Структура социальной деятельности

Рассмотрим онтологическую основу социальной деятельности.

Рисунок 43 Онтологическая основа социальной деятельности

виды деятельности уровни деятельности описание анализ
аксиологический классы людей типы людей теории ценностей
эмпирический люди ценности

Предположим - по аналогии с тем, как циклы вводились при описании науки, что социальная деятельность формируется за счет переходов от эмпирического к аксиологическому уровню, сопряженных с переходами от описания к анализу. Если эта аналогия верна, то в социальной деятельности можно выделить две компоненты - бытовую деятельность, аналогичную таксономии, и политическую деятельность, аналогичную экспериментальному циклу исследования в науке.

Бытовая деятельность может быть описана как цикл отношений, образованный переходами от людей к классам людей (классификация), от классов людей - к ценностям (как основаниям для разделения людей на классы), и от ценностей снова к людям (бытование, аналогичное эмпирическому исследованию в науке, то есть житейская (эмпирическая) проверка наличия у людей тех ценностей, которые были выделены на этапе знакомства - в ходе первичной классификации.

Человек, встречая другого человека, интуитивно определяет его как хорошего или не очень хорошего[168], и лишь потом - и далеко не всегда -задается вопросом о том, на каком же основании он так определил другого. Ответом, как правило, служит выделение некоего основания классификации - ценности: человек хорош (или плох) потому что он умен (или глуп), красив (или не красив), силен (или не силен). После выделения основания классификации - и опять таки далеко не всегда - человек задается вопросом - а не ошибся ли он при первоначальном определении? Действительно ли встречный умен, силен, красив? Для проверки он создает ситуации, в которых проверяется наличие у встречного ценности, послужившей основанием для классификации - ума, красоты, силы, и т.п. Результат проверки либо подтверждает наличие ценности, либо устанавливает ее отсутствие.

Рисунок 44 Цикл бытовой деятельности

1. Классификация

2. Выделение ценностей

3. Бытование (проверка наличия ценностей).

В итерациях цикла бытовой деятельности накапливаются представления о классах людей, об основаниях классификации людей (эмпирических ценностях), и житейский опыт (факты верной и неверной классификации, правильно или неправильно выделенные при классификации ценности). В бытовом цикле формируется особый корпус обыденного знания, представляющий собой сочетание (как правило, противоречивое) описывающих аксиологических представлений о том, какие бывают люди (на какие группы - классы они распадаются), о неких основах разделения людей на классы - ценностях, и совокупность фактов обыденной жизни - жизненный опыт, в котором подтверждаются или опровергаются основные жизненные ценности.

Цикл бытовой деятельности сходен по логике с циклом таксономического исследования, вернее наоборот, цикл таксономии сходен с бытовым описанием реальности - поскольку бытовая деятельность исторически предшествует даже примитивным формам научной.

В политической деятельности (которая может быть представлена как аналог экспериментальному циклу в науке), в отличие от бытовой, исходным отношением становится проверка существования эмпирической ценности (совокупность которых воспроизводится в бытовом цикле) у какого - либо человека: “свой” он или “чужой”(связь 4 рис). Эта проверка - социальный эксперимент, соучастие в каком-либо деле, имеющее характер реализации неких эмпирических ценностей - утверждения справедливости, добра, красоты, или чего-то другого, столь же ценного. При этом понятия своего и чужого представляются интутивно ясными и конкретизируются только в итерациях политического цикла.

Рисунок 45 Цикл политической деятельности

 
 


Ограниченный опыт реализации ценностей, как правило, генерализуется (связь 5), обобщается и расширяется за пределы своей эмпирической определенности в частной теории социального действия, в рамках которой происходит разделение людей на социальные типы: по партийной, сословной, идеологической, религиозной принадлежности. Такие частные теории аналогичны описывающим аналитическим теориям в научной деятельности как по месту в системе знания, так и по практической применимости.

Точно также как из “законов природы” следует существование некоторых типов функционирования, из частных социальных теорий следует существование социальных типов - верующих и неверующих, партийных и беспартийных, социально близких и социально чуждых (связь 6). Это своего рода диагностирование, которое позволяет отнести конкретного человека к некоему социальному типу, существовование которого следует из доминирующей социальной теории.

В результате политического цикла накапливаются знание о результатах социальных экспериментов (опытов реализации ценностей), описывающие политические теории и опыт политической диагностики.

Циклы обыденной и политической жизни связаны между собой совокупностью эмпирических ценностей, часть которых реализуется в обыденной жизни, а другая часть - необязательно таже самая - служит основанием для политической активности, для формирования партий и других политических групп.

Эти эмпирические ценности, как и аналитические объекты науки, идеализируются, то есть освобождаются от эмпирического содержания в ходе построения теорий, объясняющих почему жизнь такова, какая она есть. Значение объясняюших теорий в обыденной и политической жизни гораздо больше, чем архетипов в науке. Без архетипов можно, как показывает опыт научной деятельности, спокойно заниматься рутинной исследовательской работой и получать признаваемые научным сообществом результаты, в то время как без объясняющих аксиологических построений становится невозможным воспроизведение циклов обыденной и политической жизни.

Социальная практика показывает, что эмпирические ценности, выработанные в политическом и обыденном циклах чаще всего существенно различаются и, более того, группа обыденных ценностей чаще всего не совпадает с группой политических ценностей. Поэтому идеализация ценностей (связь 7 рис) - единая аксиологическая процедура - приводит к формированию раздельных объясняющих аксиологических систем.

Интеграция политической и обыденной жизни осуществляется за счет создания объясняющей системы ценностей, то есть за счет идеализации эмпирических ценностей и включения их в единую ценностную концепцию. В роли такой концепции может выступать религиозная система или политическая теория, в рамках которых оказывается возможным непротиворечиво (для данного общества) обосновать как обыденные классификации людей (принятое деление на плохих и хороших), так и доминирующие в обществе типологические представления и диагностические процедуры, позволяющие отнести человека к тому или иному социальному типу.

Рисунок 46 Структура социальной деятельности.

1. Классификация

2. Выделение ценности

3. Эмпирическая проверка существования ценности

4. Социальный эксперимент

5. Выдвижение социальных гипотез

6. Социальная диагностика

7. Идеализация ценностей

8. Теоретическое исследование ценностей

9. Теоретическое исследование социальных типов

10. Теоретическое исследование социальных классов

11. Теоретическое исследование отношений между людьм


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: