Л.В. Калашникова

(Орел, lkalashnikova@inbox.ru)

МЕТАФОРА – АДАПТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ

Для человека свойственно метафорическое мышление. Функция понимания метафор, заложенная в головном мозге, представляет собой адаптивный механизм воспринимаемой информации к имеющейся в памяти. Метафора является зеркалом, отражающим концептуальный мир субъекта.

Человек воспринимает окружающий мир не таким, каков он есть объективно, а измененным, подстроенным и модифицированным согласно его опыту, представлениям, ожиданиям, установкам и стереотипам. Получается, что психика человека виртуализирует реальность в указанном выше смысле: мы видим мир не таким, каков он есть, а таким, каким ожидаем увидеть, то есть реальность «не реальна», а «ожидаема», «конструирована» [Баксанский 2000].

С этой точки зрения, процесс познания представляет собой не что иное, как процесс виртуализации реальности: чем больше мы ее познаем, тем все более сложные схемы реальности мы вырабатываем для охвата с единых оснований как можно большего числа известных явлений и процессов. Данные схемы становятся все более обобщенными и абстрактными. Процесс их конкретизации и реального наполнения становится все более опосредованным и индивидуально зависимым.

В книге «Литературный разум: Происхождение мышления и языка» M. Тернер вводит в лингвистическое пространство новые координаты, выделяющие роль метафорического мышления и дискурса в формировании сознания и языка Homo Loquens [Turner 1996].

Для человека свойственно метафорическое мышление. Функция понимания метафор, заложенная в головном мозге, представляет собой адаптивный механизм воспринимаемой информации к имеющейся в памяти.

Метафора является зеркалом, отражающим концептуальный мир субъекта. Мы не создаем новые метафоры, а пользуемся теми, что получили в процессе познавательной деятельности. Это позволяет языку реализовывать свою основную функцию коммуникации. Субъект членит свой внутренний и внешний мир в соответствии с сущностными характеристиками своего функционирования и бытия. Концептуальная модель мира субъекта представлена множеством метафорических моделей.

Нет одной универсальной метафорической модели. Каждая из них характеризуется наличием особенностей, которые делают их несовместимыми друг с другом. Разнообразие метафорических моделей позволяет говорить о разных аспектах нашего опыта. Они не истинны, но они полезны в различных ситуациях, для различных целей, характеризуют разные перспективы. Наши концепции определяются метафорическими моделями, и мы можем думать, располагая только теми концепциями, которые у нас есть. Вероятнее всего бессознательные метафорические модели базируются на сознательно сконструированных версиях.

Феномены сознания специфически связаны с уровневой организацией, причем на каждом из уровней они выполняют важнейшую функцию интеграции разрозненных модулярных механизмов нейрофизиологической обработки. Каждый из таких уровней представлен определенными типами метафор.

В процессе восприятия происходит собирание хаотичных фрагментов зримого мира, обретается относительная целостность картины. В концептах и названиях этого уровня обычно соединяются перцептуальные и функциональные характеристики объектов. Сам уровень обладает не только лингвистической, но и когнитивной значимостью и предполагает локализацию знаний о предмете. Функционируют метафоры пространственного опыта, быта, религиозные метафоры.

В ходеинтерпретациипроисходит абстрагирование, распознание паттернов, сравнение прототипов, категоризация, связанная с формированием когнитивных концептов и их устойчивых объединений. Характерно наличие антропоморфных, зооморфных, натурморфных метафор, метафор быта.

Ситуация понимания предполагает наличие субъекта и объекта, или содержания. Одной из наиболее важных и сложно устроенных систем внутреннего мира человека является мышление, включающее: знание, понимание, веру, мнение и память. Лексика необычайно разнообразна и во многом метафорична: выявляютсяантропоморфные, зооморфные метафоры, метафоры быта, света.

Для процесса концептуализации понимания характерны антропоморфные, зооморфные метафоры, метафоры быта, света.

Продуктивностьвыражается в прогнозировании, составлении и реализации планов. Используются метафоры прогнозирования, натурморфные метафоры. Метафоризация сопровождается вкраплением в новое понятие признаков уже познанной действительности, что оставляет следы в метафорическом значении, которое «вплетается» и в картину мира, выражаемую языком. Этот уровень содержит специфические категории, регулярно представленные в исследуемых текстах, где речевое воздействие планируется.

Благодаря синестезии, позволяющей нам взять любое содержание и испытать его в нескольких системах восприятия одновременно, метафорические модели, функционирующие на разных стадиях, не изолированы. Каждая метафорическая модель интерпретирована либо положительно, либо отрицательно и имеется способ соединения с другими концептуальными моделями, как с помощью метафор, так и разновидностей метафоризации. Концептосфера модели мира субъекта строится на очень мощной, многоуровневой системе репрезентаций или когнитивных структур, осуществляющих базовые операции восприятия, обмена, актуализации, репрезентации, т.е. всего комплекса человеческого мироощущения.

Литература

1. Баксанский, О. Е. Виртуальная реальность и виртуализация реальности /О. Е. Баксанский // Концепция виртуальных миров и научное познание - СПб.: РХГИ, 2000. - 320 с.

2. Turner, M. The Literary Mind: The Origins of Thought and Language / M. Turner. - NY; Oxford, 1996.

В.Н.Карпухина

(Барнаул, karpukhina@filo.asu.ru)

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРЕДИКАТОВ РЕЧЕВОГО ДЕЙСТВИЯ В ТЕКСТЕ: КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ

Интерпретация текста с точки зрения когнитивного подхода дает возможность во многих случаях объяснить, почему окружающая человека реальная действительность отразилась в тексте определенным образом. В понятия «когниция» и «когнитивный» вкладываются достаточно разные смыслы [Найссер 1981; Демьянков 1995; Кубрякова 1997]. Нам представляется наиболее приемлемым традиционное понимание когниции как процесса познания человеком мира и себя самого [Кубрякова 1997, с.81-83]. В качестве одного из вариантов когнитивной структуры текста может быть смоделирован текстовой фрейм, представляющий собой систему текстовых пропозиций, непосредственно связанных с пресуппозитивными смыслами текста. Основными элементами пропозициональной структуры текста являются предикаты, которые встроены в тексте в референциальную систему координат пространства, времени и персональности. Дейктическая триада координат пространства, времени и персональности является когнитивной универсалией текстовой структуры. Пространственный, временной и персональный дейксис структурирует всю когнитивную ткань текста, выявляя изоморфизм чувственного и языкового опыта.

Дейктический центр восприятия мира (Origo) «я – здесь - сейчас», организующий указательное поле языка, наиболее отчетливо был выявлен К. Бюлером [Бюлер 1993, с.116]. Дж. Лайонз, основываясь на бюлеровской концепции, полагает, что «понятие «дейксиса» …вводится для описания «ориентационных» свойств языка, связанных с местом и временем произнесения высказывания» [Лайонз 1978, с.291]. Когнитивная триада координат в данном случае оказывается напрямую связанной с координатами речевого действия субъекта. С точки зрения А. Вежбицкой, предикат речевого действия say ‘говорить’, как и упомянутая выше когнитивная триада координат, относится к «семантическим примитивам», или семантическим универсалиям по крайней мере двух языков – русского и английского [Вежбицкая 1997, с.331]. Предикаты речевого действия многими исследователями осмысляются как особая группа предикатов [см.: Остин 1986, с.94; Вежбицкая 1997, с.397-398 и др.]. Они представляют собой некий Когнитивный Тип [Эко 2006, с.102]. С нашей точки зрения, данные предикаты в когнитивном плане структурируют текст, в который они входят, поскольку именно за счет предикатов речевого действия интерпретатором определяется ориентировка персонажей в пространстве и времени и взаимоотношения персонажей текста друг с другом. Совершение персонажем текста речевого действия вполне определенно соотносится с пространственными и временными координатами речевого акта: «Жизнь …обнаруживает себя только там, где просматривается грань между внутренней системой и внешней средой. …Реальное биологическое пространство имеет две стороны; и когда мы говорим, мы сознаем его двойственность. Собеседники, связанные общностью речи, перемещаются по внутреннему кругу, противостоящему миру вовне. …Человек, таким образом, находится между двух фронтов пространства, из которых один обращен внутрь, а другой – наружу, что соответствует его собственной обращенности назад и вперед. Крест реальности окружает нас всегда и везде» [Розеншток-Хюсси 1994, с.57]. Если совместить пространственно-временную направленность основных предикатов речевого действия в английском языке и «крест реальности», предложенный О.Розенштоком-Хюсси, получается следующая схема:

внутрь

talk

назад ← → вперед

tell say

вовне

speak


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: