Сертификация по экологическим требованиям

Под экологической сертификацией понимается деятельность третьей стороны (независимой) по подтверждению соответствия объектов сертификации установленным экологическим требованиям. Экологическая сертификация осуществляется в следующих целях:

контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

• создание экологически справедливого рынка.

Нормальное функционирование рынка невозможно без информации о потребительских свойствах товара, она дает покупателю ответ на два главных вопроса:

• удовлетворяет ли товар его потребностям;

• в какой мере продавец может гарантировать качество товара и его стабильность, безопасность для здоровья населения и окружающей среды.

Система экологической маркировки. Для решения данной проблемы представляет интерес введение в практику маркировки экологических характеристик продуктов, как на национальном, так и международном уровнях. Это в определенной мере объясняется успешным применением в ФРГ в течение более 20 лет экологического знака («Голубого ангела»). Такие знаки успешно зарекомендовали себя также в Канаде, Японии, Австрии, Швеции, Швейцарии и других странах. С созданием в 1993 г. в рамках ЕС единого общего рынка без границ и таможенных ограничений предпринимаются шаги по введению «Европейского экологического знака». Последнее обстоятельство усиливает заинтересованность России в данном вопросе, учитывая значение экологической маркировки продукции в условиях рыночных отношений и развития международной конкуренции.

Следует отметить, что предпосылкой для обеспечения высокой эффективности экологической маркировки продуктов является высокая экологическая сознательность потребителей. С другой стороны, для изготовителей продуктов хорошо информированный потребитель и его поведение в области спроса служат стимулом к разработке таких продуктов, которые наносят меньший вред окружающей среде. Объективная маркировка экологических параметров продукции помогает изготовителям в разработке и применении эффективной стратегии маркетинга, тем самым способствует развитию конкуренции товаров.

Зарубежный опыт показывает, что маркировка продукции наряду с ее сертификацией может вести к предупреждению и значительному уменьшению нагрузки на окружающую среду. К примеру, в ФРГ с момента введения экологического знака в 1977 года политика в области охраны окружающей среды была сориентирована на высокое экологическое сознание потребителей и технический уровень развития природоохранных технологий. Эти обстоятельства способствовали успешному использованию инструментов рыночной экономики, ориентированных на спрос и предложение и тем самым ставящих конкуренцию между отдельными производителями на службу охраны окружающей среды.

В какой степени можно достичь цели за счет упреждающих мер природоохранного характера на основе производства экологически приемлемых продуктов? Это зависит решающим образом от того, станет ли экологическая чистота продуктов неотъемлемой составной частью конкуренции, регулируемой спросом и предложением. Очевидно, что профилактика окружающей среды нуждается в таком предпринимателе, который готов взять на себя экологическую ответственность, равно как и в таком потребителе, который знает о последствиях покупки товара для окружающей среды. По данным опроса общественного мнения, в настоящее время приблизительно 80% потребителей в ЕС знают об экологическом знаке. Российские потребители до настоящего времени практически лишены возможности мотивировать свой выбор покупки отечественных товаров по экологическим параметрам из-за отсутствия объективной информации и сертификации продукции.

В перспективе любая экологически мотивированная система маркировки продукции лишь тогда сможет утвердиться на рынке, когда на переднем плане будут стоять природоохранные цели и ориентация на наивысший уровень техники. Одновременно перед изготовителями продукции благодаря экологическому знаку открываются новые возможности рынка для последующих инвестиций на природоохранные цели.

Программа введения экологического знака в Германии охватывает в настоящее время 52 принципа с весьма дифференцированными требованиями; действуют договоры на право пользования экологическим знаком для более чем 6000 наименований продуктов, охватывающих 71 группу товаров. При оценке эффективности его применения ориентируются на достигнутое фактическое уменьшение нагрузки на окружающую среду.

Для расширения использования экологически приемлемых продуктов на рынке важную роль призваны играть не только поведение частных покупателей, но и государственная система закупок. K примеру, с начала 80-х годов в управленческих структурах ФРГ, ее федеральных земель и местных органов власти при принятии решений о закупках осуществлялась ориентация на экологически чистую продукцию. Государственная система закупок могла также уточнять в своих заявках необходимое экологическое качество закупаемых изделий и тем самым давать ориентиры для участников рынка.

Следует отметить, что на стыке между потребителем и производителем на рынке экологически благоприятных продуктов особое значение играет торговля. В настоящее время торговые предприятия во всем мире значительно расширили ассортимент экологически приемлемых товаров, чему во многом способствует экологическая маркировка продуктов. Вследствие усиления спроса на указанную продукцию отмечаются положительные эффекты природоохранного характера. Так, за счет применения безвредных для окружающей среды продуктов (например, бумаги из макулатуры, дезодорантов без экологически вредных накопителей и др.) уменьшаются экологические нагрузки при одновременном снижении затрат на ликвидацию ущерба от загрязнения. Тем самым для изготовителей появляется стимул для проведения НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) и маркетинга в секторе экологически благоприятных продуктов.

Для обеспечения собственной независимости система экологической маркировки должна стремиться к самофинансированию, которое опиралось бы на поступления за право использования знака. В Австрии, к примеру, пошлина за право использования экологического знака зависит от оборота данного продукта (или группы продуктов). Стоимость экспертного заключения, с помощью которого подтверждается соблюдение экологических требований и продукции, оплачивается носителем рекламы.

Для множества поступающих предложений на присвоение экологического знака специально уполномоченный орган (жюри) должен выбирать те группы товаров, где могут быть достигнуты положительные природоохранные эффекты. Перечень товаров, на которые на мировом рынке выданы к настоящему времени экологические знаки, охватывает продукты, которые нуждаются в определенной поддержке (химические изделия, лаки, распылители для волос и дезодоранты, сложные бытовые приборы, водосберегающая аппаратура и продукты регенерации). Здесь представлен также сектор транспорта в виде автомобилей, работающих с катализатором нейтрализации выхлопных газов и др.

Порядок получения экологического знака основан на определенных принципах. Так, экологический знак может быть присвоен только продуктам, а не каким-либо технологиям, промышленным установкам или предприятиям. При этом речь должна идти о потребительских товарах, то есть промежуточные продукты и полуфабрикаты не охватываются действием экологического знака. Кроме того, для данных продуктов должен существовать рынок сбыта. Данные принципы предусматривают также ограничения на количество присваиваемых экологических знаков в год: цель состоит не в том, чтобы присвоить экологический знак как можно большему количеству продуктов, в гораздо большей мере он должен находить свое применение в группах продуктов, снижающих нагрузку на окружающую среду.

При оценке продуктов следует стремиться к их целостному рассмотрению и учитывать все природоохранные аспекты: содержание опасных веществ, выбросы вредных веществ в атмосферу, сбросы загрязнений в водные объекты, почву, шумовые нагрузки, предотвращение образования отходов, а также экономию невозобновимых видов сырья и ресурсов, например, за счет экономного расходования энергии. При экологической сертификации и маркировке необходимо прослеживать весь путь существования того или иного продукта от изготовления и транспортировки до его использования, включая удаление и переработку отходов. Объективная экологическая маркировка продуктов требует проведения экспертных оценок. При этом маркируемые продукты должны подвергаться анализу, например, в форме эколого-экономических балансов, которые охватывали бы весь «жизненный цикл» продукта с учетом экологических аспектов.

Следует учитывать, что существует целый ряд продуктов, у которых технология изготовления представляет собой собственно экологическую проблему. В качестве примера можно привести производство бумаги, где между обычным производством бумаги и бумаги из макулатуры существуют значительные различия в расходе энергии, свежей воды, а также в сбросе загрязненных стоков. Если экологически чистая продукция выпускается на «грязной» технологии, то она не может получить экологический товарный знак. Для присвоения экологического знака должны отбираться, прежде всего, такие продукты, производство которых нуждается в особом стимулировании. Сюда могут быть отнесены инновационные продукты, которые впервые выходят на рынок или располагают низким удельным весом на рынке. Поскольку ситуация на рынке подвержена постоянным изменениям, а уровень техники постоянно повышается, целесообразно предусматривать ограничение срока действия экологического знака до 2-3 лет.

С точки зрения предпринимательства экологический знак служит для того, чтобы обращать внимание покупателей на экологически чистые продукты, а также усиливать позиции альтернативных экологически благоприятных продуктов на рынке. Данная маркировка может выступать важным инструментом реализации «Основных положений государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», где, в частности, указывается на необходимость рационального использования невозобновимых природных ресурсов, расширенного использования вторичных ресурсов, утилизации и обезвреживания отходов, улучшения качества продуктов питания и др.

В состав экспертного Совета (жюри) по присвоению экологического знака целесообразно включить представителей природоохранных органов, Госстандарта России, органов санитарно-эпидемиологического надзора, Торгово-промышленной палаты России, общества потребителей, общественных экологических движений и других заинтересованных организаций.

В Федеральной целевой научно-технической программе «Экологическая безопасность России» на 1993-1995 гг. впервые был выделен специальный раздел по разработке экологических требований к технологиям, оборудованию, продукции и отходам. В целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения в интересах устойчивого развития важная роль при этом принадлежит введению в России в рамках указанной программы экологической сертификации и маркировки продукции.

В качестве одного из первых примеров применения экологической маркировки продукции на основе ее экологической сертификации можно привести знак «Свободно от хлора» по ГОСТ Р 51150-9& с целью подтверждения соответствия продукции требованиям отсутствия в ней искусственных хлорорганических соединений, в том числе диоксидов. Данным знаком могут маркироваться такие виды продукции, тары и упаковки, как продукция лесного хозяйства и лесозаготовок; древесина, целлюлоза, бумага, картон, фибра и изделия из них; полимерные изделия (волокна, нити, мастики, эмали, грунтовки, удобрения); товары народного потребления, игрушки.

Данный стандарт, однако, не распространяется на продовольственную и фармацевтическую продукцию и комбикорма. Таким образом, в данном случае наличие объективной маркировки продукции на основе процедуры ее экологической сертификации подтверждает отсутствие загрязнения окружающей среды хлорорганическими соединениями в процессе изготовления, обработки, хранения, переработки и утилизации определенной группы продукции.

С принятием Закона РФ «О защите прав потребителей» (1992) в стране введена обязательная сертификация товаров (работ и услуг), на которые устанавливаются требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды. Однако введение экологической сертификации требует разработки эффективного механизма реализации данного закона, что связано, прежде всего, с созданием необходимой информационной базы об изготовителе и потребителе продукции с точки зрения соблюдения экологических требований, с разработкой соответствующих стандартов на продукцию, работы и услуги. Значение имеет также вопрос о согласовании национальных и международных экологических требований и стандартов.

Система экологической сертификации вводится с целью обеспечения нормативно-технического и правового регулирования экологической безопасности. Она устанавливает требования экологической безопасности на производство, распределение и потребление продукции, процессов, работ и услуг и является неотъемлемой частью механизма управления природопользованием. Основными задачами системы экологической сертификации являются:

• предупреждение неблагоприятного воздействия на условия жизнедеятельности человека и состояния окружающей среды факторов, связанных с процессом производства и применения продукции, утилизацией отходов и использованием природных ресурсов;

• обеспечение рационального использования, охраны и воспроизводства природно-ресурсного потенциала;

защита потребителей от приобретения товаров опасных для жизни, здоровья и имущества или оказывающих вредное воздействие на окружающую среду в процессе их использования;

повышение конкурентоспособности отечественной продукции, содействие экспорту.

Для осуществления перехода к устойчивому развитию должна быть создана международная и национальная система экологической сертификации продукции, отходов производства, природных объектов и услуг. Система экологической сертификации должна включать такие направления как технологические процессы, отходы производства и потребления, готовая продукция, экологические услуги, объекты окружающей среды и природные ресурсы. Чтобы определить критерии экологической безопасности для технологических процессов необходимо ввести понятие «соответствие уровню техники», которое существует в законодательстве многих стран. Это означает, что для различных технологий производства однородной продукции уровень выбросов (сбросов), потребляемого сырья, воды и энергии не должен превышать показателей, установленных как предельно допустимые на данный период времени, приближенных к показателям новых технологических процессов.

Экологическая сертификация должна проводиться на соответствие требованиям экологической безопасности, оговоренных договорами и лицензиями на комплексное природопользование и может осуществляться в форме экспертизы. По результатам такой оценку должен выдаваться экологический сертификат, который свидетельствует о соответствии параметров и характеристик объектов, процессов и продукции природоохранным нормам и правилам, обеспечивающим безопасный уровень воздействия на окружающую среду и здоровье населения. Побудительным мотивом к проведению экологической сертификации продукции должно стать введение комплекса стимулов и санкций:

• экологический сертификат и маркировка продукции должны иметь более высокий приоритет по отношению к другим сертификатам и знакам;

• экологический сертификат является основанием для выдачи государственной лицензии на право природопользования;

• уклонение потенциальных заявителей от процедуры сертификации должно сопровождаться введением системы штрафных санкций и ужесточением экологического контроля.

Кроме того, отсутствие экологического сертификата может рассматриваться как препятствие к получению лицензий или как основание для аннулирования ранее выданных лицензий на различные виды деятельности. В отдельных случаях это может сопровождаться более жестким налогообложением. С точки зрения развития международной кооперации необходимо обеспечить признание национального экологического сертификата одной страны другими.

Система экологической сертификации должна базироваться на следующих основных принципах, предусматривающих:

• установление собственных правил процедуры и управления для проведения экологической сертификации;

• разграничение функций между различными органами системы экологической сертификации;

• гармонизацию международной и национальной систем по сертификации;

• распределение ответственности между участниками сертификации;

• независимость органов по экосертификации от действующих сторон;

• бездискриминационный доступ к участию в системе;

• развитие системы для проведения работ по отдельным конкретным группам объектов экосертификации;

• открытость и отсутствие ограничений на организацию и проведение экосертификации в государствах СНГ и других странах;

• тесную увязку экологических инструментов защиты природы с экологическим сертификатом.

В рамках системы предусматривается выполнение следующих функций:

• экосертификации объектов и их маркировки знаком соответствия;

• аккредитации органов по экосертификации;

• аккредитации испытательно-аналитических лабораторий (центров);

• подготовки и аттестации экспертов системы;

• повышения квалификации специалистов в области экосертификации;

• обеспечения информационных и консультационно-методических услуг, необходимых для функционирования системы;

• обеспечения на основе заключаемых соглашений с другими системами сертификации взаимного признания сертификатов, аттестатов, знаков соответствия и результатов испытаний и анализов;

• разработки и актуализации нормативно-методической документации, используемой в рамках системы, и ее экспертизы;

• ведения реестра системы;

• взаимодействия и гармонизации деятельности с международными, национальными и другими системами сертификации;

• осуществления инспекционного контроля.

Объектами экологической сертификации являются:

• объекты окружающей природной среды;

отходы производства и потребления;

технологические процессы;

• услуги, направленные на обеспечение экологической безопасности и предупреждение вреда окружающей среде (далее - экологические услуги), а также товарная продукция.

Под сертификацией объектов окружающей природной среды понимается деятельность по оценке состояния, качества и степени загрязнения объекта с целью определения наиболее эффективного и безопасного направления его использования без нанесения ущерба здоровью населения и окружающей среде.

Экологический сертификат на объект природной среды выдается его собственнику, либо органу, имеющему право распоряжаться указанным объектом. Данный сертификат является документом, на основе которого выдается лицензия на экологически безопасное использование объекта. Экологической сертификации может подвергаться территория и отдельные ее участки вместе с природными ресурсами.

Экологическая сертификация отходов - это деятельность по оценке соответствия отходов определенным экологическим требованиям, а также по оценке опасности их для здоровья населения и окружающей среды в процессе образования и удаления. В понятие «удаление отходов» включается сбор, сортировка, перевозка, обработка, хранение и захоронение на поверхности или под землей, а также операции по их переработке с целью извлечения отдельных компонентов, повторного использования или рециркуляции. Сертификат, а следовательно, и лицензия на осуществление отдельных процессов по удалению отходов и их трансграничному перемещению должны выдаваться лишь в том случае, если технический уровень этих процессов полностью удовлетворяет экологическим требованиям и нормативам.

Экологическая сертификация технологических процессов - это деятельность по оценке соответствия технологических процессов экологическим требованиям. В качестве основных экологических требований могут быть приняты:

• удельные показатели по выбросам (сбросам) загрязняющих веществ и другим воздействиям на окружающую среду на единицу продукции, установленные на основе лучших из имеющихся в мире технологий (экологические стандарты);

• степень экологического риска;

• удельное потребление топливно-энергетических и других материальных ресурсов на единицу продукции (ресурсосберегающие стандарты).

Экологическая сертификация услуг представляет собой деятельность по оценке компетентности юридических лиц, а также соответствия применяемой техники и технологии экологическим требованиям при их использовании.

В свою очередь экологическая сертификация товарной продукции предусматривает подтверждение соответствия данной продукции экологическим требованиям. Экологические требования в зависимости от вида продукции могут быть предъявлены к ее химическому составу или к удельным показателям по выбросам (сбросам) загрязняющих веществ в окружающую среду (например, по крупному энергетическому оборудованию тепловых электростанций) и другим антропогенным воздействиям.

Контрольные вопросы

1. Дайте характеристику действующей системы государственного регулирования в области природопользования и охримы окружающей среды.

2. Покажите основные направления совершенствования государственной экологической политики в свете Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. и Экологической доктрины Российской Федерации.

3. В чем сущность и содержание экологизации экономики в современных условиях хозяйствования?

4. Расскажите о формировании системы государственных органов управления в области природопользования и охраны окружающей среды в России и за рубежом.

5. Назовите задачи и функции государственных органов управления в области природопользования и охраны окружающей среды.

6. Дайте характеристику полномочий органов государственной власти в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, на различных уровнях управления: на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и др.

7. Расскажите о роли общественных движений «зеленых» в защиту окружающей среды. Какие права и обязанности имеют граждане в области охраны окружающей среды?

8. Что представляет собой система экологического нормирования, в чем ее сущность? Дайте характеристику основным нормативам допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

9. Раскройте сущность и содержание государственной экологической экспертизы.

10. Дайте характеристику процедуры оценки воздействия на окружающую среду.

11. Расскажите о применении экологического аудита в сфере природопользования и охраны окружающей среды. В чем сущность этого инструмента экологической политики, в чем его общность и различия с другими инструментами регулирования в сфере природопользования и охраны окружающей среды?

12. Дайте характеристику лицензирования в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

13. В чем сущность системы экологической сертификации? Какова ее роль в обеспечении экологической безопасности производства и»устойчивого развития?

14. Что такое рынок экологических товаров, работ и услуг? Каковы задачи экологического предпринимательства?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: