Несмотря на свое различие, государственные и муниципальные финансы выполняют сходные функции:
распределительную;
регулирующую;
стимулирующую;
фискальную;
контрольную.
Распределительная функция состоит в том, что вновь созданная стоимость (валовой внутренний продукт, часть национального дохода) распределяется между:
государством (Российской Федерацией);
субъектами федерации;
муниципальными образованиями;
конкретными органами государственной власти и местного самоуправления;
предприятиями и организациями;
гражданами и др.
Цель данного распределения — обеспечение:
сбалансированного развития общества и государства;
выполнения государством и муниципальными образованиями своих функций;
благосостояния граждан;
экономического роста.
Например, предприятие отдает часть заработанного государству в виде налогов, а государство из этих средств финансирует пенсионеров (которые могут быть нетрудоспособными бывшими сотрудниками данного предприятия), обеспечивает работу общественного транспорта, дает возможность бесплатно учиться в школе детям сотрудников предприятия и т. д.
|
|
Регулирующая функция состоит в том, что государство с помощью денежных рычагов регулирует макроэкономические процессы. Например:
вводит пошлины на предметы нежелательного импорта и тем самым поддерживает национального товаропроизводителя;
определяет курс национальной валюты; поддерживает его, если необходимо;
устанавливает учетную ставку банковского процента и т. д.
Стимулирующая функция близка к регулирующей и состоит в том, что государство, используя финансовые механизмы, стимулирует желательные экономические процессы (например, предоставляет льготы определенным отраслям промышленности, предприятиям).
Фискальная функция заключается в том, что финансовые отношения порождают необходимость регулярного собирания налогов для обеспечения нормальной жизнедеятельности государства и общества.
Контрольная функция – заключается в осуществлении контроля за формированием и использованием капитала, доходов и денежных фондов.
Функции финансов реализуются через финансовый механизм. Он включает в себя:
финансовые методы – способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. К ним относятся: планирование, прогнозирование, инвестирование, кредитование, материальное стимулирование и другое;
финансовые показатели – параметры состояния финансовой системы, в той или иной мере регулируемые государственной финансовой политикой;
правовое обеспечение – законы, указы Президента, постановления Правительства РФ, Устав юридического лица и др.;
нормативное обеспечение – нормы и нормативы, методические указания, инструкции по расчету финансовых показателей;
информационное обеспечение – бухгалтерская и статистическая отчетность, и другая информация о состоянии финансовой системы.