Работ и услуг

Глава 4

Общие положения о праве потребителя

На надлежащее качество товаров, работ

И услуг

Понятие категории «качество товаров, работ и услуг»

И права потребителя на надлежащее качество товаров,

работ и услуг

Как Закон РФ «О защите прав потребителей», так и ГК РФ не

дают определение категории «качество товаров, работ, услуг». Од-

нако в юридической литературе исследователи уделили достаточное

внимание раскрытию данного понятия.

Качество товаров, работ, услуг можно определить как совокуп-

ность закрепленных в законодательстве, в принятых в соответствии с

ним документах (например, о техническом регулировании), догово-

ре сформировавшихся обычных требований к товару (работе, услу-

ге), поскольку посредством исполнения таких требований фикси-

руются те или иные сущностные свойства товара (работы, услуги) и

он становится полезным для потребителя, способным быть исполь-

зованным по целевому назначению1.

С юридической точки зрения, качество бывает надлежащим и не-

надлежащим. Под надлежащим качеством товара (работы, услуги) по-

нимается такое состояние товара, результата работы, процесса вы-

полнения работы и оказания услуги, когда выполнены (или выпол-

няются) все указанные требования и вследствие этого товар (работа,

услуга) может быть использован по целевому назначению, а значит,

быть полезным для потребителя. Кроме того, такое качество одно-

временно предполагает, что товар, работа и услуга являются без-

опасными. Хотя не всякий безопасный товар является качествен-

ным. Словосочетание «ненадлежащее качество» означает, наоборот,

что названные требования не выполнены полностью или соблюде-



См.: Валеев Д.Х., Васькевич В.П., Челышев М.Ю. Указ. соч.


§1. Понятие категории «качество товаров, работ и услуг» и права

потребителя на надлежащее качество товаров, работ и услуг

ны лишь частично. Ненадлежащее качество выражается в наличии

тех или иных недостатков1.

Преамбула закона «О защите прав потребителей» выделяет два

вида недостатков к качеству товаров работ и услуг:

1) недостаток — несоответствие товара (работы, услуги) или обя-

зательным требованиям, предусмотренным законом либо в установ-

ленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или

неполноте условий — обычно предъявляемым требованиям), или

целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно ис-

пользуется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был по-

ставлен в известность потребителем при заключении договора, или

образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или)

по описанию;

2) существенный недостаток — неустранимый недостаток или не-

достаток, который не может быть устранен без несоразмерных расхо-

дов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявля-

ется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

В первом случае речь идет об обычном недостатке, при котором

товар все же может использоваться по назначению, например, к дан-

ному виду недостатка можно отнести неисправность подогрева зад-

него стекла в новом автомобиле. Из смысла определения «сущест-

венного недостатка товара (работы, услуги)» ясно, что при подобном

недостатке товар невозможно использовать по назначению, напри-

мер, в новой стиральной машине нельзя закрыть дверцу.

ГК РФ в отношении определения недостатков содержит лишь сле-

дующее пояснение в ст. 475: существенное нарушение требований

к качеству товара (обнаружение неустранимых недостатков, недо-

статков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расхо-

дов или затрат времени, или выявляются неоднократно, или прояв-

ляются вновь после их устранения, или другие подобные недостат-

ки). По смыслу речь идет о категории «существенный недостаток».

На практике распространены случаи, когда недостаток товара,

работы, услуги проявляется лишь через некоторое время использо-

вания или не заметен при получении товара, результата работы. Та-



См.: Валеев Д.Х., Васькевич В.П., Челышев М.Ю. Указ. соч.


131


Глава 4. Общие положения о праве потребителя

на надлежащее качество товаров, работ и услуг

ким образом, немаловажное значение имеет еще одна классифика-

ция недостатков товара — результата работы 1:

явный, тот, который может быть обнаружен в момент получения

товара, результата работы, например при осмотре товара;

скрытый, то есть тот, который стал очевидным в течение некото-

рого периода использования или для обнаружения которого в мо-

мент получения требовались специальные знания или специфиче-

ские способы приемки.

Необходимо отметить, что законодатель в ст. 14 Закона РФ «О за-

щите прав потребителей» и в ст. 1095 ГК РФ указывает также на сле-

дующие виды недостатков: конструктивные, производственные, рецеп-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: