу, нормативные акты, другие материалы. Они делаются, как правило, в конце страницы, под чертой. Ссылки в подстрочнике имеют цифровую нумерацию, соответствующую нумерации цитат в тексте работы. Сокращения в цитатах следует показывать многоточием, напечатанное жирным шрифтом в цитате - подчеркивать сплошной линией, курсивом - волнистой, в разрядку - пунктирной.

Помимо прямого цитирования допускается пересказ текста первоисточника, В этом случае обязательна ссылка, а сам текст, во избежание искажений, должен тщательно сверяться с первоисточником.

Составление списка использованной литературы. В конце работы помещается список использованной литературы. Он включает следующие разделы:

1. Нормативные акты.

2.Документальные материалы.

3.Специальная литература (монографии, брошюры, статьи, тезисы
докладов и др.)

Для оформления списка литературы самостоятельной работы более предпочтительным является алфавитный способ группировки литературных источников, который характерен тем, что фамилии авторов и заглавий (если автор не указан) размещены по алфавиту. При таком способе расположения источники в списке обычно не нумеруют.

Решение задачи. При решении практических задач (казусов) по конституционному праву особое место занимает изучение нормативного материала, его правильное применение. Студент должен проявит навыки работы с правовыми актами, прежде всего, законами.

Тщательное изучение условия и вопросов задачи является гарантией отдачи неправильного или неполного ответа. Ответы следует давать развернутые и аргументированные, в точном соответствии с поставленными вопросами. Ответы на вопросы задачи должны содержать в себе не только ссылки на конкретные правовые нормы конституционного права, которые надлежит применить, но и содержание данных норм. После этого студент должен дать конкретный ответ на все поставленные вопросы.

Самостоятельная работа в законченном виде представляется в деканат, где регистрируется.

После регистрации в журнале самостоятельная работа будет передана для проверки преподавателю.

Курсовая работа первоначально допускается преподавателем к защите, после чего студент во время защиты должен показать степень освоения общекультурных и профессиональных компетенций. По итогам защиты выставляется дифференцированная оценка.

Контрольные работы оцениваются оценками «зачтено» или «не зачтено».

Получив проверенную самостоятельную работу и отзыв, студенту следует ознакомиться с содержанием отзыва, подумать над критическими замечаниями, еще раз отработать вопросы, которые вызвали замечания рецензента.

Последствия невыполнения самостоятельной работы. При невыполнении контрольной работы студент не получает рейтинговых баллов. При невыполнении курсовой работы студент не допускается к сдаче экзамена.

Вопросы для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов

1. Уголовный процесс – основная форма производства по уголовным делам. Характерные признаки и определение уголовного процесса. Назначение уголовного процесса.

2. Принципы уголовного процесса (понятие, значение, система, общая характеристика).

3. Процессуальная форма (понятие, значение, содержание). Процессуальная форма и законность в деятельности органов предварительного расследования и суда. Проблема единства и дифференциации процессуальной формы.

4. Уголовный процесс и правосудие (понятие, соотношение). Суд, судопроизводство и политический режим. Совершенствование и демократизация правосудия в контексте судебной реформы.

5. Понятие и система стадий уголовного процесса. Общая характеристика и взаимосвязь отдельных стадий.

6. Понятие и виды процессуальных функций, их содержание и взаимосвязь.

7. Законодательные акты, регулирующие уголовный процесс (система, состояние, перспективы). Действие уголовно-процессуального закона во времени и пространстве.

8. Уголовно-процессуальные отношения (понятие, субъекты, содержание, особенности, виды).

9. Процессуальные гарантии и их значение. Гарантии правосудия и прав личности. Проблема соотношения и приоритета личных и общественных интересов в уголовном производстве и процессуальные гарантии.

10. Участники уголовного судопроизводства.

11. Уголовно-процессуальное право (понятие, предмет, метод, основные направления совершенствования).

12. Понятие доказывания. Доказывание как познавательный и удостоверительный процесс. Доказывание как форма опосредствованного познания. Практическая и мыслительная деятельность в доказывании. Правовая природа доказывания. Процесс доказывания, его основные элементы.

13. Понятие доказательства. Доказательства и источники доказательств. Относимость и допустимость доказательств. Недопустимые доказательства. Проблема определения доказательства в науке уголовного процесса и расширения круга источников доказательств.

14. Обстоятельства, подлежащие доказыванию. Вопрос об установлении истины по делу.

15. Субъекты и участники процесса доказывания, их полномочия. Вопрос об обязанности доказывания. Значение презумпции невиновности в доказывании.

16. Собирание доказательств (понятие, значение, способы). Следственные действия – основной способ собирания доказательств. Общие правила производства следственных действий. Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия.

17. Классификация доказательств (понятие, значение, основания, виды).

18. Показания свидетелей (понятие, значение, предмет). Круг свидетелей. Права, обязанности и ответственность свидетеля. Психология свидетельских показаний.

19. Потерпевший в уголовном процессе (понятие, значение, процессуальный статус). Показания потерпевшего (понятие, особенности, значение, оценка).

20. Подозреваемый в уголовном процессе (понятие, процессуальный статус, гарантии права обвиняемого на защиту). Порядок допроса подозреваемого.

21. Показания обвиняемого (предмет, значение, юридическая природа, виды, оценка).

22. Заключение и показания эксперта (понятие, значение, гносеологическая, логическая и правовая природа, предмет). Основания и порядок назначения и производства судебной экспертизы. Особенности оценки заключения эксперта.

23. Заключения и показания специалиста (понятие, значение). Особенности поверки и оценки.

24 Вещественные доказательства (понятие, значение, виды, собирание, процессуальное оформление, особенности проверки и оценки).

25. Протоколы следственных действий и судебного заседания. Иные документы (понятие, значение, соотношение с вещественными доказательствами, процессуальные гарантии их полноты и достоверности, проверка и оценка).

26. Возбуждение уголовного дела (сущность, значение, органы, поводы и основание, порядок).

27. Понятие, значение, задачи и содержание предварительного расследования, соотношение с другими стадиями процесса. Правовой характер расследования. Виды предварительного расследования.

28. Дознание в уголовном процессе.

29. Полномочия следователя. Основные формы взаимодействия следователя с органами дознания.

30. Предварительное следствие – основной вид расследования. Понятие, значение, гарантии законности и обоснованности предварительного следствия. Органы предварительного следствия. Подследственность.

31. Заключение под стражу (основания, порядок, срок и его продление, гарантии законности и обоснованности).

32. Основания, порядок, содержание и особенности допроса свидетеля и потерпевшего на предварительном расследовании. Очная ставка.

33. Основания, порядок, содержание предъявления для опознания, проверки показаний на месте. Процессуальное значение протоколов этих следственных действий.

34. Задержание подозреваемого. Понятие, значение, процессуальная природа, основания, порядок. Процессуальное положение задержанного, гарантии его прав и интересов. Основания освобождения подозреваемого.

35. Основания и порядок производства и оформления осмотра, освидетельствования, следственного эксперимента.

36. Гарантии законности и обоснованности обыска и выемки, наложения ареста на почтово-телеграфные отправления, контроля и записи переговоров, получение информации о соединениях между абонентами и абонентскими устройствами.

37. Привлечение лица в качестве обвиняемого (понятие, значение, основания и порядок). Изменение и дополнение обвинения.

38. Предъявление обвинения. Права и обязанности обвиняемого. Участие защитника. Допрос обвиняемого.

39. Участие защитника на предварительном следствии.

40. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования в стадии предварительного расследования (понятие, значение, основания и порядок). Гарантии законности и обоснованности прекращения уголовных дел, прав и интересов участников процесса.

41. Окончание предварительного следствия составлением обвинительного заключения и направлением дела в суд (сущность, значение, система, участники, содержание, процессуальное оформление).

42. Обвинительное заключение (понятие, значение, содержание, способы составления). Приложения к обвинительному заключению.

43. Действия и решения прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением и обвинительным актом.

44. Подсудность уголовных дел (понятие, значение, виды). Передача уголовных дел по подсудности.

45. Общий порядок подготовки к судебному заседанию.

46. Предварительное слушание (основания, порядок проведения, виды решений, принимаемых судьей).

47. Судебное разбирательство (понятие, значение, пределы). Общие условия судебного разбирательства. Формы судебного разбирательства.

48. Участие государственного обвинителя в судебном разбирательстве.

49. Вопросы, решаемые судом при постановлении приговора. Порядок постановления приговора. Содержание и форма приговора.

50. Участие защитника в судебном разбирательстве (роль, задачи, функции, процессуальное положение, взаимоотношения с судом и другими участниками процесса). Формирование позиции защитника по делу, ее соотношение с позицией подсудимого. Вопрос с возможности альтернативной позиции защитника.

51. Судебное следствие (понятие, значение, место в судебном разбирательстве, структура, содержание и порядок).

52. Прения сторон (понятие, значение, участники, содержание, порядок). Основные требования, предъявляемые к содержанию и форме речей сторон.

53. Понятие и значение приговора как акта правосудия. Законность, обоснованность, справедливость приговора. Виды приговоров.

54. Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением и особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.

55. Особенности производства у мирового судьи.

56. Апелляционный порядок рассмотрения уголовного дела (предмет, сроки, порядок, решения).

57. Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей.

58. Понятие, значение и основные черты кассационного производства.

59. Подготовительная часть судебного разбирательства (понятие, значение, содержание, порядок и последовательность).

60. Принцип недопустимости поворота к худшему на различных стадиях уголовного процесса.

61. Основания к отмене или изменению приговора.

62. Апелляционное и кассационное обжалование судебных решений.

63. Порядок и сроки кассационного рассмотрения приговора. Пределы прав кассационной инстанции. Оценка доказательств и последствия рассмотрения дела в кассационном порядке. Виды решений суда кассационной инстанции.

64. Проверка законности и обоснованности приговоров, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу.

65. Исполнение приговора – стадия уголовного процесса (сущность, значение, содержание, процессуальные формы).

66. Понятие, значение, задачи и особенности надзора прокурора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Методы и формы прокурорского надзора на различных этапах предварительного расследования. Вопрос о надзоре и руководстве расследованием.

67. Меры пресечения на предварительном следствии (понятие, значение, виды, основания и порядок применения). Гарантии прав личности при избрании мер пресечения.

68. Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

69. Обстоятельства, исключающие возможность участия в судопроизводстве. Отводы.

70. Производство по применению принудительных мер медицинского характера (основания, условия, особенности).

71. Особенности производства по делам о преступлениях несовершеннолетних.

72. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.

73. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства.

74. Оценка доказательств (понятие, значение, содержание, уровни). Правила оценки доказательств. Роль внутреннего убеждения, закона и совести в оценке доказательств. Практика как основа познания и критерий истины в уголовном процессе.

Тесты для текущего контроля успеваемости студентов

Тесты


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: