Делам и Президиуме Верховного Суда РФ

Возбуждение надзорного производства возможно в течение года со дня их вступления в законную силу. Данный срок носит пресекатель-ный характер, так как надзорные жалобы, поданные с нарушением ус­тановленного срока, возвращаются судьей без рассмотрения по суще­ству в течение десяти дней со дня их поступления в суд надзорной ин­станции (ст. 380 ГПК).

Надзорная жалоба или представление прокурора составляются в письменной форме и должны содержать:

1) наименование суда, в который они адресуются;

388 Глава 28. Пересмотр судеб, решений, определений, вступивших в законную силу

2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;

3) наименования других участвующих в деле лиц, их место житель­ства или место нахождения;

4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляцион­ной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими ре­шений;

5) указание на решение, определение суда, которые обжалуются;

6) указание на то, в чем заключается допущенное судами сущест­венное нарушение закона;

7) просьбу лица, подающего жалобу или представление.

К некоторым жалобам или представлениям прокурора закон предъ­являет дополнительные требования. Так, в надзорных жалобах или представлениях прокурора на вынесенное в надзорном порядке опре­деление Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ или Военной коллегии Верховного Суда РФ должно быть указано, в чем состоит нарушение единства судебной практики, и должны быть приведены соответствующие обоснования этого нарушения. В надзор­ной жалобе лица, не участвовавшего в деле, должно быть указано, ка­кие права или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением. Если надзорная жалоба или представление прокурора ранее подавались в надзорную инстанцию, в них должно быть указано на принятое решение суда.

Надзорная жалоба должна быть подписана подающим жалобу ли­цом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, при­лагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полно­мочия представителя. Представление прокурора должно быть подпи­сано: Генеральным прокурором РФ и его заместителем при подаче в любой суд надзорной инстанции или прокурором субъекта Федера­ции, военного округа (флота) при подаче представления в суд субъекта Федерации, окружного (флотского) военного суда.

К надзорной жалобе или представлению прокурора прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу. К жалобе или представлению прокурора должны быть приложены их копии по количеству участвующих в деле лиП-Если судебное постановление не было обжаловано в апелляционном порядке, к жалобе должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. Согласно ст. 4 Закона «О государ­ственной пошлине» надзорные жалобы по делам, которые не были об-

§ 3. Возбуждение судебно-

надзорного произ

жалованы в кассационном порядке, должны оплачиваться государст­венной пошлиной — 50% от размера государственной пошлины, взи­маемой при подаче исковых заявлений (жалоб) неимущественного ха­рактера, а по спорам имущественного характера — 50% от размера государственной пошлины, исчисляемой из суммы, оспариваемой сто­роной или другим участвующим в деле лицом. Таков же размер госу­дарственной пошлины при подаче надзорной жалобы на постановле­ния апелляционной инстанции.

Надзорная жалоба или представление прокурора, поданные в соот­ветствующий суд, по поручению председателя или его заместителя со­ответствующего суда передается на рассмотрение судьи данного суда. Судья изучает полученные документы и решает вопрос о принятии надзорной жалобы или представления прокурора или об их возврате. Они возвращаются, если: жалоба или представление не отвечают тре­бованиям, по их содержанию, предусмотренным ст. 378 ГПК; жалоба или представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции; пропущен срок обжалования судебного по­становления в порядке надзора; до принятия жалобы или представле­ния к рассмотрению по существу поступила просьба об их возвраще­нии или отзыве; жалоба или представление поданы с нарушением пра­вил подсудности, установленных ст. 377 ГПК.

В суде надзорной инстанции, за исключением Верховного Суда РФ, надзорная жалоба или представление прокурора рассматриваются не более чем месяц, а в Верховном Суде РФ — не более чем два месяца. По результатам рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора судья выносит определение об истребовании дела, если имеются сомнения в законности судебного постановления, или об от­казе в истребовании дела, если изложенные в жалобе или представле­нии доводы в соответствии с федеральным законом не могут повлечь за собой возможность отмены судебного постановления.

В определении суда об отказе в истребовании дела излагаются мо­тивы отказа, и оно направляется лицу, подавшего надзорную жалобу, или прокурору, принесшему представление. Кроме того, в нем должны быть указаны: фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение; время и место вынесения определения; дело, по которому вынесено оп­ределение; наименование лица, подавшему жалобу или представление; основание для отказа в истребовании дела. Мотивы отказа в истребова­нии дела должны быть обоснованными, так как председатель суда субъекта Федерации, окружного (флотского) военного суда, Председа­тель Верховного Суда РФ, его заместитель имеют право не согласиться

390 Глава 28. Пересмотр судеб, решений, определений, вступивших в законную силу

с определением судьи об отказе в истребовании дела и вынести свое оп­ределение об истребовании дела. Закон ничего не говорит о возможной отмене определения судьи об отказе в истребовании дела, следователь­но, оно остается в деле.

В случае отказа в истребовании дела жалоба или представление прокурора, а также копии обжалуемых судебных постановлений оста­ются в суде надзорной инстанции.

В случае истребования дела судья имеет право приостановить ис­полнение решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии об этом просьбы, содержащейся в жалобе, представлении или ином ходатайстве.

Истребованное дело рассматривается судьей, кроме судьи Верхов­ного Суда РФ, не более чем два месяца, судьей Верховного Суда РФ — не более чем четыре месяца. Эти сроки могут быть продлены председа­телем суда, его заместителем соответственно до четырех и шести ме­сяцев.

По результатам рассмотрения дела, истребованного в суд надзор­ной инстанции, судья выносит определение: об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции; о передаче дела для рассмотрения надзорной жалобы или представления проку­рора по существу в суд надзорной инстанции.

Если судья приходит к выводу о том, что нет оснований для переда­чи дела для рассмотрения в порядке надзора, он выносит определение об отказе в передаче дела для рассмотрения в суд надзорной инстан­ции, которое должно содержать: дату и место вынесения определения; фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение; наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление прокурора; указание на судебные постановления, которые обжалуются; мотивы, по которым отказано в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.

Председатель суда субъекта Федерации, окружного (флотского) военного суда, Председатель Верховного Суда РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции. В этом слу­чае председатель соответствующего суда или заместитель Председате­ля Верховного Суда РФ выносит свое определение о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.

Если судья приходит к выводу о том, что в деле имеются основания для пересмотра дела в надзорной инстанции, он выносит определение о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстан-

§ 3. Возбуждение судебно-надзорного производства

ции, которое должно содержать: дату и место вынесения определения; фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение; наименование суда надзорной инстанции, в который передается дело для рассмотре­ния по существу; наименование лица, подавшего надзорную жалобу, или представление прокурора; указание на судебные постановления, которые обжалуются; изложение содержания дела, по которому при­няты судебные постановления; мотивированное изложение оснований для передачи дела в целях рассмотрения по существу; предложения су­дьи, вынесшего определение.

В данном определении должно быть указано, какой закон нарушен судом и в чем выражается существенность нарушения этого закона. Предложения судьи, вынесшего определение о направлении дела в надзорную инстанцию, могут быть следующими: отменить судебные постановления суда первой, апелляционной, кассационной или над­зорной инстанций полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение; отменить судебные постановления нижестоящих судов полностью или в части и оставить заявление без рассмотрения или пре­кратить производство по делу; оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений; отменить либо изменить судебные по­становления суда первой, второй или надзорной инстанций и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмот­рения, если допущена ошибка в применении и толковании норм мате­риального права.

После этого судья вместе с вынесенным им определением и мате­риалами дела направляет надзорную жалобу или представление про­курора в суд надзорной инстанции.

Дело, переданное для рассмотрения в суд надзорной инстанции, рассматривается в: президиуме суда субъекта Федерации, окружного (флотского) военного суда — не более чем два месяца; Судебной колле­гии по гражданским делам Верховного Суда РФ, Военной коллегии Верховного Суда РФ — не более чем три месяца; Президиуме Верхов­ного Суда РФ — не более чем четыре месяца.

После получения материалов дела суд надзорной инстанции на­правляет участвующим в деле лицам копии определения суда о переда­че дела для рассмотрения в суд надзорной инстанции и копии надзор­ной жалобы или представления прокурора. Время рассмотрения дела суд назначает с учетом того, чтобы участвующие в деле лица имели воз­можность явиться в суд на заседание. Лица, участвующие в деле, изве­щаются о времени и месте рассмотрения дела, однако их неявка не пре­пятствует его рассмотрению. Ненадлежащее извещение участвующих

392 Глава 28 Пересмотр судеб решений, определений, вступивших в законную силу

в деле лиц о месте и времени рассмотрения дела (мал срок для приезда в суд) повлечет отмену вынесенного надзорного определения.

Дело рассматривается судом надзорной инстанции в судебном засе­дании не более чем месяц, а в Верховном Суде РФ — не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.

Рассмотрение дела в порядке надзора в президиуме начинается с доклада дела председательствующим, или его заместителем, или по их поручению иным членом президиума, либо ранее не участвовавшим в рассмотрении дела другим судьей этого суда. В Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, Военной коллегии Верхов­ного Суда РФ дело'докладывается одним из судей коллегии.

Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных по­становлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы или пред­ставления прокурора и определения суда о возбуждении надзорного производства. После доклада судьи задают вопросы докладчику.

В практике применения ГПК возник вопрос: может ли быть доклад­чиком и входить в состав суда надзорной инстанции судья, вынесший определение о передаче дела для рассмотрения по существу в суд над­зорной инстанции? Прямого запрета на участие в судебном заседании судьи, вынесшего определение о направлении гражданского дела в пре­зидиум суда, при рассмотрении дела в порядке надзора в законе нет, по­этому он может участвовать и докладывать рассматриваемое дело. Не­обходимо учесть запрет закона на повторное участие в рассмотрении дела; это вытекает из анализа ч. 2 ст. 386 ГПК, а изучение дела и вынесе­ние определения о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции не является участием в рассмотрении дела по су­ществу.

В судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу или представ­ление, если их права и законные интересы непосредственно затрагива­ются обжалуемым судебным постановлением.

Если прокурор является лицом, участвующим в деле, в судебном за­седании участвует:

в судебном заседании президиума суда субъекта Федерации, ок­ружного (флотского) военного суда — прокурор субъекта Федерации, военного округа (флота) или его заместитель;

в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ — Гене­ральный прокурор РФ или его заместитель либо должностное лицо ор­ганов прокуратуры по поручению Генерального прокурора РФ — в СУ"

§ 3. Возбуждение судебно-надзорного производства

дебном заседании в Судебной коллегии по гражданским делам Верхов­ного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ.

Указанные лица вправе дать объяснения по делу. Первым дает объ­яснение подавшее надзорную жалобу лицо или прокурор, подававший представление.

По результатам рассмотрения дела суд надзорной инстанции выно­сит определение. При рассмотрении дела в порядке надзора все вопро­сы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела в порядке надзора и против его пересмот­ра, надзорная жалоба или представление прокурора считаются откло­ненными. О результатах решения вопроса по надзорной жалобе сооб­щается участвующим в деле лицам.

Выше говорилось о том, какие могут быть приняты определения су­дом надзорной инстанции. Если в результате рассмотрения дела в суде надзорной инстанции жалоба или представление прокурора удовле-'I воряются, то основаниями для отмены или изменения судебных по-с гановлении нижестоящих судов являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Россий­ской Федерации» (п. 23) указано, что существенными нарушениями норм материального и процессуального права являются не любые на­рушения норм, а только те, которые признаны судом надзорной ин­станции существенными.

В п. 24 этого постановления поясняется, что существенность нару­шения норм процессуального права суд надзорной инстанции устанав­ливает, руководствуясь ст. 364 ГПК, предусматривающей основания для безусловной отмены судебных постановлений независимо от дово­дов жалобы или представления. Другие нарушения норм процессуаль­ного права являются основаниями для отмены судебных постановле­ний при условии, что они привели или могли привести к неправильно­му разрешению дела.

В п. 25 указывается, что нарушение норм материального права суд надзорной инстанции должен устанавливать, руководствуясь ст. 363 ГПК. Существенность таких нарушений оценивается и признается су­дом надзорной инстанции по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств и значимости последствий этих нарушений для лица, в отношении которого они допущены.

в зако!

394 Глава 28. Пересмотр судеб, решений, определений, вступивших

По результатам рассмотрения дела в порядке надзора суд надзор­ной инстанции выносит мотивированное определение, в котором должны быть приведены: наименование и состав суда, вынесшего опре­деление; дата и место вынесения определения; дело, по которому выне­сено определение; наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора; фа­милия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче дела в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу; содержание об­жалуемых судебных постановлений нижестоящих судов; закон, на ос­новании которого вынесено определение по результатам рассмотрения дела по существу.

Определение президиума соответствующего суда подписывается его председателем, определение судебной коллегии — судьями, рас­сматривавшими дело в порядке надзора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: