Обязательным условием успешного завершения любых переговоров является их тщательная подготовка.
Начинать надо со сбора информации. В первую очередь следует определить:
• какое соглашение должно быть достигнуто;
• наилучший путь для его достижения.
Критерии эффективности переговоров:
• качество (результаты переговоров определяются качеством соглашения, достаточно полно удовлетворяющего все стороны);
• эффективность процесса (переговоры эффективны, если на них не затрачено больше времени, чем абсолютно необходимо);
• гармония (переговоры считаются гармоничными, если по окончании сохраняются хорошие отношения между участниками).
На этапе подготовки переговоров следует определить преимущественные способы их ведения. Особенности недирективных способов и показатели необходимости их использования подробно рассмотрим при анализе ведения переговоров в критических ситуациях. Одна из теорий ведения переговоров выделяет характеристики таких промежуточных стадий и результатов, как выигрыш и потери. Если на этапе подготовки к переговорам выбирается этот подход, то возможно планирование двух типов действий по балансировке выигрыша и потерь — взятие обязательств и угрозы.
|
|
Первый тип — обязательства — предполагает:
• либо взятие обязательств на себя;
• либо информирование об уже имеющихся обязательствах.
Это сознательно демонстрируемая оппоненту невозможность идти на дальнейшие уступки ввиду ограничений, накладываемых третьей стороной, прямо в переговорах не участвующей. Используется для того, чтобы ограничить возможности противоположной стороны добиться дополнительных уступок.
Второй тип — угроза — это демонстрируемая способность и готовность нанести ущерб оппоненту. В этом случае часто используется прием, получивший название «демонстрация силы». фактически это демонстрация возможности контроля темпа и времени проведения переговоров.
Эффективность переговоров в значительной степени зависит от самоконтроля участников и контроля за ходом переговоров.
В процессе ведения переговоров может быть выбрана тактика давления. При этом решается задача создания ситуации, когда только одна из сторон была бы вынуждена пойти на уступки. Тактика давления предполагает:
· отказ от переговоров;
· завышение требований;
· возрастание требований в процессе ведения переговоров;
· неуступчивость третьего лица;
· затягивание переговоров.
Тактика давления эффективна лишь в очень редких случаях. Однако при подготовке следует предусмотреть возможности перехода одной или другой стороны к различным способам ведения переговоров.
|
|
Различные стартовые позиции | Учет различий мотивов и интересов |
Представление позиций | Ясное изложение |
Аргументация | Стремление услышать друг друга |
Выработка взаимоприемлемых вариантов | Расширение диапазона поиска. Понимание сути предложений |
Соглашение | Адекватная оценка результатов |
Основные задачи отдельных шагов
переговорного процесса
В процессе переговоров стороны, изначально имеющие различные позиции, их высказывают, обсуждают, аргументируют и приходят к соглашению. Залог успеха при переговорах — умение и навыки их проведения.
Успешность переговоров обеспечивают:
1. Проведение четкой грани между оппонентом как человеком и обсуждаемым вопросом.
2. Оппоненту как человеку присущи определенные потребности, интересы, установки, предубеждения, он может занимать конкретную позицию, именно поэтому необходимо взглянуть на проблему его глазами, с учетом его психологических особенностей.
3. Акцент на возможность удовлетворить какие-либо потребности человека или организации, интересы которой он представляет, а не на его позиции.
4. Совместная разработка альтернатив.
5. Поиск объективной меры для решения проблемы.
Для достижения соглашения участник переговоров должен уметь:
· ясно излагать свои позиции;
· слушать описание ситуации, которое дает оппонент;
· предлагать решения;
· слушать решения, предлагаемые другими участниками переговоров;
· обсуждать предложенные решения и, если необходимо, подготовить измененную позицию;
· хорошо владеть языком, на котором ведутся переговоры, или уметь эффективно работать с переводчиком.
Итак, наиболее важными умениями, необходимыми при любых переговорах, являются умения излагать, слушать, предлагать и изменять.
В значительной степени результаты переговоров зависят от тех, кто в них участвует. При равных начальных условиях люди, обладающие необходимыми умениями и навыками, достигнут при переговорах гораздо большего. Тест «Какой вы участник переговоров» поможет выделить и скорректировать основные, характерные для вас, ошибки ведения переговоров. Алгоритм работы с тестом:
1. Последовательно прочитывая вопросы, ответьте на каждый из них либо «да», либо «нет».
2. Обработайте результаты теста в соответствии с инструкцией.
3. Интерпретируйте результаты. Определите те вопросы, ответы на которые снизили ваши окончательные результаты, и проанализируйте возможность изменения собственного поведения в процессе переговоров.