ный товар является качественным 1. Таким образом, можно утверждать,
что большинство средств обеспечения надлежащего качества това-
ров, работ и услуг являются одновременно и средствами обеспече-
ния безопасности товаров, работ и услуг, и наоборот.
Для успешной реализации права потребителя на надлежащее
качество товаров, работ и услуг требуется отлаженный механизм
его обеспечения, который можно представить в виде совокупно-
сти обязательных правил поведения при реализации данного пра-
ва потребителя, установленных в законодательстве для следую-
щих субъектов:
государства в лице, во-первых, федеральных органов законода-
тельной власти, во-вторых, федеральных органов исполнительной
См.: Валеев Д.Х., Васькевич В.П., Челышев М.Ю. Указ. соч.
133

Глава 4. Общие положения о праве потребителя
на надлежащее качество товаров, работ и услуг
власти, уполномоченных на проведение государственного контроля и
надзора в области обеспечения безопасности товаров, работ и услуг;
контрагентов потребителя — изготовитель, исполнитель, про-
давец и т.д.;
потребителя.
В рамках деятельности федеральных органов законодательной и
исполнительной власти, уполномоченных на проведение государ-
ственного контроля и надзора в области обеспечения качества това-
ров, работ и услуг следует выделить следующие основные способы:
1) установление в законодательстве обязательных требований на
товары, работы и услуги, обеспечивающие их безопасность и каче-
ство для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и пред-
отвращение причинения вреда имуществу потребителя и необходи-
мости подтверждения соответствия товаров, работ и услуг этим тре-
бованиям. Например, подобные нормы закреплены в федеральных
законах «О техническом регулировании», «О санитарно-эпидемио-
логическом благополучии населения, «О качестве и безопасности
пищевых продуктов» и т.д.;
2) государственный контроль и надзор определенными федераль-
ными органами исполнительной власти (также территориальными
органами) в рассматриваемой сфере. Например, выдачу в пределах
полномочий, предусмотренных законодательством РФ, предписа-
ний изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным
организациям или уполномоченным индивидуальным предприни-
мателям, импортерам) о прекращении нарушений прав потребите-
лей, о необходимости соблюдения обязательных требований к това-
рам (работам, услугам) или в установленном законодательством РФ
порядке принятие мер по приостановлению производства и реали-
зации товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые не со-
ответствуют обязательным требованиям (в том числе с истекшим
сроком годности), и товаров, на которые должен быть установлен,
но не установлен срок годности, по отзыву с внутреннего рынка и
(или) от потребителя или потребителей товаров (работ, услуг), ко-
торые не соответствуют обязательным требованиям, и информиро-
ванию об этом потребителей.
В отношении функционирования контрагентов в пределах реа-
лизации указанного права потребителя выделяются следующие
134 
§2. Основные средства обеспечения надлежащего качества
товаров, работ и услуг. Понятие и значение гарантийного срока
основные средства обеспечения качества товаров, работ и услуг, пред-
усмотренные в Законе РФ «О защите прав потребителей».
1. Подтверждение соответствия товаров, работ и услуг, установлен-






