Глава 4
Общие положения о праве потребителя
На надлежащее качество товаров, работ
И услуг
Понятие категории «качество товаров, работ и услуг»
И права потребителя на надлежащее качество товаров,
работ и услуг
Как Закон РФ «О защите прав потребителей», так и ГК РФ не
дают определение категории «качество товаров, работ, услуг». Од-
нако в юридической литературе исследователи уделили достаточное
внимание раскрытию данного понятия.
Качество товаров, работ, услуг можно определить как совокуп-
ность закрепленных в законодательстве, в принятых в соответствии с
ним документах (например, о техническом регулировании), догово-
ре сформировавшихся обычных требований к товару (работе, услу-
ге), поскольку посредством исполнения таких требований фикси-
руются те или иные сущностные свойства товара (работы, услуги) и
он становится полезным для потребителя, способным быть исполь-
зованным по целевому назначению1.
С юридической точки зрения, качество бывает надлежащим и не-
|
|
надлежащим. Под надлежащим качеством товара (работы, услуги) по-
нимается такое состояние товара, результата работы, процесса вы-
полнения работы и оказания услуги, когда выполнены (или выпол-
няются) все указанные требования и вследствие этого товар (работа,
услуга) может быть использован по целевому назначению, а значит,
быть полезным для потребителя. Кроме того, такое качество одно-
временно предполагает, что товар, работа и услуга являются без-
опасными. Хотя не всякий безопасный товар является качествен-
ным. Словосочетание «ненадлежащее качество» означает, наоборот,
что названные требования не выполнены полностью или соблюде-
См.: Валеев Д.Х., Васькевич В.П., Челышев М.Ю. Указ. соч.
§1. Понятие категории «качество товаров, работ и услуг» и права
потребителя на надлежащее качество товаров, работ и услуг
ны лишь частично. Ненадлежащее качество выражается в наличии
тех или иных недостатков1.
Преамбула закона «О защите прав потребителей» выделяет два
вида недостатков к качеству товаров работ и услуг:
1) недостаток — несоответствие товара (работы, услуги) или обя-
зательным требованиям, предусмотренным законом либо в установ-
ленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или
неполноте условий — обычно предъявляемым требованиям), или
целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно ис-
пользуется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был по-
ставлен в известность потребителем при заключении договора, или
образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или)
|
|
по описанию;
2) существенный недостаток — неустранимый недостаток или не-
достаток, который не может быть устранен без несоразмерных расхо-
дов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявля-
ется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
В первом случае речь идет об обычном недостатке, при котором
товар все же может использоваться по назначению, например, к дан-
ному виду недостатка можно отнести неисправность подогрева зад-
него стекла в новом автомобиле. Из смысла определения «сущест-
венного недостатка товара (работы, услуги)» ясно, что при подобном
недостатке товар невозможно использовать по назначению, напри-
мер, в новой стиральной машине нельзя закрыть дверцу.
ГК РФ в отношении определения недостатков содержит лишь сле-
дующее пояснение в ст. 475: существенное нарушение требований
к качеству товара (обнаружение неустранимых недостатков, недо-
статков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расхо-
дов или затрат времени, или выявляются неоднократно, или прояв-
ляются вновь после их устранения, или другие подобные недостат-
ки). По смыслу речь идет о категории «существенный недостаток».
На практике распространены случаи, когда недостаток товара,
работы, услуги проявляется лишь через некоторое время использо-
вания или не заметен при получении товара, результата работы. Та-
См.: Валеев Д.Х., Васькевич В.П., Челышев М.Ю. Указ. соч.
131
Глава 4. Общие положения о праве потребителя
на надлежащее качество товаров, работ и услуг
ким образом, немаловажное значение имеет еще одна классифика-
ция недостатков товара — результата работы 1:
явный, тот, который может быть обнаружен в момент получения
товара, результата работы, например при осмотре товара;
скрытый, то есть тот, который стал очевидным в течение некото-
рого периода использования или для обнаружения которого в мо-
мент получения требовались специальные знания или специфиче-
ские способы приемки.
Необходимо отметить, что законодатель в ст. 14 Закона РФ «О за-
щите прав потребителей» и в ст. 1095 ГК РФ указывает также на сле-
дующие виды недостатков: конструктивные, производственные, рецеп-