Гидробур представляет собой гидравлический забойный агрегат с гидравлическим винтовым двигателем объемного действия, приводимый в действие потоком бурового раствора, который закачивается в бурильную колонну с поверхности насосами (рис. XIII.16).
Гидравлический винтовой двигатель гидробура состоит из статора и эксцентрично расположенного винтового ротора, представляющего собой как бы зубчатую пару с внутренним зацеплением с винтовыми зубьями. Число зубьев статора на один больше зубьев ротора, что позволяет ему совершать планетарное движение, как бы обкатываясь по зубьям статора, ось ротора при этом движется по окружности с диаметром, равным двойному эксцентриситету е. Для соединения ротора с валом шпинделя, соосно расположенного с корпусом, служит шарнирная муфта, компенсирующая эксцентриситет.
Шпиндель гидробура сходен по конструкции со шпинделем турбобура. Он укреплен на радиальных резино-металлических подшипниках и снабжен пятой для восприятия осевой нагрузки. Вал шпинделя пустотелый, в верхней части снабжен каналами для прохода жидкости к долоту, присоединяемому через переводник к нижней части вала гидробура. Корпус гидробура через переводник прикрепляется к нижней части бурильной ко- 1 лонны.
|
|
По принципу действия винтовые двигатели (рис. XIII. 17) относятся к объемным роторным машинам. Основными элементами рабочих органов таких машин являются:
статор — корпус с полостями, примыкающими по концам к камерам высокого и низкого давлений;
ведущий ротор — винт, вращающий момент которого передается валу шпинделя;
замыкатели винтовой поверхности, предназначенные для герметизации рабочих органов и предотвращения перетекания жидкости из камеры высокого давления в камеру низкого давления.
Винтовые поверхности статора и ротора делят рабочий объем двигателя на ряд полостей. Полости, связанные с областями высокого и низкого давлений, называются камерами, а замкнутые полости — шлюзами. В поперечном сечении имеются камеры, разделенные между собой контактной линией. Каждая камера по мере вращения периодически связывается с полостями высокого и низкого давлений и в каждый заданный момент времени -становится шлюзом. Теоретически на длине одного шага происходит разобщение полостей, находя-щихся выше и ниже рабочих органов.
Поверхности винтовых зубьев ротора и статора, взаимно пересекаясь, отсекают область высокого давления жидкости от области низкого давления и препятствуют свободному перетоку жидкости. Под действием перепада давления жидкости на ве-
дущем винте образуется вращающий момент, передаваемый на вал шпинделя. Чем больше перепад давления на двигателе, тем больше вращающий момент. По принципу действия винтовой двигатель можно сравнить с поршневым гидравлическим двигателем, снабженным поршнем, перемещающимся вдоль оси ротора по винтовой линии. Роль поршня выполняют отсекающие поверхности винтового ротора.
|
|
Винтовые роторные двигатели имеют ряд преимуществ, чдо позволило использовать их как гидравлические забойные двигатели:
1) отсутствие клапанных или золотниковых распределителей потока жидкости;
2) отсутствие относительного перемещения трущихся деталей пары ротор — статор;
3) непрерывное изменение положения линии контакта рабочих органов при вращении ротора позволяет потоку бурового раствора удалять абразивные частицы из камер и шлюзов.