Вопросы для подготовки к экзамену. 1. Основные характеристики внимания

1. Основные характеристики внимания.

2. Физиологические механизмы внимания.

3. Виды внимания.

4. Характеристика свойств внимания.

5. Развитие внимания.

6. Ощущение как чувственное отображение отдельных свойств предметов.

7. Фи­зиологические механизмы ощущения.

8. Свойства ощущений: качество, интенсив­ность, длительность, пространственная локализация.

9. Абсолютная чувствительность и чувстви­тельность к различию.

10. Адаптация как закономерность ощущений.

11. Взаимодействие ощущений (синестезия и сенсибилизация).

12. Классификации ощущений.

13. Восприятие как целостное отражение предметов.

14. Основные свойства перцептивных образов.

15. Физиологические механизмы восприятия.

16. Основные класси­фикации восприятия.

17. Восприятие пространства и движения.

18. Восприятие времени.

19. Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей.

20. Общее представление о памяти.

21. Основные механизмы памяти: запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение.

22. История исследо­вания процессов памяти.

23. Основные факты и закономерности психологии памяти.

24. Экспериментальные исследования закономерностей проявления процессов памяти.

25. Физиологические осно­вы памяти.

26. Классификация отдельных видов памяти.

27. Виды памяти по продолжительности сохранения материала.

28. Основные виды запоминания: произвольное и непроизвольное.

29. Осмысленное и механиче­ское запоминание.

30. Целостный, частичный и комбинационный способы запо­минания. Динамическое и статическое сохранение информации.

31. Воспроизведение как процесс воссоздания образа.

32. Основные формы забывания.

33. Основные характеристики мышления.

34. Физиологические основы мышления.

35. Виды мышления.

36. Основные формы абстрактного мышления.

37. Понятие об ин­теллекте.

38. Структура интеллекта.

39. Теории мышления.

40. Основные виды умственных операций.

41. Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление.

42. Речь и язык.

43. Физиологические основы речи.

44. Теоретические проблемы происхождения речи.

45. Основные виды речи.

46. Воображе­ние как процесс преобразования впечатлений.

47. Физиологические основы воображения.

48. Виды воображения.

49. Основные этапы фор­мирования воображаемых образов.

50. Воображение и творчество.

Глоссарий

Начало формы

Конец формы

Абстракция (отвлечение)

мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Агглютинация

создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов и представлений.

Адаптация

приспособление к внешним условиям, изменение чувствительности.

Акцентирование

создание новых образов путем подчеркивания тех или иных черт. Может проявляться как уменьшение, или увеличение, или как изменение пропорций отдельных сторон изображаемого, или как многократное их повторение.

Амнезия

отсутствие памяти.

Анализ

мыслительная операция расчленения сложного объекта на coставляющие его части или характеристики.

Апперцепция

зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общей направленности личности.

Афазия

нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры головного мозга.

Вебера

Фехнера закон — закон психофизики, отражающий характер зависимости силы ощущения от интенсивности воздействия на органы чувств.

Внимание

направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

Внутренняя речь

особый вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующийся предельной свернутостью грамматической структуры и содержания. Является основным инструментом мышления.

Воображение

форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений.

Восприятие

форма целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Воспроизведение

процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее.

Диалогическая речь

вид речи, при которой в равной степени активны все ее участники.

Долговременная память

длительное сохранение материала, чаще всего после многократного повторения.

Доминанта

временно господствующий в коре головного мозга очаг возбуждения. Для доминирующего нервного центра характерна способность накапливать в себе возбуждения и тормозить работу других нервных центров. Согласно АЛ. Ухтомскому, д. является физиологической основой внимания.

Забывание

процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти.

Задача

знаковая модель проблемной ситуации, имеющая данные и искомое.

Запоминание

психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием.

Избирательность

качество восприятия, определяемое направленностью или опытом личности.

Индукция

логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

Интеллект

общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.

Интероцептивные ощущения

ощущения, сигнализирующие о внутреннем состоянии организма.

Интероцепторы

рецепторы, расположенные на внутренних органах.

Конкретно-действенное мышление

вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.

Константность восприятия

относительное постоянство образов предметов, в частности их формы, цвета, величины при изменении условий восприятия.

Концентрация внимания

степень сосредоточенности внимания на объекте.

Кратковременная память

запоминание на короткий срок, иногда после однократного и очень краткого восприятия.

Мнемоника

совокупность приемов, облегчающих запоминание.

Модальность

качественная характеристика ощущений и восприятий, указывающая на их принадлежность определенным органам чувств, например: зрительным, слуховым, тактильным и др.

Монологическая речь

высказывание, объединенное одной сложной мыслью.

Мышление

высший психический познавательный процесс отражения общих и существенных свойств предметов и явлений путем обобщенного и опосредованного познания действительности. Наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Наглядно-образное мышление

вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

Непроизвольное внимание

вид внимания, характеризующийся отсутствием цели и волевого усилия.

Обобщение

мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Объем внимания

количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно.

Оперативная память

запоминание, проявляющееся в процессе конкретной деятельности и включающее элементы кратковременной и долговременной памяти.

Ориентировочная реакция

сложная реакция организма на новизну ситуации. Проявляется в повышении чувствительности анализаторов и мобилизации энергетических ресурсов организма.

Ориентировочный рефлекс

врожденная реакция на новые раздражители (по И.П. Павлову).

Ощущения

простейшая форма психического отражения, свойственная и животному и человеку, обеспечивающая познание отдельных свойств предметов и явлений.

Память

форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.

Память механическая

память, основанная на повторении материала без его осмысливания.

Память непроизвольная

запоминание без специальной установки.

Память оперативная

вид памяти, проявляющейся в ходе выполнения определенной деятельности.

Память произвольная

память, основанная на запоминании со специальной установкой.

Память смысловая

вид памяти, основанной на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.

Переключение внимания

намеренный перенос внимания с одного объекта на другой (осознанность отличает переключение от отвлечения внимания).

Перцептивные действия

основные структурные единицы процесса восприятия, включающие обнаружение объекта восприятия и соотнесение его с образами памяти.

Понятие

форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Порог ощущений (абсолютный)

минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение,— нижний п., максимальная величина раздражителя, еще вызывающего ощущение — верхний п.

Послепроизвольное внимание

вид внимания, который возникает после произвольного внимания и только при наличии заинтересованности деятельности.

Предметность восприятия

отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к объектам этого мира.

Проблемная ситуация

ситуация, в которой возникают задачи, связанные с интеллектуальной деятельностью.

Произвольное внимание

вид внимания, характеризующийся наличием цели и волевого усилия.

Проприоцептивные ощущения

ощущения, сигнализирующие о положении различных частей тела и их движении.

Разностный порог

наименьшее различие между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные; выражается в отношении прибавки интенсивности раздражителя к прежней его величине.

Распределение внимания

возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов.

Реминисценция

отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым.

Рецепторы

специализированные нервные окончания, преобразующие раздражения в нервное возбуждение.

Речь

процесс общения людей посредством языка; часто рассматривается как особый вид деятельности.

Сенсибилизация

повышение чувствительности анализатора под влиянием внутренних факторов.

Сенсорика

понятие, обобщающее ощущения и восприятия.

Синестезия

взаимодействие ощущений разных модальностей (слух и зрение и др.).

Синтез

мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

Словесно-логическое мышление

вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Сравнение

мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.

Суждение

форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо.

Творческое воображение

вид воображения, направленного на создание новых общественно значимых образов, составляющего основу творчества.

Умозаключение

форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

Устойчивость внимания

длительность сосредоточения внимания на объекте.

Целостность восприятия

особенность восприятия, заключающаяся в отражении объектов в совокупности их свойств при непосредственном воздействии на органы чувств; формируется в предметной деятельности человека.

Чувствительность

способность реагировать на сравнительно слабые или незначительно отличающиеся друг от друга воздействия.

Эгоцентрическая речь

речевая деятельность, сопровождающая игру ребенка-дошкольника и обращенная к самому себе. Представляет собой промежуточное звено в переходе от внешней речи к внутренней.

Экстероцептивные ощущения

сигнализирующие о различных характеристиках внешнего мира.

Язык

система знаков, опосредствующих психическую (прежде всего интеллектуальную) деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: