Товар, работа и услуга являются безопасными, хотя не всякий безопас-

ный товар является качественным 1. Таким образом, можно утверждать,

что большинство средств обеспечения надлежащего качества това-

ров, работ и услуг являются одновременно и средствами обеспече-

ния безопасности товаров, работ и услуг, и наоборот.

Для успешной реализации права потребителя на надлежащее

качество товаров, работ и услуг требуется отлаженный механизм

его обеспечения, который можно представить в виде совокупно-

сти обязательных правил поведения при реализации данного пра-

ва потребителя, установленных в законодательстве для следую-

щих субъектов:

государства в лице, во-первых, федеральных органов законода-

тельной власти, во-вторых, федеральных органов исполнительной



См.: Валеев Д.Х., Васькевич В.П., Челышев М.Ю. Указ. соч.


133


Глава 4. Общие положения о праве потребителя

на надлежащее качество товаров, работ и услуг

власти, уполномоченных на проведение государственного контроля и

надзора в области обеспечения безопасности товаров, работ и услуг;

контрагентов потребителя — изготовитель, исполнитель, про-

давец и т.д.;

потребителя.

В рамках деятельности федеральных органов законодательной и

исполнительной власти, уполномоченных на проведение государ-

ственного контроля и надзора в области обеспечения качества това-

ров, работ и услуг следует выделить следующие основные способы:

1) установление в законодательстве обязательных требований на

товары, работы и услуги, обеспечивающие их безопасность и каче-

ство для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и пред-

отвращение причинения вреда имуществу потребителя и необходи-

мости подтверждения соответствия товаров, работ и услуг этим тре-

бованиям. Например, подобные нормы закреплены в федеральных

законах «О техническом регулировании», «О санитарно-эпидемио-

логическом благополучии населения, «О качестве и безопасности

пищевых продуктов» и т.д.;

2) государственный контроль и надзор определенными федераль-

ными органами исполнительной власти (также территориальными

органами) в рассматриваемой сфере. Например, выдачу в пределах

полномочий, предусмотренных законодательством РФ, предписа-

ний изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным

организациям или уполномоченным индивидуальным предприни-

мателям, импортерам) о прекращении нарушений прав потребите-

лей, о необходимости соблюдения обязательных требований к това-

рам (работам, услугам) или в установленном законодательством РФ

порядке принятие мер по приостановлению производства и реали-

зации товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые не со-

ответствуют обязательным требованиям (в том числе с истекшим

сроком годности), и товаров, на которые должен быть установлен,

но не установлен срок годности, по отзыву с внутреннего рынка и

(или) от потребителя или потребителей товаров (работ, услуг), ко-

торые не соответствуют обязательным требованиям, и информиро-

ванию об этом потребителей.

В отношении функционирования контрагентов в пределах реа-

лизации указанного права потребителя выделяются следующие

134


§2. Основные средства обеспечения надлежащего качества

товаров, работ и услуг. Понятие и значение гарантийного срока

основные средства обеспечения качества товаров, работ и услуг, пред-

усмотренные в Законе РФ «О защите прав потребителей».

1. Подтверждение соответствия товаров, работ и услуг, установлен-




double arrow
Сейчас читают про: