Образовательные услуги как основа роста благосостояния государства и человека

Глобализация общественной деятельности, характерная для современного этапа общественного развития, постепенно распространяется на такую специфическую сферу, как образование. Информатизация общества создает для этого немаловажную предпосылку. Стремительно развивается экспорт образовательных услуг, чему значительно способствуют новые технологические среды, в частности интернет-обучение. Все перечисленное предопределяет необходимость решения важнейших для России задач: сохранения и развития национальной системы образования, ее интеграции в мировое образовательное пространство и обеспечения конкурентоспособности на мировом образовательном рынке.

Общеизвестно, что достаточно длительное время образование было отнесено к нерыночной сфере не только в Росси, но и в странах с развитой рыночной экономикой.

Теперь все более возрастает роль человека как основного экономического ресурса постиндустриального общества и происходит общая переориентация постиндустриальной системы на всестороннее развитие личности.

В начале 80-х годов XX столетия экономисты отмечали, что именно знания и инновации в процессе их практического применения все чаще выступает источником прибыли. Данный тезис нашел отражение в информационной теории стоимости. Ее родоначальник Д. Белл писал об этом так: «Когда знание в своей систематической форме вовлекается в практическую переработку ресурсов (в виде изобретения или организационного усовершенствования), можно сказать, что именно знание, а не труд выступает источником стоимости» [22].

Образование занимает принципиально иное место в информационном обществе и в его экономике в частности. Новая роль человека в структуре общественного производства, уже не позволяет характеризовать его только как фактор производства, обладающий определенным уровнем квалификации. На передний план сегодня выходят творческий потенциал, предпринимательские способности, широкий кругозор, ответственность, готовность к принятию решений и т.д. Человек с экономической точки зрения рассматривается как стимулятор развития экономики и выразитель долгосрочных экономических интересов [21]. Человеческий капитал – это мера способности приносить доход.

Новая роль знаний, превращение их в основной источник стоимости в постиндустриальном, информационном обществе изменяет место образования в структуре потребностей индивида, усиливает его роль и значимость. Как известно, потребности удовлетворяются посредством экономических благ. Отсюда необходимость рассмотрения образования как блага. Как известно, благами (goods) называют средства, удовлетворяющие потребности. Те из них, что являются объектом или результатом экономической деятельности, то есть количество которых ограничено относительно удовлетворяемых потребностей, относят к экономическим.

Образовательная услуга – это совокупность целесообразной деятельности, удовлетворяющей потребность субъекта в образовании и промежуточных образовательных продуктах в форме вещи, сопровождающих такую деятельность.

Необходимо обратить внимание на словосочетание «целесообразная деятельность». Если оказание образовательной услуги предполагает наличие какой-либо неотъемлемой вещной составляющей (раздаточный материал, CD-ROM, учебное пособие), без которого сама деятельность не отвечает поставленным целям, то разделять эти понятия бессмысленно.

Любое государство на каждом этапе развития обладает ограниченными финансовыми ресурсами. Поэтому всегда необходимо выбирать приоритеты в развитии. Ошибки в выборе приоритетов могут повлечь за собой самые разные негативные последствия: от экономического отставания и снижения конкурентоспособности продукции до изменения обороноспособности и снижения национальной безопасности страны.

Так, в СССР и РФ на государственном уровне всегда четко осознавалась связь высшего профессионального образования и военного могущества страны. Отсюда приоритетная поддержка вузов, осуществляющих подготовку специалистов в области атомной энергии, реактивной авиации, новых систем связи и т.д.

Одной из основных современных тенденций мирового развития является рост значения человеческого капитала. Как остроумно отмечает А. Савельев, «развитие экономики в предстоящие десятилетия будет определяться ресурсами, имеющими две разные окраски: «черное золото» и «серое вещество» [13]. Человеческий капитал в развитых странах составляет 70-80% национального богатства [11], что свидетельствует о том, что именно знание становится его новым источником.

Важнейшим фактором развития рыночных отношений можно считать изменение российского менталитета, то есть осознания роли образования и необходимости инвестирования в него. Понятно, что эта позиция существенным образом зависит от социально-экономической ситуации в стране.

Так, в Москве кризис кредитно-финансовой системы 1998 года повлиял на снижение спроса на услуги негосударственных образовательных учреждений, что предопределило закрытие ряда таковых.

Образовательная составляющая, несомненно, имеет самое непосредственное отношение к происходящим в мире явлениям и событиям, в том числе и к негативным, ведь их причиной, в конечном счете, является сам человек, растерявши нравственные и духовные ценности, лишившийся правильных жизненных ориентиров, утративший веру в собственную способность противостоять злу [3]. Системный кризис, поразивший важнейшие сферы духовной жизни человека – науку, религию и образование, в итоге привел к разрыву единого материально-духовного пространства цивилизации. Это самым неблагоприятным образом сказывается на состоянии и развитии образования, которое явно теряет свои культурообразующие функции и влияние на нравственные составляющие менталитета человека и общества.

Протекающие в России социально-экономические реформы образования и науки должны быть сориентированы на оценку перспектив вхождения России в новую фазу мирового развития, ее роли и места в формировании нового этапа глобального исторического процесса. Анализ специальной литературы позволяет констатировать, что речь идет о переходе мировой цивилизации в фазу постиндустриального развития, а формирующийся при этом тип общества в связи с доминирующим укладом аналитики называют информационным обществом [2].

Для развития любой социально-экономической формации, как известно, необходимы материальные, инструментальные, энергетические и информационные ресурсы. При этом знания – высшая форма информации - являются главным фактором, определяющим развитие технологии и инструментальных ресурсов в целом. Без знаний невозможно эффективное использование материальных и энергетических ресурсов для поддержания жизнедеятельности общества и обеспечения его развития. Доказательством этого является значительное расширение сферы высшего образования во всех экономически развитых странах. Высшая школа приобрела статус общественно необходимого средства удовлетворения образовательных запросов личности, повышения ее культурного уровня, формирования «интеллектуальной элиты». В настоящее время сложилось понимание того, что для стимулирования экономического роста страны наибольший результат дает инвестирование в человеческий капитал и инновации.

В этой связи двигателем развития России также должна стать информационо-образовательная инфраструктура, выделенная в отдельную самостоятельную систему организации и управления социально-экономическими процессами федерального масштаба. Представление информационно-образовательной сферы в виде отдельной подсистемы отвечает двум моментам:

качественно новой роли информации и знаний в обществе и превращению их в важнейший стратегический ресурс;

необходимости интегрированной структуры информационно-образовательной среды, предоставляющей возможность централизованного управления информационно-аналитической и научной деятельностью и распределением средств, а также контролем ее финансирования.

Именно российское образование и наука могут обеспечить информационную поддержку обществу и власти на современном этапе истории. Они образуют новое информационное пространство социально-экономической системы РФ, которое станет катализатором формирования качественно новых процессов развития национального рынка товаров и услуг, внедрения новейших технологий в различные отрасли экономики страны. С этой точки зрения одним из факторов, тормозящих вышеназванные процессы, является низкая доля расходов на российское образование. По данным Госкомстата, на 1998г. величина расходов на образование составила около 3,5% валового внутреннего продукта (ВВП). Доля на аналогичные нужды в этот же период в ряде зарубежных стран составила соответственно (%): США – 6,9; Канаде – 7,3; Франции – 6,1; Германии – 5,4; Великобритании – 5,3 [17].

В среде ученых и практиков нет единого мнения о том, что понимать под образованием [3].

Опираясь на словарные определения и практику применения термина в предметной области, можно выделить следующие трактовки категории «образование»:

ü глобальное и специфическое общественное явление, атрибут развития человеческого общества, получившее повсеместное распространение;

ü значимая ценность (государственная, социальная и личностная);

ü функция общества и государства по отношению к своим гражданам и одновременно функция граждан по отношению к своему собственному развитию;

ü сложная иерархическая система, включающая: дошкольное, среднее (полное) общее, внешкольное, начальное профессиональное, среднее специальное, высшее профессиональное, послевузовское и дополнительное образование; органы управления образованием; государственные образовательные стандарты и образовательные программы; образовательные учреждения; общественные и государственно-общественные объединения;

ü сфера социальной жизнедеятельности, объединяющая культуру, социальную работу, здравоохранение и т.п.;

ü процесс получения систематизированных знаний в определенной предметной области, взаимодействия с учащимися в определенных формах, с привлечением необходимых средств, обладающий технологичностью;

ü деятельность, предполагающая взаимодействие некоторых объектов и субъектов посредством рыночных механизмов;

ü результат процесса воспитания и профессиональной подготовки всесторонне развитой личности, как качественная характеристика ценности, системы и процесса.

Принципы осуществления государственной образовательной политики определены федеральным законодательством [18]: суверенность прав субъектов РФ в определении собственной политики в области образования; непрерывность и преемственность образовательного процесса; интеграция системы образования России в мировую систему высшего образования; конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений научных исследований в сфере высшего профессионального образования; государственная поддержка подготовки специалистов, приоритетных направлений научных исследований государственного значения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: