Государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовное преследование

Прокурор. Прокурор является должностным лицом, в пределах своей компетенции осуществляющим от имени государства в уголовном процессе следующие функции:

- уголовное преследование;

- поддержание государственного обвинения в суде;

- надзор за исполнением законов при разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, в ходе предварительного расследования, за соответствием закону судебных решений по уголовным делам и их исполнением.

Осуществляя непосредственно уголовное преследование, прокурор возбуждает уголовное дело, поручает его расследование соответствующему органу предварительного следствия; принимает дело к своему производству и расследует его в полном объеме; отказывает в возбуждении уголовного дела; при необходимости предъявляет гражданские иски о возмещении вреда, причиненного преступлением.

Принимая участие в уголовном преследовании, осуществляемом другими органами, посредством надзора за соблюдением ими законности при производстве предварительного следствия и дознания, прокурор уполномочен:

1) письменно истребовать и проверять уголовные дела, материалы и документы, находящиеся в производстве органа уголовного преследования;

2) изымать от органа дознания и передавать органу предварительного следствия любое уголовное дело в соответствии с подследственностью, определенной статьей 182 УПК;

3) лично производить отдельные следственные и другие процессуальные действия при санкционировании применения меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя, а также предварительное следствие в полном объеме в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела;

4) поручать по возбужденному и принятому к своему производству уголовному делу предварительное следствие группе прокуроров, а по согласованию с начальниками соответствующих следственных подразделений – группе следователей, возглавлять эту следственную группу;

5) отменять незаконные и необоснованные постановления органа уголовного преследования, за исключением постановлений, выносимых Председателем Следственного комитета и Председателем Комитета государственной безопасности в соответствии с ч. 5 ст. 35 и ч. 6 ст. 38 УПК, а также не соответствующие закону указания нижестоящего прокурора, начальника органа дознания;

6) давать нижестоящему прокурору, органу дознания и лицу, производящему дознание, обязательные для исполнения письменные указания о производстве процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий, а также о применении мер по обеспечению безопасности;

7) применять, изменять или отменять меры пресечения по уголовным делам, находящимся в производстве у нижестоящего прокурора, продлевать срок содержания под стражей, домашнего ареста, срок рассмотрения заявлений и сообщений о преступлении и срок предварительного расследования;

8) прекращать производство по уголовному делу;

9) разрешать отводы и самоотводы;

10) разрешать жалобы на решения и действия органа уголовного преследования, за исключением жалоб, рассмотрение которых отнесено законом к компетенции суда;

11) выносить требование начальнику следственного подразделения, органу дознания об устранении нарушений законодательства, допущенных в ходе предварительного расследования;

12) отстранять нижестоящего прокурора от производства предварительного следствия с передачей дела другому прокурору или в орган предварительного следствия, если им были допущены нарушения законности при его расследовании, либо принять уголовное дело к своему производству и производить предварительное следствие лично;

13) обращаться в соответствующие органы с представлением о лишении иммунитета от уголовного преследования лиц, им пользующихся, если эти лица подлежат привлечению по уголовному делу в качестве обвиняемых по находящемуся в его производстве уголовному делу;

14) санкционировать применение меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога; проведение обыска, осмотра жилища или иного законного владения; наложение ареста на имущество, находящееся в жилище и ином законном владении, на почтово-телеграфные и иные отправления и их выемку, выемку документов, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну; прослушивание и запись переговоров, ведущихся по техническим каналам связи, и иных переговоров; извлечение трупа из места захоронения (эксгумация); помещение подозреваемого или обвиняемого, не содержащихся под стражей, в психиатрический стационар; отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности в случаях и порядке, установленных УПК;

15) возвращать уголовные дела нижестоящему прокурору, следователю со своими письменными указаниями, обязательными для исполнения, о производстве дополнительных процессуальных действий согласно п. 3 ч. 1 ст. 264 УПК, а также при отмене постановления о прекращении предварительного расследования;

16) направлять уголовные дела нижестоящему прокурору, следователю для производства дополнительно предварительного расследования в случае передачи судом уголовного дела при постановлении оправдательного приговора за недоказанностью участия обвиняемого в совершении преступления, если лицо, совершившее преступление, остается неустановленным, либо для производства предварительного расследования в случае передачи судом уголовного дела, выделенного в отдельное производство в связи с оправданием обвиняемого по отдельным пунктам обвинения за недоказанностью участия в совершении преступления или при оправдании одного из нескольких обвиняемых за недоказанностью участия в совершении преступления;

17) направлять уголовное дело в суд;

18) использовать другие полномочия, предоставленные ему УПК.

При судебном разбирательстве уголовного дела прокурор как государственный обвинитель вправе заявлять отводы и ходатайства; высказывать мнения по вопросам, разрешаемым судом; представлять суду доказательства; давать органу предварительного расследования обязательные для него поручения по обеспечению представления суду доказательств; участвовать в исследовании доказательств; изменять, дополнять и предъявлять новое обвинение; отказаться от обвинения; протестовать против действий другой стороны; возражать против действий председательствующего; требовать внесения в протокол судебного заседания дополнений; пользоваться другими полномочиями, предусмотренными УПК.

Участие прокурора в качестве государственного обвинителя обязательно по делам публичного и частно-публичного обвинения, а также по делам частного обвинения, возбужденным прокурором.

По делам ускоренного производства участие прокурора в судебном разбирательстве может быть признано необходимым им самим или судом. Кроме того, такое участие является обязательным в случае непризнания обвиняемым своей вины.

В суде кассационной инстанции при рассмотрении жалоб участников процесса прокурор высказывает свое мнение по ним, а также о законности и обоснованности приговора. В случае же рассмотрения дела по протесту прокурор обосновывает протест. Причем участие прокурора не является обязательным.

В суде надзорной инстанции прокурор поддерживает принесенный им или вышестоящим прокурором протест или дает заключение по уголовному делу, рассматриваемому по протесту председателя суда или его заместителя.

Прокурор наделен правом возбуждать производство по вновь открывшимся обстоятельствам и организовывать расследование этих обстоятельств, проводить проверку и по результатам выносить заключение о возобновлении производства по вновь открывшимся обстоятельствам, отказать в возбуждении производства по вновь открывшимся обстоятельствам либо прекратить его.

Начальник следственного подразделения. Начальник следственного подразделения – это Председатель Следственного комитета Республики Беларусь, начальник следственного управления, начальник следственного отдела или отделения, а также иного подразделения органа предварительного следствия, в ведении которого находятся вопросы предварительного следствия, и их заместители.

Обязанность начальника следственного подразделения состоит в осуществлении процессуального руководства расследованием, контроля за законностью и своевременностью действий следователей по расследованию преступлений, принятию мер по наиболее полному, всестороннему и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела.

Начальник следственного подразделения вправе:

1) возбуждать уголовные дела;

2) поручать производство предварительного следствия следователю;

3) проверять материалы проверок по заявлениям или сообщениям о преступлении, находящиеся на рассмотрении у следователя, проверять уголовные дела;

4) давать указания следователю о производстве предварительного следствия, привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, направлении дела, производстве отдельных процессуальных действий;

5) передавать уголовное дело от одного следователя другому, из одного следственного подразделения в другое;

6) направлять, а также возвращать органам дознания для проведения проверки заявления или сообщения о преступлении, не содержащие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, с письменным указанием подлежащих выяснению обстоятельств;

7) лично рассматривать заявления или сообщения о преступлении и принимать по ним решения в порядке, установленном статьей 174 УПК;

8) поручать производство предварительного следствия по уголовному делу нескольким следователям, а также участвовать в производстве предварительного следствия по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя, и лично производить предварительное следствие, пользуясь при этом полномочиями следователя;

9) поручать помощнику начальника следственного подразделения проверять уголовные дела и давать по ним указания;

10) разрешать отводы и самоотводы;

11) разрешать жалобы на решения и действия следователя, нижестоящего начальника следственного подразделения, за исключением жалоб, рассмотрение которых отнесено законом к компетенции суда;

12) продлевать срок проверки заявления или сообщения о преступлении в случаях, предусмотренных УПК;

13) продлевать срок предварительного следствия;

14) продлевать срок ускоренного производства;

15) отменять незаконные и необоснованные постановления следователя и нижестоящего начальника следственного подразделения, а также незаконные и необоснованные указания нижестоящего начальника следственного подразделения, помощника начальника следственного подразделения;

16) вносить прокурору представление об отмене незаконных и необоснованных постановлений следователя, санкционированных прокурором, органа дознания.

Указания по материалам проверки, находящимся на рассмотрении у следователя, уголовному делу даются начальником следственного подразделения в письменной форме и обязательны к исполнению. При несогласии следователя с полученными указаниями он вправе, не приостанавливая их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 36 УПК, представить дело вышестоящему начальнику следственного подразделения с письменным изложением своих возражений.

Председатель Следственного комитета Республики Беларусь или лицо, исполняющее его обязанности, при производстве предварительного следствия следователем Следственного комитета Республики Беларусь по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, а также о преступлениях, указанных в ч. 5 ст. 35 УПК, имеют право выносить мотивированное постановление о производстве тех процессуальных действий, которые прокурор уполномочен санкционировать в соответствии со ст. 34 УПК. Такое постановление не требуют санкционирования прокурором, а его копия в течение 24 часов направляется Генеральному прокурору Республики Беларусь. Следует отметить, что производство отмеченных действий не допускается в случае предыдущего отказа Генерального прокурора Республики Беларусь в даче санкции на их производство.

Следователь. Следователем является должностное лицо Следственного комитета Республики Беларусь, органов государственной безопасности, осуществляющее в пределах своей компетенции, предусмотренной УПК, предварительное следствие.

Все следователи, независимо от их ведомственной принадлежности, обладают одинаковыми властными процессуальными полномочиями и процессуальной самостоятельностью.

Следователь обязан принимать все меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела; осуществлять уголовное преследование лица, в отношении которого собраны достаточные доказательства, указывающие на совершение им преступления, путем привлечения его в качестве обвиняемого, предъявления обвинения, применения при необходимости в отношении его меры пресечения, передачи дела прокурору для направления в суд. Следователь также обязан принять меры по обеспечению безопасности участников уголовного процесса и иных лиц.

Решения о производстве следственных и других процессуальных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора или письменного согласования решения органа уголовного преследования о задержании лица (в соответствии с ч. 11 ст. 108 УПК) и несет полную ответственность за их законное и своевременное исполнение.

В случае несогласия следователя с указаниями прокурора о производстве дополнительных процессуальных действий, данными по делу, поступившему к прокурору для направления в суд, в порядке ст. 264 УПК, следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений, при этом приостановив исполнение указаний прокурора. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или направляет дело для производства предварительного следствия начальнику следственного подразделения для передачи его другому следователю. При несогласии следователя с указаниями начальника следственного подразделения о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения следователь вправе, приостановив исполнение этих указаний, обжаловать их вышестоящему начальнику следственного подразделения. В этом случае вышестоящий начальник следственного подразделения или отменяет указание, или направляет дело нижестоящему начальнику следственного подразделения для организации производства предварительного следствия.

Следователь вправе в любой момент принять уголовное дело к своему производству и приступить к его расследованию, не дожидаясь производства органами дознания неотложных процессуальных действий, предусмотренных ст. 186 УПК.

При осуществлении своих полномочий следователь взаимодействует с органами дознания. Он вправе знакомиться с оперативно-розыскными материалами данных органов, относящимися к расследуемому делу, рассматриваемому заявлению или сообщению, давать им поручения о производстве оперативно-розыскных мероприятий, процессуальных действий и требовать от них содействия в производстве таких действий. Эти поручения даются следователем в письменной форме и являются для органов дознания обязательными.

Постановления следователя, вынесенные по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны к исполнению всеми организациями, должностными лицами и гражданами.

Органы дознания. Орган дознания – это государственный орган и должностное лицо, уполномоченные законом осуществлять дознание. При этом данная деятельность для них не является основной.

Государственными органами и должностными лицами, уполномоченными законом осуществлять дознание, являются:

1) Министерство внутренних дел Республики Беларусь, территориальные органы внутренних дел;

2) органы государственной безопасности – по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники органов пограничной службы, военных учреждений и гарнизонов – по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащих, о преступлениях, совершенных гражданским персоналом Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований в связи с исполнением ими служебных обязанностей в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, органа пограничной службы или его подразделения;

4) начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов – по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по уголовным делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;

5) Государственный пограничный комитет Республики Беларусь, территориальные органы пограничной службы, орган пограничной службы специального назначения – по уголовным делам о преступлениях, выявляемых при выполнении возложенных на органы пограничной службы задач;

6) таможенные органы – по уголовным делам о контрабанде, незаконном экспорте объектов экспортного контроля, невозвращении на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей, об уклонении от уплаты таможенных платежей;

7) органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 224–227, 233–235, 237–245, 247 и 2611 УК;

8) органы государственного пожарного надзора – по уголовным делам о пожарах и нарушении противопожарных правил;

9) капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на судах;

10) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь – по делам о преступлениях, совершенных в пределах территории дипломатических представительств и консульских учреждений.

Из этого перечня органов дознания видно, что дознание осуществляется различными административными органами, носит производный от выполняемых ими основных функций характер и определяется ими. Их деятельность по расследованию преступлений, за исключением органов внутренних дел, эпизодична. Органы внутренних дел же являются основным органом дознания, осуществляющим дознание постоянно в силу специфики ее деятельности по охране общественного порядка и выявлению преступлений.

Таким образом, органом дознания может являться как государственное учреждение, компетентное проводить расследование в форме дознания, так и отдельное должностное лицо - руководитель, начальник учреждения, капитан судна, глава дипломатического и консульского представительства, командир воинской части и т.д.

В качестве органа дознания государственное учреждение принимает наиболее значимые решения по материалам и уголовному делу в соответствии с требованиями УПК. В рассматриваемом контексте говорится о физическом лице, представляющем в силу определенного правового акта интересы органа или организации и уполномоченном от его имени совершать указанные действия.

Когда же в роли органа дознания выступает только должностное лицо, то, помимо принятия решений, в ряде случаев оно уполномочено осуществлять процессуальные действия. При этом само учреждение органом дознания являться не будет.

На органы дознания и должностных лиц в зависимости от характера преступления возлагаются:

1) прием, регистрация и рассмотрение заявлений и сообщений о любом совершенном, совершаемом и готовящемся преступлении;

2) проведение проверки по заявлению или сообщению о преступлении, принятие по ним решения в соответствии со ст. 174 УПК;

3) производство неотложных следственных и других процессуальных действий по уголовным делам;

4) проведение необходимых оперативно-розыскных мероприятий и принятие иных мер в целях обнаружения преступлений и выявления лиц, их совершивших, а также предупреждение и пресечение преступлений.

Начальник органа дознания. Начальником органа дознания является руководитель органа дознания, а также каждое из должностных лиц, перечисленных выше.

Начальник органа дознания обязан организовать проведение необходимых оперативно-розыскных мероприятий и принятие иных мер в целях обнаружения преступлений и выявления лиц, их совершивших, предупреждения и пресечения преступлений; обеспечивать полное и качественное производство неотложных следственных и других процессуальных действий по уголовным делам и материалам до передачи их следователю и выполнение поручений следователя, суда, указаний прокурора; осуществлять контроль за законностью и своевременностью действий лиц, производящих дознание.

Указания прокурора, поручения следователя по уголовным делам, данные в порядке, установленном УПК, обязательны для исполнения начальником органа дознания. Обжалование этих указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.

По поступившим в орган дознания заявлениям и сообщениям о преступлении начальник органа дознания поручает проведение проверки, а по возбужденным им уголовным делам поручает производство дознания; проверяет находящиеся в производстве у лиц, производящих дознание, материалы проверок и уголовные дела, дает им указания о проведении необходимых оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий; передает материалы проверок и дела от одного уполномоченного им лица, производящего дознание, другому; поручает производство дознания нескольким лицам; вправе лично проводить дознание, в том числе приняв дело к своему производству; направляет в органы предварительного следствия заявления или сообщения о преступлениях вместе с материалами их проверки при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 174 УПК, а также уголовные дела.

Начальник органа дознания утверждает постановление о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, о задержании, продлении срока рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, о производстве процессуальных действий, подлежащих санкционированию прокурором, о временном ограничении права на выезд из Республики Беларусь, о приводе, о применении мер по обеспечению безопасности, об этапировании. Кроме того, руководители МВД, КГБ, ДФР КГК предварительно письменно согласовывают решение органа уголовного преследования о задержании лица в случае, предусмотренном частью 11 ст. 108 УПК.

Председатель КГБ или лицо, исполняющее его обязанности, при производстве предварительного следствия по уголовным делам следователем КГБ в соответствии с подследственностью, определенной статьей 182 УПК, а также при производстве дознания по уголовным делам вправе выносить мотивированное постановление о производстве процессуальных тех действий, которые прокурор уполномочен санкционировать в соответствии со ст. 34 УПК. Такое постановление не требуют санкционирования прокурором, а его копия в течение 24 часов направляется Генеральному прокурору Республики Беларусь. Следует отметить, что производство отмеченных действий не допускается в случае предыдущего отказа Генерального прокурора Республики Беларусь в даче санкции на их производство.

Указания начальника органа дознания лицу, производящему дознание, даются в письменной форме и обязательны к исполнению. Обжалование полученных указаний прокурору не приостанавливает их исполнения.

Заместители начальника органа дознания обладают правами и несут обязанности, рассмотренными выше.

Лицо, производящее дознание. Лицом, производящим дознание, является должностное лицо, уполномоченное органом дознания на осуществление досудебного производства.

Лицо, производящее дознание, вправе самостоятельно производить неотложные следственные и другие процессуальные действия, выносить процессуальные решения, за исключением случаев, когда УПК предусмотрены утверждение их начальником органа дознания, или санкция прокурора, или письменное согласование решения органа уголовного преследования о задержании лица.

Согласно ч.2 ст. 39 УПК, лицо, производящее дознание, вправе обратиться к начальнику органа дознания с мотивированным ходатайством о даче им поручения соответствующим работникам органа дознания о производстве оперативно-розыскных мероприятий и неотложных следственных и других процессуальных действий.

Постановления данного участника процесса, вынесенные в соответствии с требованиями УПК, по находящимся в его производстве материалам и уголовным делам обязательны к исполнению всеми организациями, должностными лицами и гражданами.

Необходимо отметить, что в отличие от следователя процессуальная самостоятельность лица, производящего дознание, существенно ограничена. Большинство решений, принимаемых им по уголовному делу, обретают юридическую силу только после утверждения начальником органа дознания. Все указания прокурора, начальника органа дознания безоговорочно обязательны для лица, производящего дознание, в том числе и в случае их обжалования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: