Методические рекомендации. При изучении указанной темы необходимо исходить из того общего положения, что проблема защиты против действий (бездействия) органов государства

При изучении указанной темы необходимо исходить из того общего положения, что проблема защиты против действий (бездействия) органов государства, в том числе законодатель­ных (представительных) органов, органов исполнительной вла­сти, конкретных должностных лиц, государственных и муни­ципальных служащих, в результате которых нарушаются права и свободы, ущемляются интересы граждан и организаций, су­ществует во всех странах.

На примерах таких законодательных актов, как Основы зако­нодательства Союза ССР и союзных республик об администра­тивных правонарушениях, принятых 23 октября 1980 г., Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июля 1984 г., Закон СССР от 30 июня 1987 г. «О порядке обжалова­ния в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляю­щих права граждан», Закон СССР от 2 ноября 1989 г. «О по­рядке обжалования в суд неправомерных действий органов го­сударственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан», Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г., Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"» от 15 нояб­ря 1995 г., Закон РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» от 6 декабря 1994г. це­лесообразно проследить, каким образом происходило расшире­ние возможности судебной защиты прав и свобод граждан.

Далее следует перейти к изучению современного состояния законодательства, относящегося к регулированию судебной за­щиты прав против действий (бездействия) органов государства, в том числе законодательных, исполнительных, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Для этого необходимо уяснить, какова правовая природа судебных дел рассматриваемой категории.

Особенности публичных правоотношений оказывают суще­ственное влияние на специфику судопроизводства по делам, возникающим из этих правоотношений.

Для выявления этой специфики целесообразно прежде всего проанализировать содержание гл. 23 ГПК РФ, обратив внима­ние на те процедурные категории, которые не свойственны ис­ковому производству либо действуют со значительным отли­чием.

Следует обратить внимание и на то, что в рамках судопро­изводства по делам, возникающим из публичных правоотноше­ний, исключается возможность разрешения спора о частном праве, подведомственном суду. Такая ситуация может возник­нуть как при подаче заявления, так и при рассмотрении дела в суде. Необходимо иметь четкое представление о процессуаль­ных последствиях установления наличия спора о праве при возбуждении дела и в последующих стадиях процесса.

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из пуб­личных правоотношений, не применяются и правила заочного производства.

Изучая вопрос о подведомственности, следует также иметь в виду, что дела, вытекающие из публичных правоотношений, могут быть предметом рассмотрения не только судов общей юрисдикции, но и Конституционного Суда РФ, а также арбит­ражных судов. Распределение дел данной категории между названными судами осуществляется в соответствии с их компе­тенцией, установленной федеральными законами (см., напри­мер ст. 3 ФКЗ от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации», ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Особого внимания требует анализ законодательства, регули­рующего порядок рассмотрения дел, тех категорий, которые перечислены в ст. 254 ГПК РФ, а именно, статей, входящих в гл. 24, 25, 26 ГПК РФ, поскольку помимо общих положений производства по делам, возникающим из публичных правоотно­шений, каждая категория имеет свою внутреннею специфику по порядку и срокам подачи заявления, по субъектному составу, по определению подсудности, по срокам и процедуре рассмотрения заявлений судом, по содержанию решений и их реализации, по срокам кассационного обжалования решений.

Для лучшего усвоения материала представляется целесооб­разным после изучения специфики судебного рассмотрения дел, относящегося к каждой из категории публично-правового характера, провести сравнительный анализ производства по всем из них, а также составить проект заявления в суд.

Литература, рекомендуемая к изучению по теме семинара

1. Ст.15 ч.2, 17, 18, 32, 46, 47, ч.1 ст.125, гл.II Конституции РФ.
2. ФЗ от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» глава 10.
3. ФЗ от 26.11.96 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (с изм от 22 июня 1998 г.) п.7
4. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ, статья 23.1.
5. Закон РФ от 27 апреля 1993г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изм. и доп.).
6. Определение Конституционного Суда РФ от 06 июня 2003 года № 185-О.
7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.95 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия».
8. Ершов В. Признание нормативно-правовых актов противоречащими Конституции и федеральным законам: законотворческие идеи.//Российская юстиция, 2003 года, № 6.
9. Лупарев Е. Соотношение административно-правовых и иных категорий юридических споров//Российская юстиция, 2003 год, № 1.
10. Минашкин А.В. Некоторые особенности рассмотрения судами общей юрисдикции споров, возникающих из публично-правовых отношений//Законодательство и экономика, 2003 год, № 4.
11. Никитин С. Нормоконтроль – не абстракция, это реальность// «эж-ЮРИСТ», 2003 год № 21.
12. Потапенко С. Разграничение нормативных и ненормативных актов при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений//Российская юстиция, 2003 год, № 6.
13. Приходько И. Лукавое «выравнивание».//Юрист, 2003 год, № 21.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: