Принцип законности в уголовном процессе

В самом общем виде принцип законности можно определить как требование точного и неуклонного соблюдения законов органами уголовного преследования и суда, а также всеми участвующими в производстве по уголовному делу лицами. Этот принцип нашел свое закрепление в нескольких конституционных нормах (ст.ст. 1, 7, 27, 52, 112 Конституции).

В уголовном процессе законность имеет двойственный характер.

Расследуя и разрешая уголовные дела, подвергая виновных справедливому наказанию, органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда тем самым утверждают в обществе и государстве режим законности, укрепляют правопорядок. Однако эта цель не должна достигаться любыми средствами, ценой нарушения действующих законов. От органов государства, осуществляющих властные полномочия в уголовном процессе, принцип законности требует безусловного соблюдения, правильного применения и точного исполнения предписаний закона на протяжении всего производства по делу.

Принцип законности находит свое выражение в едином и обязательном порядке производства по всем уголовным делам, что является гарантией от произвола в деятельности государственных органов. Органы, ведущие уголовный процесс, должны совершать процессуальные действия на законных основаниях и в предусмотренных законом процессуальных формах, основывать свои решения на соответствующих нормах материального и процессуального права, прибегать к мерам процессуального принуждения лишь в установленных законом случаях, строго соблюдать предусмотренные законом правила собирания и закрепления доказательств.

Принцип законности в уголовном процессе обеспечивается всем построением уголовного процесса, где в каждой последующей стадии проверяется законность и обоснованность решений, принятых в предшествующих стадиях, а в случае обнаружения нарушений требований закона компетентные должностные лица принимают соответствующее решение.

Нарушение закона при производстве по материалам и уголовному делу влечет установленную законом ответственность и признание решений не имеющими юридической силы. Так, существенные нарушения уголовно-процессуального закона и неправильное применение уголовного закона являются основаниями для отмены или изменения приговора. Доказательства, полученные с нарушением порядка, установленного УПК, не имеют юридической силы и не могут являться основанием для привлечения в качестве обвиняемого и постановления приговора.

Суд, прокурор, следователь, орган дознания при всем различии в компетенции и процессуальном положении направляют свою деятельность на достижение, в конечном счете, задач уголовного процесса, в том числе и на обеспечение правильного применения закона.

Механизмами обеспечения законности в уголовном процессе служат судебный контроль и прокурорский надзор.

Осуществление правосудия только судом

Правосудие - это осуществляемая в соответствии с уголовно-процессуальным законом деятельность судов по рассмотрению уголовных дел в судебном заседании и их законному, обоснованному и справедливому разрешению.

Согласно ч. 1 ст. 109 Конституции, судебная власть (основное содержание которой составляет правосудие) в Республике Беларусь принадлежит судам. Никакие другие государственные органы и должностные лица не вправе брать на себя судейские функции и осуществлять правосудие по уголовному делу.

Исключительное право суда на осуществление правосудия по уголовному делу обусловлено тем, что деятельность суда осуществляется в особом правовом режиме, который создает наиболее благоприятные условия для всестороннего и объективного рассмотрения и разрешения уголовного дела. Ни одна другая форма государственной правоприменительной деятельности не заключает в себе столь же значимые и широкие правовые гарантии защиты прав и законных интересов личности.

Только в рамках такой процедуры лицо может быть признано виновным в совершении преступления и подвергнуто уголовному наказанию.

Органы уголовного преследования на стадии предварительного расследования также решают вопрос о виновности обвиняемого. Однако их вывод о виновности лица носит предварительный характер. Данный вопрос окончательно разрешается только на стадии судебного разбирательства на основе исследования и оценки всех доказательств, собранных как до суда, так и в суде.

УПК допускает на стадии предварительного расследования прекращение производства по уголовному делу по нереабилитирующим основаниям, предусмотренным в законе. В таком случае обвиняемому предоставляется право возражать против вынесения данного решения и требовать, чтобы вопрос о его виновности или невиновности был разрешен в суде.

Правосудие осуществляется не только при рассмотрении уголовного дела судом первой инстанции, а охватывает собой производство по делу во всех судебных инстанциях. В каждой из них правосудие осуществляется в особой форме, соответствующей назначению этой стадии процесса. Данное положение подчеркивает исключительность судебной власти: отмена или изменение судебных решений допускаются только соответствующими вышестоящими судебными инстанциями и в строго установленном процессуальном порядке.

Обеспечение защиты прав и свобод граждан

Согласно ст.ст. 21, 23 Конституции, обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства. Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. В силу ч. ст. 59 Конституции государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности.

Данные конституционные положения нашли свое развитие в различных нормах УПК, в тои числе в ст. 10, закрепившей принцип обеспечения защиты прав и свобод граждан.

Содержанием этого принципа является предусмотренный законом комплекс обязанностей государственных органов и должностных лиц, ведущих уголовный процесс, по обеспечению прав и законных интересов участников процесса, восстановлению нарушенных прав и созданию условий для безопасной и беспрепятственной реализации этих прав.

Непременным условием выполнения установлений УПК участниками уголовного процесса является знание ими своих прав и обязанностей, ответственности. Поэтому закон обязывает суд, прокурора, следователя, лицо, производящее дознание разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику, а также иным участникам уголовного процесса их права, обязанности, ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав в случае выражения желания ими воспользоваться. Реальная возможность осуществлять права предполагает недопустимость противодействия (в той или иной форме) реализации данных прав. При этом никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных УПК, либо к отказу от своих прав.

Какие-либо ограничения прав и свобод лиц, участвующих в уголовном процессе, допускается только по основаниям и в порядке, установленным настоящим Кодексом. Если ограничение прав будет признано незаконным, то орган, осуществляющий производство по уголовному делу, обязан принять меры по возмещению вреда, причиненного в результате такого действия.

В целях защиты своих прав участники производства по уголовному делу правомочны не давать показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников; заявлять отводы, ходатайства; обжаловать действия органа, ведущего уголовный процесс; пользоваться помощью адвоката. В свою очередь, органы уголовного преследования, суд несут обязанность своевременно принимать меры по удовлетворению законных требований участников уголовного процесса.

Так, например, подлежат удовлетворению ходатайства, если они способствуют всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела, обеспечению прав и законных интересов участников уголовного процесса или других лиц (ст. 137 УПК). Должностное лицо, рассматривающее жалобу, обязано в пределах своих полномочий немедленно принять меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов участников уголовного процесса, а также иных лиц (ст. 140 УПК). В предусмотренных законом случаях должно быть обеспечено участие защитника подозреваемого, обвиняемого (ст. 17 УПК).

Лица, которым преступлением причинен вред, имеют право предъявить гражданский иск. Данному праву соответствует обязанность органов, ведущих уголовный процесс, принять меры к обеспечению гражданского иска.

Следует особо выделить требование о создании условий для безопасной реализации участниками процесса своих прав. В данной связи ст. 10 УПК закрепляет следующее положение. При наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю, эксперту или иным участникам уголовного процесса, а также членам их семей, близким родственникам и другим лицам, которых они обоснованно считают близкими, угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества либо другими противоправными действиями, орган, ведущий уголовный процесс, обязан в пределах своей компетенции принять предусмотренные законом меры по охране жизни, здоровья и имущества этих лиц.

Неприкосновенность личности

В силу ст. 25 Конституции, государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом. Лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста. Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам.

Институт свободы и неприкосновенности личности означает, что каждое лицо вправе совершать любые действия, не противоречащие закону, не подвергаясь какому- либо принуждению или ограничению в правах со стороны кого-либо. Данный институт включает как физическую, так и моральную, духовную, психологическую неприкосновенность.

В соответствии с рассматриваемым принципом, никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления либо заключен под стражу, домашний арест в качестве меры пресечения, а также помещен в организацию здравоохранения для производства судебно-психиатрической или иной экспертизы при отсутствии на то законных оснований и в нарушение установленного УПК порядка. Указанные меры, за исключением задержания, на досудебных стадиях подлежат санкционированию прокурором.

Заключение под стражу, домашний арест могут быть применены также по постановлению Председателя Следственного комитета Республики Беларусь, Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лиц, исполняющих их обязанности. Кроме того, не допускается превышение срока содержания под стражей, домашним арестом, предусмотренного законом.

Содержание лица, в отношении которого применена мера пресечения в виде заключения под стражу, домашний арест, а также лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, должно осуществляться в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Регулирование порядка и определение условий содержания лиц под стражей, а также гарантий их прав и законных интересов осуществляется на основе закона «О порядке и условиях содержания лиц под стражей».

Уважение чести и достоинства личности

Охрана чести и достоинства личности является одним из проявлений государственного обеспечения личной неприкосновенности. Уважение чести и достоинства обязательно для всех органов и должностных лиц, участвующих в уголовном процессе. Под достоинством личности понимается осознание самим человеком и окружающими факта обладания им неопороченными нравственными и интеллектуальными качествами, самоценности его личности. Честь человека определяется существующим общественным мнением о его социальной значимости.

Достоинство любого человека подлежит защите государством независимо от его действительной социальной ценности. Каждый человек имеет право на уважение окружающих. Никакие обстоятельства не могут служить основанием для умаления достоинства личности. Поэтому УПК, в развитие положений ст. 25, 28, 53 Конституции, запрещает осуществлять действия и принимать решения, унижающие честь участника уголовного процесса, а также признает недопустимым обращение с ним, умаляющее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья.

Статья 12 УПК также предусматривает возможность устранения последствий и материального возмещения морального вреда, причиненного при совершении преступления либо незаконными действиями должностных лиц органа, ведущего уголовный процесс.

Охрана личной жизни

Статья 28 Конституции определяет, что каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений.

Сведения о частной жизни физического лица и персональные данные относятся к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено (ст. 17 Закона «Об информации, информатизации и защите информации»). Согласно cт. l8 Закона, никто не вправе требовать от физического лица предоставления информации о его частной жизни и персональных данных, включая сведения, составляющие личную и семейную тайну, тайну телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, касающиеся состояния его здоровья,либо получать такую информацию иным образом помимо воли данного физического лица, кроме случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь.

Необходимо иметь в виду, что в Республике Беларусь имеется регистр населения – государственная централизованная автоматизированная информационная система, основу которой составляет база персональных данных граждан Республики Беларусь, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь (ст. 2 Закона «О регистре населения»). Данный закон использует понятия «основные персональные данные» (ст. 8) и «дополнительные персональные данные» (ст. 10).

К основным персональным данным относятся: идентификационный номер; фамилия, собственное имя, отчество; пол; число, месяц, год рождения; место рождения; цифровой фотопортрет; данные о гражданстве (подданстве); данные о регистрации по месту жительства и (или) месту пребывания; данные о смерти или объявлении физического лица умершим, признании безвестно отсутствующим, недееспособным, ограниченно дееспособным.

К дополнительным персональным данным относятся сведения о родителях, опекунах, попечителях, семейном положении, супруге, ребенке (детях) физического лица; о группе крови; о прижизненном несогласии на забор органов и (или) тканей для трансплантации при наступлении смерти; о высшем образовании, ученой степени, ученом звании; о роде занятий; о пенсии, ежемесячном денежном содержании по законодательству о государственной службе, ежемесячной страховой выплате по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; о налоговых обязательствах; об исполнении воинской обязанности.

В силу ч. 2 ст. 31 Закона, персональные данные и связанные с ними отметки, содержащиеся в регистре, являются конфиденциальными, порядок предоставления которых регламентирован четвертой главой Закона.

Согласно п.1 Инструкции о режиме доступа к документам, содержащим информацию, относящуюся к тайне личной жизни граждан, утвержденной приказом Комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь 3 июля 1996 г., к тайне личной жизниграждан могут быть отнесены сведения, использование которых без согласия заинтересованных лиц может нанести ущерб моральным и имущественным интересам граждан, в их числе:

- о здоровье, семейных и интимных отношениях;

- об обстоятельствах рождения, усыновления, развода;

- о личных привычках и наклонностях;

- личная переписка и корреспонденция, дневниковые, телефонные, телеграфные, видео, аудио и другие виды сохранения информации;

- об имущественном положении, источниках доходов;

- о деятельности, содержащей коммерческую тайну;

- об интеллектуальной собственности;

- сведения, разглашение которых создает угрозу личной безопасности граждан, безопасности членов его семьи и имущества;

- об участии граждан в действиях судебно-следственных органов в качестве обвиняемых, свидетелей и др.

Возможность вторжения в личную жизнь прямо предусмотрена в УПК. Главное состоит в том, чтобы такие действия совершались в строгом соответствии с законом: при наличии к тому оснований, надлежащим субъектом и в предусмотренном УПК порядке.

Обыск, наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления, их осмотр и выемка в учреждениях связи, прослушивание и запись переговоров, ведущихся по техническим каналам связи, и иных переговоров могут производиться только с санкции прокурора или его заместителя либо по постановлению Председателя Следственного комитета Республики Беларусь, Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лиц, исполняющих их обязанности.

При обыске и выемке могут быть выявлены обстоятельства частной жизни лица, занимающего данное помещение, или других лиц (ч. 11 cт. 210 УПК). С целью неразглашения таких сведений следователь предупреждает участников следственного действия о недопустимости разглашения без его разрешения соответствующей информации, о чем берется подписка с предупреждением об уголовной ответственности в соответствии со ст. 407 УК (ст. 198 УПК). С аналогичной целью допускается разбирательство уголовного дела в закрытом судебном заседании (ч.2 ст. 23 УПК).

Неприкосновенность жилища и иных законных владений

Принцип неприкосновенность жилища и иных законных владений закреплен в ст. 29 Конституции и ст. 14 УПК. Согласно ему, неприкосновенность жилища и иных законных владений физических и юридических лиц гарантируется законом. Никто не вправе войти в жилище и иное законное владение лица против его воли. Таким образом, понятие неприкосновенности жилища связано исключительно с проникновением в него посторонних для проживающих в этом помещении лиц помимо их воли.

Жилище – это помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания людей (индивидуальный дом, квартира, комната в гостинице, дача, садовый домик и т.п.), а также те его составные части, которые используются для отдыха, хранения имущества либо для удовлетворения иных потребностей человека (балконы, застекленные веранды, кладовые и т.п.).

Законное владение – объекты владения собственника или иного правомерного владения. Законными владениями являются приусадебные участки, хозяйственные постройки (гараж, сарай, баня, погреб и др.).

Обыск, выемка, осмотр помещений, производство других процессуальных действий, связанных с вторжением в жилище и иные законные владения, могут производиться только по основаниям и в порядке, предусмотренным УПК.

Осмотр жилища и иного законного владения проводится только с согласия собственника или проживающих в нем совершеннолетних лиц или по постановлению следователя, органа дознания с санкции прокурора или его заместителя и с участием понятых (в исключительных случаях осмотр может быть произведен без санкции прокурора).

Проведение обыска, а также выемка документов, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, должно быть санкционировано прокурором или его заместителем, за исключением случаев их проведения по постановлению Председателя Следственного комитета Республики Беларусь, Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лиц, исполняющих их обязанности.

Публичность уголовного процесса

Согласно ч. 2 ст. 59 Конституции «государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности».Данное конституционное положение конкретизировано в ст. 15 и 27 УПК.

Уголовный процесс имеет ярко выраженный публичный характер. Уголовное преследование и обвинение рассматриваются, прежде всего, как публичная (т.е. исходящая из общественных, а не частных интересов) задача государства в лице прокуратуры и органов предварительного расследования. Они обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры по обнаружению преступлений и выявлению лиц, их совершивших, возбуждению уголовного дела, привлечению виновных к предусмотренной законом ответственности и созданию условий для постановления судом законного, обоснованного и справедливого приговора.

Уголовное преследование осуществляется независимо от того, просит ли об этом заинтересованная сторона. По всем делам публичного и частно-публичного обвинения, а также по делам частного обвинения, возбужденным прокурором, участие государственного обвинителя в судебном разбирательстве уголовного дела обязательно, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 455 УПК.

Публичность проявляет себя и в том, что государственные органы, ведущие уголовный процесс, а также адвокатура обязаны обеспечивать права лиц, участвующих в производстве по уголовному делу.

Публичный подход к уголовному преследованию и обеспечению прав участников процесса порождает публично-состязательную (публично-исковую) разновидность состязательного процесса. В то же время УПК предусматривает и производство по делам частного обвинения, где обвинительная деятельность осуществляется частными лицами. Однако было бы неверно полагать, что публичность здесь полностью отсутствует, поскольку правообеспечительная деятельность судом и защитником осуществляется в полной мере.

Более того, публичная роль суда проявляется и в том, что он от имени государства принимает меры к восстановлению общественного (публичного) мира, к примирению сторон. Однако восстановление общественного мира является публичной целью уголовного процесса не только по делам частного обвинения. Примирение сторон так или иначе допускается и при производстве по делам публичного и частно-публичного обвинения (ст. 30 УПК).

Презумпция невиновности

Принцип презумпции невиновности провозглашен в ст. 26 Конституции и ст. 16 УПК. Сущность этого принципа заключается в том, что все граждане предполагаются добропорядочными и могут быть признаны государством виновными в совершении преступления только при наличии установленных законом условий и в результате применения строго определенной процедуры.

Следование принципу презумпции невиновности призвано служить гарантией от необоснованного осуждения лица. Согласно этому принципу, лицо, обвиняемое в совершении преступления, считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном УПК порядке и не будет установлена вступившим в законную силу приговором суда. До вступления приговора в законную силу суждения о виновности лица не имеют окончательного юридического значения.

Именно вступивший в законную силу приговор суда, которому предшествовало соблюдение установленного законом комплекса процессуальных гарантий, является юридическим фактом, порождающим право государства на уголовное наказание и обязанность осужденного подвергнуться наказанию.

Органы уголовного преследования могут быть убеждены в виновности определенного лица, что и является основанием, например, привлечения его в качестве обвиняемого. Однако обвиняемого невиновным считает закон, который связывает возможность признания лица виновным только со справедливым порядком судебного разбирательства уголовного дела, на котором каждое доказательство виновности лица в совершении преступления публично подвергается полному, всестороннему и объективному исследованию независимым судом с участием сторон и на основе осуществления всех принципов уголовного процесса.

Действующий уголовно процессуальный закон закрепляет ряд положений, вытекающих из презумпции невиновности:

а) подозреваемый, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность; обязанность доказывания обвинения и опровержения доводов, приведенных в защиту подозреваемого и обвиняемого, возлагается на орган уголовного преследования и государственного обвинителя;

б) неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу обвиняемого. Неустранимыми сомнениями считаются только такие, которые нельзя разрешить на основе собранных по делу доказательств, а все средства и способы собирания доказательств, предусмотренные УПК, уже исчерпаны;

в) признание обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинительного приговора только при подтверждении признания совокупностью имеющихся в деле доказательств;

г) закон устанавливает недопустимость вынесения обвинительного приговора на основе предположений;

д) оправдание обвиняемого по любому из перечисленных в ст. 357 УПК оснований означает признание невиновности обвиняемого и влечет его полную реабилитацию. Недоказанная виновность в совершении преступления равнозначна доказанной невиновности и влечет одинаковые правовые последствия: полную реабилитацию лица и восстановление в нарушенных правах.

Обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту

Институт защиты в уголовном процессе представляет собой комплекс предоставляемых подозреваемому, обвиняемому прав, позволяющих им опровергать обвинение или подозрение в совершении преступления, отстаивать свою непричастность к преступлению, добиваться смягчения ответственности.

Закон обеспечивает право на защиту подозреваемому и обвиняемому от подозрения и обвинения. Защита других прав и законных интересов этих лиц охватывается действием других принципов.

Правом на защиту, помимо подозреваемого и обвиняемого, обладают осужденный, оправданный, а также лицо, совершившее общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, в состоянии невменяемости либо заболевшее после совершения преступления психической болезнью, лишающей его возможности сознавать значение своих действий или руководить ими.

Принцип обеспечения права на защиту охватывает:

- права, которые подозреваемый и обвиняемый могут реализовать собственными действиями путем представления доказательств, подачи жалоб на действия и решения органа дознавателя, следователя, прокурора и суда и т.д.;

- права, которые могут осуществляться ими с помощью защитника и законного представителя путем реализации прав и обязанностей этих лиц;

- обязанность органа уголовного преследования и суда разъяснить подозреваемому, обвиняемому их права;

- обязанности органа уголовного преследования и суда, соответствующие правам подозреваемого, обвиняемого, законного представителя и защитника, если эти права могут быть реализованы лишь путем выполнения названными органами определенных встречных действий (обеспечить участие защитника, предоставить в установленных законом случаях для ознакомления необходимые документы и материалы дела, рассмотреть ходатайства и жалобы и т.д.);

- процессуальные гарантии защиты, действующие в силу закона даже при отсутствии волеизъявления заинтересованных лиц. Это презумпция невиновности; правила о недопустимости доказательств, полученных в нарушение закона; правило о недопустимости поворота к худшему; нормы, обеспечивающие свободу обжалования в кассационном порядке приговора и других судебных решений; нормы, обеспечивающие обязательное участие защитника в уголовном процессе и др.

При отсутствии волеизъявления заинтересованных лиц в производстве по материалам и уголовному делу участие защитника обязательно, если:

1) подозреваемый или обвиняемый являются несовершеннолетними;

2) подозреваемый или обвиняемый не владеют языком, на котором ведется производство по уголовному делу, либо являются неграмотными;

3) подозреваемый или обвиняемый в силу физических или психических недостатков не могут самостоятельно осуществлять свое право на защиту.

К лицам, которые в силу своих физических недостатков не могут сами осуществлять право на защиту, следует относить, в частности, лиц, страдающих существенным дефектом зрения, слуха или речи (слепые, слабовидящие, глухие, слабослышащие, немые, лица с тяжелыми нарушениями речи и другие), либо лиц с такими анатомическими дефектами или хроническими заболеваниями, которые ограничивают возможность реализовать ими свое право на защиту.

К психическим недостаткам, в силу которых подозреваемый, обвиняемый не могут самостоятельно осуществлять свое право на защиту, следует относить постоянные или временные психические расстройства, предусмотренные Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10), которые не исключают вменяемости, но свидетельствуют о неспособности лица в полной мере понимать характер и значение своего процессуального положения, правильно воспринимать, оценивать и использовать в свою защиту обстоятельства, опровергающие выдвинутое подозрение, обвинение или смягчающие ответственность, а также осуществлять свои процессуальные права и обязанности;

4) лицо подозревается или обвиняется в совершении особо тяжкого преступления;

5) между интересами подозреваемых или обвиняемых имеются противоречия и если хотя бы один из них имеет защитника.

Обязательное участие защитника в деле может обеспечиваться как его соглашением, так и назначением защитника органом уголовного преследования и судом, когда юридическая помощь подозреваемому, обвиняемому оказывается за счет средств местного бюджета. В соответствии со ст. 46 УПК, заведующий юридической консультацией или совет коллегии адвокатов, а также орган, ведущий уголовный процесс, в производстве которого находится уголовное дело, в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь, вправе освободить подозреваемого, обвиняемого полностью или частично от оплаты юридической помощи. В случае такого освобождения заведующим юридической консультацией или советом коллегии адвокатов оплата труда защитника производится за счет средств коллегии адвокатов, в других случаях – за счет средств местного бюджета.

Оплата труда адвоката, участвующего в дознании, предварительном следствии, судебном разбирательстве по назначению без заключения договора с клиентом, производится за счет средств местного бюджета в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. Возмещение расходов в этом случае может быть возложено на осужденного или его законного представителя, за исключением расходов по оплате труда адвоката при даче им консультации за счет средств местного бюджета подозреваемому или обвиняемому до начала первого допроса.

Нарушение права на защиту является существенным нарушением уголовно-процессуального закона и влечет отмену приговора по делу.

Всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств уголовного дела

Всесторонность, полнота и объективность должны рассматриваться в двух аспектах: как цель исследования (доказывания) и как метод исследования обстоятельств дела. Если всесторонность, полноту и объективность рассматривать как цель доказывания, то они должны отвечать следующим требованиям: всесторонность - охватывать все стороны элементов состава преступления и другие юридически значимые обстоятельства; полнота - представлять собой достаточную совокупность доказательств по каждому факту (обстоятельству), дающих возможность утверждать, что искомый факт доказан с достоверностью; объективность - воплощать принятие решений на основе фактов, установленных в соответствии с объективной действительностью, исключая личное отношение к обвиняемому и потерпевшему.

В качестве метода исследования всесторонность требует проверить все возможные версии по каждому из обстоятельств, подлежащих доказыванию, в том числе версии о самооговоре, оговоре, версии, связанные с явкой с повинной; полнота - предполагает решить, какими способами (средствами доказывания) необходимо воспользоваться для сбора достаточного количества доказательств по каждому факту; объективность диктует необходимость собрать все доказательства “за” и “против” конкретного обвиняемого, проверить все возможные версии защиты, установить все смягчающие и отягчающие ответственность обвиняемого обстоятельства, исключить психологические, эмоциональные моменты оценки данных, характеризующих личность обвиняемого.

Принцип всесторонности, полноты и объективности исклю­чает возможность использования в доказывании безнравственный средств, в частности получение показаний обвиняемого и других участвующих в деле лиц путем насилия, угроз и других незакон­ных мер.

Рассматриваемый принцип лежит в основе правил о соедине­нии и выделении уголовных дел, о привлечении лица в качестве обвиняемого, об окончании предварительного расследования и выполнении действий прокурором по уголовному делу, поступившему для направления в суд, о по­становлении приговора и его пересмотра судами вышестоящих инстанций.

Принцип всесторонности, полноты и объективности обеспе­чивается рядом процессуальных гарантий, в том числе правилами об отводе заинтересованных в исходе дела лиц.

Очевидно, что принцип всестороннего, полного и объектив­ного исследования обстоятельств дела находит различную реа­лизацию в деятельности органов предварительного расследова­ния, прокурора и суда в соответствии с их задачами и функ­циями.

Органы уголовного преследования обязаны принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела в целях установ­ления истины.

В ходе предварительного расследования подлежат установле­нию как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обсто­ятельства, а также смягчающие и отягчающие его ответствен­ность. Без такого расследования прокурор не сможет представить суду убедительные доказательства виновности обвиняемого.

Суд, сохраняя объективность и беспристрастность, обеспечи­вает сторонам обвинения и защиты надлежащие условия для объективного, полного и всестороннего исследования обстоятельств дела. По ходатайству сторон или по собственной инициативе суд в пределах своей компетенции вправе истребовать и исследовать в судебном заседании доказательства. Однако надо учитывать особое положение суда, который не обязан доказывать наличие обстоятельств, имеющих значение по уголовному делу.

Суд должен выносить свое решение по конкретному делу на основе доказательств, которые стороны представили суду и кото­рые судом непосредственно, всесторонне, полно, объективно исследованы и оценены в судебном разбиратель­стве. Неустранимые сомнения в виновности обвиняемого толку­ются в его пользу.

Оценка доказательств по внутреннему убеждению

Данный принцип означает, что суд, орган уголовного преследования оценивают доказательства, руководствуясь законом и своим внутренним убеждением, основанным на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств уголовного дела в их совокупности. При этом никакие доказательства для органа дознания, следователя, прокурора, суда не имеют заранее установленной силы.

Оценка доказательств по внутреннему убеждению означает, что должностные лица, ведущие процесс, не связаны заранее установленными правилами о силе доказательств, о том, каким из них отдать предпочтение, а какие отклонить в случае противоречий между ними. Ни одно доказательство не имеет преимуществ перед другими доказательствами и должно оцениваться в их совокупности по внутреннему убеждению. В данном аспекте внутреннее убеждение выступает в качестве метода оценки доказательств.

Внутреннее убеждение как результат оценки доказательств — это сложившееся в процессе производства по делу твердое мнение, уверенность органа дознания, следователя, прокурора, суда в достоверности своих выводов об обстоятельствах дела.

Внутреннее убеждение должно быть основано на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности. Оценивая доказательства, должностные лица, ведущие процесс, должны учесть все исследованные по делу фактические данные, сопоставить их между собой, проверить, подкрепляются ли одни доказательства другими.

Ни одно доказательство не может быть оставлено без оценки или отвергнуто без достаточных на то оснований. Каждое доказательство должно быть оценено как само по себе, так и в совокупности с другими доказательствами.

При постановлении обвинительного приговора убеждение в виновности обвиняемого должно быть единственным выводом, с несомненностью вытекающим из имеющихся в деле доказательств, а всякий иной вывод должен исключаться.

Орган уголовного преследования, суд свободны в оценке доказательств. Свободная оценка доказательств по внутреннему убеждению предполагает, что лицо, производящее оценку доказательств, не связано выводами, сделанными другими лицами или органами на предшествующих стадиях либо на данной стадии.

Следователь оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, а поэтому может не согласиться с указаниями начальника следственного подразделения о привлечении лица в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения.

Суд, оценивая доказательства, не связан выводами предварительного расследования, мнениями, высказанными обвинителем или защитником в судебном заседании, а также оценкой вышестоящего суда.

При оценке доказательств по своему внутреннему убеждению необходимо руководствуются законом. Уголовно-процессуальный закон устанавливает требования, которым должны отвечать фактические данные, являющиеся доказательствами; определяет круг обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу; предусматривает способы и процессуальный порядок собирания и проверки доказательств; устанавливает форму тех процессуальных документов, в которых излагаются результаты исследования и оценки доказательств, обязывая следствие и суд мотивировать, почему они приняли или отвергли те или иные доказательства. Все эти установленные законом требования являются необходимыми условиями и важными гарантиями полного, всестороннего и объективного исследования всей совокупности обстоятельств дела и каждого отдельного доказательства, установления истины по делу.

Оценка доказательств по внутреннему убеждению означает принципиальное отрицание теории формальных доказательств, суть которых состоит в том, что сила доказательств разного вида заранее устанавливается законом, и суд, разрешая дело, обязан исходить из этой, заранее предписанной оценки доказательств.

Равенство граждан перед законом и равенство защиты их прав и законных интересов

В соответствии с рассматриваемым принципом, все лица, участвующие в уголовном процессе, равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту их прав и законных интересов (ст. 22 Конституции, ст. 20 УПК).

Производство по материалам и уголовному делу осуществляется на основе равенства граждан перед законом независимо от их происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, политических и иных убеждений, отношения к религии, пола, образования, языка, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Равенство граждан перед законом означает, что при возбуждении, расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел ко всем гражданам применяется одно и то же уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, никто не пользуется при этом никакими преимуществами и не подвергается никаким ограничениям в правах.

Равенство перед законом означает также, что все участники, занимающие одинаковое процессуальное положение, пользуются одной и той же совокупностью прав и обязанностей. Для того чтобы возможность использования прав была реальной, закон устанавливает дополнительные гарантии. Так, каждый имеет право в ходе производства по материалам и уголовному делу на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в случаях и порядке, предусмотренных УПК, юридической помощью адвокатов и других своих представителей. Адвокаты могут выступать в качестве представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика.

Исключением из принципа равенства граждан перед законом является особый порядок производства в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом. Однако без предоставления таких гарантий неприкосновенности указанные лица не смогли бы надлежащим образом выполнять свои обязанности.

В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств.

Язык, на котором ведется производство по материалам и уголовному делу

Статья 17 Конституции закрепляет за белорусским и русским языками статус государственного языка. Соответственно производство по материалам и уголовному делу в Республике Беларусь ведется на белорусском или русском языке (ст. 21 УПК).

Данный принцип устанавливает существенные гарантии для лиц, не владеющих или недостаточно владеющих языком, на котором ведется уголовный процесс. Им предоставляется право устно или письменно делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, подавать жалобы, знакомиться с уголовным делом, выступать в суде на родном языке или на языке, которым они владеют. Эти положения распространяются на любых лиц, участвующих в уголовном процессе.

Лица, владеющие языком, на котором ведется производство по материалам и уголовному делу, но желающие пользоваться родным языком, не лишаются перечисленных выше прав. Такой вывод основан на норме ст. 50 Конституции.

Существенной гарантией рассматриваемого принципа является право вышеуказанных лиц пользоваться бесплатной помощью переводчика во всех процессуальных действиях, производимых с их участием, в том числе в судебном заседании.

УПК предусматривает обязательное участие защитника, если подозреваемый или обвиняемый не владеют языком, на котором ведется производство по делу.

Процессуальные документы вручаются подозреваемому, обвиняемому, а также другим участникам уголовного процесса в переводе на их родной язык или на язык, которым они владеют. К числу, документов, которые подлежат обязательному вручению указанным лицам, относятся, например, письменное уведомление о правах подозреваемого, обвиняемого; копии постановлений о возбуждении дела, о применении мер процессуального принуждения, о привлечении в качестве обвиняемого; копии судебных постановлений (приговоров и т.д.).

Нарушение рассматриваемого принципа является основанием для отмены приговора и других процессуальных решений, принимаемых по делу.

Независимость судей и подчинение их только закону

Независимость судебной власти и ее равноправие с другими ветвями государственной власти является признаком правового государства, в котором каждый гражданин имеет право на защиту своих прав и свобод независимым и беспристрастным судом.

Согласно ст. 110 Конституции и ст. 22 УПК, судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.

Независимость судей и народных заседателей обеспечивается установленными законодательными актами порядком их назначения (избрания, утверждения), приостановления и прекращения полномочий, неприкосновенностью, процедурой рассмотрения дел и вопросов, тайной совещания при вынесении судебных постановлений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в его деятельность, иными гарантиями, соответствующими статусу судей и народных заседателей, а также созданием надлежащих организационно-технических условий для деятельности судов.

Воздействие в какой-либо форме на судей и народных заседателей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела или добиться вынесения незаконного судебного постановления влечет за собой ответственность, установленную законодательными актами.

Средства массовой информации не вправе предрешать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства по конкретному делу или иным образом воздействовать на судью или народного заседателя (ст. 85 Кодекса о судоустройстве статусе судей).

Необходимо особо выделить следующие аспекты независимости судей.

Судья при осуществлении правосудия и принятии решения по делу должен руководствоваться только законом, исходить из своего внутреннего убеждения, основанного на всестороннем полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела.

Вышестоящие суды, отменяя приговор суда первой инстанции и направляя уголовное дело на новое рассмотрение в ином составе судей, не вправе указывать им, как они должны его разрешить. Судьи, повторно рассматривающие дело после отмены первоначального приговора, разрешают его по своему внутреннему убеждению, руководствуясь законом.

Судьи при разрешении уголовного дела независимы от выводов предварительного расследования, а также от правовой позиции по делу прокуроров, защитников и других участников судебного разбирательства.

Независимость обеспечивается внутри самого состава суда, в частности, народного заседателя от судьи, судей — от председательствующего. Каждый из состава суда может свободно принимать участие в исследовании доказательств и высказывать свое мнение. При постановлении приговора судья может остаться при особом мнении.

УПК предусматривает особую процедуру привлечения судей к уголовной ответственности. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении других лиц либо по факту совершенного преступления, принимается Генеральным прокурором Республики Беларусь, Председателем Следственного комитета Республики Беларусь, Председателем Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лицами, исполняющими их обязанности, с предварительного согласия должностного лица, назначившего судью (государственного органа, избравшего его). Уголовное дело в отношении судьи подсудно Верховному Суду.

Гласность судебного разбирательства

Гласность судебного разбирательства – это конституционный принцип, заключающийся в следующем. Как правило, разбирательство уголовных дел во всех судах открытое. В судебном заседании могут присутствовать любые лица, не участвующие в производстве по делу, достигшие 16 лет и пожелавшие прийти на рассмотрение уголовного дела.

Присутствующие в открытом судебном заседании вправе вести письменную и магнитофонную записи. Фото-, киносъемка и видеозапись допускаются с разрешения председательствующего в судебном заседании и с согласия сторон.

Личная переписка и личные телеграфные сообщения граждан могут быть оглашены в открытом судебном заседании только с согласия данных граждан. В противном случае такая переписка и телеграфные сообщения оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании. Указанные правила применяются и при исследовании звуко- и видеозаписи, носящей личный характер.

Разбирательство уголовного дела в закрытом судебном заседании допускается лишь:

- в интересах обеспечения охраны государственных секретов и иной охраняемой законом тайны. Государственные секреты подразделяются на две категории: государственную тайну (сведения, составляющие государственную тайну) и служебную тайну (сведения, составляющие служебную тайну). Государственная тайна – сведения, в результате разглашения или утраты которых могут наступить тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь. Служебная тайна – сведения, в результате разглашения или утраты которых может быть причинен существенный вред национальной безопасности Республики Беларусь. Служебная тайна может являться составной частью государственной тайны, не раскрывая ее в целом (ст. 16 Закона «О государственных секретах»).

В соответствии со ст. 35 названного Закона, доступ к государственным секретам без оформления допуска предоставляется судьям (с момента назначения их на должность). УПК выделяет круг участников уголовного процесса, которым допуск предоставляется на основании решения органа, ведущего уголовный процесс. Допуск необходим лицам, указанным в ч. 11 ст. 48, ч. 11 ст. 57, ч. 11 ст. 59, ч. 21 ст. 61, ч. 21 ст. 62, ч. 31 ст. 63 УПК, и он обусловливает доступ к материалам уголовных дел, содержащим государственные секреты. Доступ к этим материалам других участников процесса, которым предоставлено право знакомиться с делом, осуществляется без оформления соответствующего допуска. При этом следует иметь в виду, что за разглашение государственной и служебной тайны предусмотрена уголовная ответственность (ст. 373-375УК).

Примерами иной охраняемой тайны являются, например, банковская, коммерческая, врачебная тайны:

- по делам о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими шестнадцатилетнего возраста, по делам о половых преступлениях и другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц либо сведений, унижающих их достоинство;

- в случае, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля или иных участников уголовного процесса, а также членов их семей или близких родственников и других лиц, которых они обоснованно считают близкими.

Разбирательство дел в закрытом судебном заседании должно осуществляться с соблюдением всех правил судебного производства. Определение (постановление) суда о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании может быть вынесено в отношении всего разбирательства либо отдельных его частей. По таким делам публично оглашается только резолютивная часть приговора, определения, постановления суда.

Осуществление правосудия на основе состязательности и равенства сторон

Принцип осуществление правосудия на основе состязательности и равенства сторон закреплен в ст. 115 Конституции и ст. 24 УПК.

Состязательность — это такое построение судебного разбирательства, в котором функции обвинения и защиты отделены от суда, разрешающего дело, и осуществляются сторонами, наделенными равными процессуальными правами для отстаивания своих интересов, а суд руководит процессом и разрешает уголовное дело по существу.

Основными элементами состязательности являются:

1) отделение функций обвинения и защиты от функции правосудия и осуществление их независимыми друг от друга субъектами;

2) наделение сторон равными процессуальными правами для осуществления своих функций. Это права по представлению и исследованию доказательств, заявлению ходатайств, высказыванию мнения по любому вопросу, имеющему значение по уголовному делу, участию в судебных прениях;

3) руководящее положение суда в процессе и предоставление только суду права принимать по делу решение. Суд создает необходимые условия для осуществления предоставленных сторонам прав и выполнения ими процессуальных обязанностей.

Отделение обвинения от суда. Это значит, что прокурор, поддерживающий обвинение в судебном разбирательстве, изобличает обвиняемого, доказывает его виновность, настаивает на применении к нему наказания, но сам не решает дела. Разрешение же дела в целом, равно как и всех возникающих в процессе разбирательства вопросов, принадлежит только суду, который, разрешая дело, не выполняет обвинительной функции, а действует как орган правосудия.

Процессуальное положение сторон. Стороной является тот участник процесса, который выступает перед судом как представитель определенных интересов, охраняемых законом, и который обладает процессуальными правами для отстаивания этих интересов, для обоснования своих требований и утверждений и для оспаривания требований и утверждений другого участника процесса (противной стороны). К стороне обвинения относятся: государственный обвинитель, потерпевший (частный обвинитель), гражданский истец и их представители. Стороной защиты являются: обвиняемый, его законные представители, защитник, гражданский ответчик и его представители.

Процессуальное равноправие сторон. Стороны пользуются равными процессуальными правами для отстаивания перед судом своих утверждений и требований и для оспаривания утверждений и требований противной стороны. Это значит, что обвиняемый и его защитник в целях защиты имеют такие же процессуальные права, какие прокурор-обвинитель имеет в целях обвинения.

Процессуальное равноправие сторон, тем не менее, не означает фактического равенства положений различных участников процесса, являющихся сторонами. Оно означает лишь равенство процессуальных средств, при помощи которых каждая сторона отстаивает свои утверждения и оспаривает утверждения противной стороны. Все то, что делает в судебном заседании прокурор для обвинения, может делать и защитник, и сам обвиняемый для защиты.

Положение суда по отношению к сторонам. Суд не только разрешает дело, но и принимает все необходимые меры к выяснению обстоятельств дела. Суд активно исследует все собранные по делу доказательства, истребует по своей инициативе новые доказательства, если они нужны для правильного разрешения дела, выясняет обстоятельства, невыясненные или недостаточно выясненные сторонами.

Таким образом, основой принципа состязательности является выделение обвинения и защиты в качестве самостоятельных функций, их размежевание между собой и отделение от судебной деятельности. Соединение данных функций в одном лице несовместимо с законами логики и психологии. При таком построении процесса стороны лишаются возможности осуществлять свои права, а суд неизбежно превращается в покровителя одной из сторон, чаще всего стороны обвинения.

Именно состязательное построение судебного процесса обеспечивает полное и всестороннее исследование дела и правильное, справедливое его разрешение. Каждое доказательство проверяется и каждое обстоятельство исследуется под углом зрения и обвинения и защиты; суд имеет возможность выяснить и взвесить все доводы и данные как в пользу обвинения, так и в пользу обвиняемого. Наоборот, слияние в руках суда всех трех функций неизбежно придало бы деятельности суда односторонний характер и препятствовало бы объективному и полному выяснению всех обстоятельств дела.

Прокурорский надзор в уголовном процессе

Конституция возлагает на прокуратуру обязанность по осуществлению надзора за исполнением нормативных правовых актов, в том числе за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по уголовным делам (ст. 125 Конституции).

В силу ст. 25 УПК, прокурор осуществляет надзор за исполнением законов при разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, в ходе предварительного расследования, за соответствием закону судебных решений по уголовным делам и их исполнением. Таким образом, надзор прокурора охватывает все стадии уголовного процесса.

Прокурор обязан на всех стадиях уголовного процесса своевременно принимать предусмотренные законом меры по устранению нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили. На досудебных стадиях он наделяется широкими властно-распорядительными полномочиями, позволяющими эффективно реагировать на допущенные нарушения закона.

На стадии судебного разбирательства прокурор, являясь государственным обвинителем, также следит за соблюдением процессуальных норм всеми участниками процесса, в том числе судом, и реагирует на нарушения закона путем: заявления отводов; высказывания мнения по поводу действий других лиц; возражения против необоснованных действий председательствующего. Государственный обвинитель обязан отказаться от обвинения, если придет к выводу, что оно не нашло подтверждения в судебном разбирательстве. Кроме того, прокурор обязан опротестовывать все незаконные и необоснованные судебные постановления.

Суммируя вышеизложенное, нужно указать, что прокурорский надзор является надежной гарантией законности в уголовном процессе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: