Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь и дальнейшее совершенствование уголовно-процессуального законодательства

Проведение судебно-правовой реформы - необходимое условие и важнейшая предпосылка построения в Республике Беларусь правового государства.

Главными целями судебно-правовой реформы, в соответствии Концепцией судебно-правовой реформы, одобренной Парламентом 23 апреля 1992 года, являются:

создание правовой системы, способной обеспечить функционирование правового государства;

утверждение самостоятельной и независимой судебной власти как основного гаранта прав и свобод граждан и других участников правоотношений, действенности законов;

воплощение в законодательстве демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, отвечающих общепризнанным нормам международного права и научным рекомендациям.

Центральное место в курсе учреждения процедур и механизмов, эффективно обеспечивающих охрану прав и свобод человека, отводится правосудию. Именно обеспечение эффективной защиты конституционных прав и свобод человека, включающее в себя, прежде всего, право на защиту от необоснованного уголовного преследования и справедливое судебное разбирательство, является основой проводимой в нашей стране судебно-правовой реформы.

Таким образом, права человека и гражданина сегодня выступают важнейшим фактором, определяющим назначение, содержание и формы процессуальной деятельности по уголовным делам. В то же время развитие уголовно-процессуального законодательства объективно и в значительной степени проистекает из необходимости обеспечить должное соотношение, строгий баланс общественных и личных интересов.

В рамках проводимой судебно-правовой реформы уголовно-процессуальное законодательство было подвергнуто существенным преобразованиям. В частности, на стадии судебного разбирательства был последовательно реализован принцип состязательности на основе разделения функций обвинения, защиты и правосудия, расширились пределы судебного контроля на досудебных стадиях уголовного процесса, гарантии прав и законных интересов участников процесса.

В свете изложенных выше приоритетов дальнейшее совершенствование УПК должно осуществляться по пути: усиления контрольных функций суда на стадии предварительного расследования за счет предоставления суду права санкционирования процессуальных действий, ограничивающих конституционные права и свободы граждан; повышения роли вышестоящих судов за счет введения апелляционного производства.

Представляется перспективным закрепление в уголовном процессе возможности альтернативного разрешения споров. Сущность альтернативных уголовной юстиции методов решения дел заключается в отказе от общего порядка ведения производства, взамен которого с разрешения и с участием государственного органа (судебного или уголовного преследования), используются различные неконфликтные и примирительные процедуры. Наиболее яркой формой альтернативы служит медиация. Нарушитель уголовного закона и потерпевший с разрешения органа уголовного преследования или суда пытаются разрешить конфликт в рамках медиационного соглашения, прибегая к посредничеству третьих лиц. Необходимым условием применения медиации является наличие убедительных доказательств виновности, ее признание правонарушителем, а главное - готовность обеих сторон к примирительной процедуре. На основе примирительного соглашения при соблюдении ряда условий (тяжесть преступления, наличие публичного интереса в уголовном преследовании и др.) может быть вынесено решение о прекращении уголовного дела.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: