Примеры контрольных заданий

Учебным планом предусмотрено выполнение каждым студентом заочной формы обучения контрольных заданий или контрольной работы. В зависимости от формы обучения количество контрольных заданий составляет: для студентов заочной классической формы обучения (4 года) – 3 контрольных задания, для студентов заочной классической формы обучения на базе высшего профессионального образования (3 года) – 4 контрольных задания. Студенты заочной классической формы обучения на базе среднего профессионального профильного образования (3 года) выполняют контрольную работу. Задания для выполнения контрольных заданий и контрольной работы студенты получают от преподавателя в начале семестра, когда студент только приступает к изучению учебной дисциплины «Уголовный процесс». Оформленная с учетом установленных в Уральском филиале ФГБОУВПО РАП требований работа представляется на кафедру в заранее установленный срок.

Срок выполнения и представления на кафедру контрольных заданий для студентов заочной классической формы обучения (4 года):

- 1 контрольное задание – к началу 5 семестра, но не позднее первой недели 5 семестра;

- 2 контрольное задание – к началу 6 семестра, но не позднее первой недели 6 семестра;

- 3 контрольное задание – в течение 6 семестра, но не позднее дня сдачи экзамена. При этом преподавателем с учетом учебного расписания аудиторных занятий может быть установлен иной срок для представления на кафедру контрольного задания;

Срок выполнения и представления на кафедру контрольных заданий для студентов заочной классической формы обучения на базе высшего профессионального образования (3 года):

- 1 контрольное задание – в течение 3 семестра;

- 2 контрольное задание – в течение 3 семестра;

- 3 контрольное задание – к началу 4 семестра, но не позднее первой недели 4 семестра;

- 4 контрольное задание – в течение 4 семестра, но не позднее дня сдачи экзамена. При этом преподавателем с учетом учебного расписания аудиторных занятий может быть установлен иной срок для представления на кафедру контрольного задания.

Срок выполнения и представления на кафедру контрольной работы студентами заочной классической формы обучения на базе среднего профессионального профильного образования (3 года) – в соответствии с учебным планом (5 семестр) и сроки, установленные в ФГБОУВПО «Российская академия правосудия» для сдачи контрольных работ.

Контрольное задание или контрольная работа (с учетом формы обучения) выполняется каждым студентом самостоятельно.

Контрольное задание или контрольная работа (с учетом формы обучения) выполняется студентамиписьменно с использованием учебной, научной, справочной литературы, нормативно-правовых актов, материалов судебно-следственной практики. Титульный лист письменной работы должен содержать наименование учебного заведения, факультета, указание на название кафедры, дисциплины, название характера (вида) работы «Контрольное задание», «Контрольная работа», номер контрольного задания, номер варианта, фамилию и инициалы, а также номер группы студента.

В целях обеспечения своевременной и качественной проверки выполненных студентами контрольных заданий, объективной оценки полученных знаний работа представляется на кафедру в печатном виде на бумажном носителе.

Объем письменной работы (ответов на задания), как правило, не должен превышать 8 – 10 машинописных страниц. При этом письменная работа может содержать приложения. В качестве приложений могут быть материалы судебно-следственной практики (приговоры судов, данные судебной статистики и т.д.).

Контрольное задание или контрольная работа (с учетом формы обучения) может включать в себя теоретический вопрос, решение задачи, составление процессуального документа и (или) анализ материалов судебной практики. Для успешного выполнения контрольного задания или контрольной работы студенту необходимо ознакомиться с содержанием каждого задания, условиями задачи, четко определить вопросы, ответы на которые ему необходимо найти. При этом ответы студента должны быть развернутыми, аргументированными, подкреплены ссылками на нормативные акты, постановления, определения Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, иные материалы судебно-следственной практики, данные судебной статистики, научные и учебные работы.

Алгоритм ответа на теоретический вопрос (или теоретическое задание), включая случаи сравнительной характеристики определенного явления, предполагает:

- ознакомление с текстом (содержанием) задания, уяснение его смысла;

- определение нормативной базы, необходимой для правильного решения, ее изучение, анализ и обобщение;

- письменное изложение ответа, который содержит ссылки на используемые источники (нормативные, учебные, научные и др.);

- если задание предполагает сравнительную характеристику, то ответ должен быть представлен в виде сравнительной таблицы;

- после таблицы студенту необходимо подвести итог проведенного сравнительного исследования.

Алгоритм решения задач включает в себя:

- ознакомление с текстом (содержанием) задачи, уяснение смысла вопроса;

- определение нормативной базы, необходимой для правильного решения задачи, ее изучение, анализ и обобщение, а также выбор уголовно-процессуальных норм, подлежащих применению, для решения конкретной задачи;

- подбор и изучение постановлений, определений Конституционного Суда РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, иных материалов судебно-следственной практики;

- оценка ситуации, законности действий (бездействия) и (или) решений, приведенных в задачи, с точки зрения содержания уголовно-процессуального законодательства, позиции Конституционного Суда РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ.

Алгоритм составления процессуального документа (например, кассационной жалобы от имени защитника) предполагает:

- изучение текста приговора (или иного обжалуемого судебного решения), который был представлен преподавателем. Условие задания может предполагать проведение студентом самостоятельной работы по поиску и подбору соответствующего приговора, текст которого размещен на официальном сайте суда общей юрисдикции (либо приговора, который вместе с уголовным делом был передан на хранение в архив суда);

- определение нормативной базы (уголовного и уголовно-процессуального законов, иных нормативно-правовых актов), необходимой для правильной оценки приговора с точки зрения законности, обоснованности и справедливости, ее изучение, анализ и обобщение;

- подбор и изучение постановлений, определений Конституционного Суда РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, иных материалов судебно-следственной практики;

- исследование содержания приговора с точки зрения соответствия уголовному, уголовно-процессуальному законодательству, позиции Конституционного Суда РФ, разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ;

- определение уголовно-процессуальных норм, закрепляющих право защитника обжаловать в кассационном порядке в установленные законодательством сроки приговор, требования, предъявляемые к содержанию кассационной жалобы, полномочия суда кассационной инстанции, виды и характер принимаемых им решений;

- определение ключевых моментов, критериев, фактических обстоятельств дела, иных данных, отраженных в приговоре, на основе которых будет обжаловаться приговор;

- составление кассационной жалобы. При этом к составленной кассационной жалобе студент обязательно должен приложить текст приговора.

Алгоритм анализа материалов судебной практики состоит из следующего:

- подбор с учетом определенного критерия (квалификация преступного деяния, возраст подсудимого, потерпевшего, отсутствие подсудимого в зале судебного заседания, порядок подготовки уголовного дела к судебному заседанию (общий или предварительное слушание), порядок судебного разбирательства (общий или особый порядок), вид уголовного преследования, состав суда, предъявление гражданского иска и др.) не менее 15 судебных решений (приговоров, постановлений, определений), размещенных на официальном сайте одного суда общей юрисдикции (либо переданных на хранение вместе с уголовными делами в архив суда). С учетом отдельных особенностей уголовных дел, недостаточного количества судебных решений, размещенных на сайте (либо хранящихся в архиве суда), допустимо использовать меньшее количество судебных решений или практику (приговоры, постановления, определения) нескольких судов. При этом студент обязан указать: а) причину, по которой он использовал меньшее количество судебных решений или практику нескольких судов; б) суды, к практике которых он прибегнул; в) количество изученных приговоров (постановлений, определений) применительно к каждому суду;

- ознакомление с текстом судебных решений;

- анализ текстов приговоров (постановлений, определений) с учетом норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства, иных нормативных предписаний;

- анализ текстов приговоров (постановлений, определений) с учетом обозначенных в задании критериев;

- обобщение результатов, которые могут быть представлены в виде таблицы, включающей в себя основные показатели;

- если задание предполагает сравнительную характеристику деятельности судов, то ответ должен быть представлен в виде сравнительной таблицы;

- после таблицы студенту необходимо подвести итог проведенного сравнительного исследования.

Контрольное задание или контрольная работа выполняется, как правило, по вариантам. Варианты распределяются в зависимости от первой буквы фамилии студентов следующим образом:

Вариант I выполняют студенты, фамилии которых начинаются на буквы «А – Г», «К – Н», «Т – Х».

Вариант II выполняют студенты, фамилии которых начинаются на буквы «Д – И», «О – С», «Ц – Я».

Как уже было отмечено, контрольные задания или тему (задание) контрольной работы студент получает от преподавателя в начале семестра. Это объясняется тем, что, во-первых, в уголовно-процессуальное законодательство систематически вносятся изменения, что может привести к кардинально иному подходу для определения исходных начал, основополагающих понятий и процедур, особенности которых надлежит рассмотреть в рамках учебной дисциплины «Уголовный процесс». Во-вторых, позволяет актуализировать задания с учетом складывающейся судебно-следственной практики.

В качестве примера контрольного задания (работы) можно привести следующее:

1. Сравнительная характеристика процессуального положения потерпевшего и обвиняемого.

2. Н., обвиняется в том, что совершил кражи (5 эпизодов), грабежи (3 эпизода), причинение легкого вреда здоровью (1 эпизод). В совершении всех преступлений Н. участвовал один. Все уголовные дела соединены в одном производстве в порядке п. 2 ч. 1, ч. 3 ст. 153 УПК РФ. Может ли по данному уголовному делу с обвиняемым Н. быть заключено досудебное соглашение о сотрудничестве?

3. Выберите один из приговоров, размещенный на официальном сайте любого районного суда г. Челябинска, ознакомьтесь с его текстом и составьте надзорное представление от имени прокурора.

4. Сделайте сравнительную характеристику результатов обобщения уголовных дел, рассмотренных в Калининском и Советском районных судах г.Челябинска в 2011г. в порядке гл. 40 УПК РФ, с учетом следующих критериев: вид приговора, квалификация преступного деяния, мера пресечения, избранная в отношении подсудимого, осужденного, вид и размер наказания, круг участников судебного разбирательства, доказательства, исследованные в судебном разбирательстве, размер гражданского иска.

Примерная тематика курсовых работ [12]

1. Сущность и задачи уголовного процесса.

2. Уголовно-процессуальные правоотношения.

3. Процессуальная форма.

4. Понятие, значение и система принципов уголовного процесса.

5. Состязательность уголовного процесса.

6. Презумпция невиновности, ее сущность и воплощение на практике.

7. Гласность уголовного процесса.

8. Уголовно-процессуальные функции и их виды.

9. Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту.

10. Национальный язык судопроизводства.

11. Неприкосновенность личности, жилища и частной жизни в уголовном процессе.

12. Непосредственность и устность судопроизводства.

13. Сущность и значение судебной этики.

14. Понятие и классификация участников уголовного процесса.

15. Гарантии прав потерпевшего в уголовном процессе и их развитие.

16. Нравственные начала деятельности следователя.

17. Этика адвоката в уголовном процессе.

18. Процессуальное положение обвиняемого.

19. Процессуальное положение подозреваемого.

20. Процессуальное положение защитника.

21. Свидетель в уголовном процессе.

22. Процессуальный статус судей.

23. Процессуальное положение прокурора.

24. Процессуальное положение следователя.

25. Потерпевший в уголовном процессе.

26. Гражданский иск в уголовном процессе.

27. Понятие доказательства в уголовном процессе.

28. Объективная истина в уголовном процессе.

29. Понятие и свойства доказательств (по материалам практики).

30. Основания признания доказательств недопустимыми (по материалам судебной практики).

31. Процесс доказывания.

32. Собирание доказательств.

33. Оценка доказательств.

34. Косвенные доказательства.

35. Показания подозреваемого и обвиняемого как вид доказательства.

36. Заключение эксперта как вид доказательства.

37. Вещественные доказательства.

38. Протоколы следственных и судебных действий и иные документы.

39. Охрана чести и достоинства граждан при применении мер процессуального принуждения.

40. Меры пресечения.

41. Применение научно-технических средств в уголовном процессе.

42. Возбуждение уголовного дела. Виды принимаемых решений. Возможность их обжалования.

43. Сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела.

44. Поводы, основания и процессуальный порядок возбуждения уголовного дела.

45. Процессуальная самостоятельность следователя при производстве следственных действий и принятии решений.

46. Привлечение в качестве обвиняемого.

47. Оценка заключений и показаний эксперта и специалиста следователем и судом (по материалам практики).

48. Основания и порядок прекращения уголовного дела (по материалам практики). Порядок обжалования.

49. Судебная защита конституционных прав граждан на стадии предварительного расследования.

50. Сущность, задачи и общие условия стадии предварительного расследования.

51. Розыск, дознание, предварительное следствие.

52. Участие защитника в доказывании на предварительном следствии.

53. Понятие следственных действий и их система.

54. Познавательная сущность следственных действий.

55. Допрос свидетеля и потерпевшего (процессуальные, психологические и тактические особенности).

56. Допрос подозреваемого и обвиняемого (процессуальные, психологические и тактические особенности).

57. Очная ставка.

58. Предъявление для опознания.

59. Выемка и обыск.

60. Осмотр места происшествия.

61. Производство экспертизы на предварительном следствии.

62. Приостановление предварительного расследования.

63. Окончание предварительного расследования.

64. Полномочия судьи до судебного разбирательства дела и подготовительные действия к судебному заседанию.

65. Сущность и общие условия судебного разбирательства.

66. Предварительное слушание.

67. Предварительное слушание в суде присяжных. Виды принимаемых решений. Спорные вопросы практики.

68. Порядок судебного разбирательства.

69. Соотношение судебного разбирательства и предварительного следствия.

70. Состязательность и равенство сторон в общем судопроизводстве и в суде присяжных.

71. Прокурор в судебном разбирательстве. Сущность функции уголовного преследования.

72. Пределы судебного разбирательства (по материалам практики).

73. Судебное следствие (сущность, значение, процессуальный порядок).

74. Сущность, значение и предмет судебных прений по уголовным делам.

75. Понятие и значение судебной речи по уголовным делам.

76. Содержание и форма судебной речи по уголовным делам.

77. Обвинительная речь прокурора.

78. Защитительная речь адвоката.

79. Полемика в суде.

80. Приговор суда.

81. Оправдательный приговор как акт правосудия. Основания вынесения.

82. Частное определение (постановление) суда.

83. Вердикт и приговор в суде присяжных.

84. Особенности участи прокурора в суде присяжных.

85. Особенности участи адвоката в суде присяжных.

86. Судебное следствие в суде присяжных.

87. Процессуальное положение присяжных заседателей.

88. Роль председательствующего в суде присяжных.

89. Культура судебного процесса.

90. Особенности производства у мирового судьи.

91. Особенности апелляционного производства.

92. Сущность и значение апелляционного производства.

93. Кассационное производство.

94. Основания отмены приговора в кассационном порядке.

95. Исполнение приговора.

96. Производство в надзорной инстанции.

97. Возобновление дела ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.

98. Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних.

99. Производство о применении принудительных мер медицинского характера.

100. Особенности производства по отдельным категориям дел.

101. Особый порядок принятия судебного решения.

102. Возмещение ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: