Тактика разрешения межличностного конфликта

Активность
взаимодействия

Высокая 3. Доминирование 6. Взаимные уступки 9. Сотрудничество
Средняя 2. Пренебрежение противоречиями 5. Компромисс 8. Воодушевление оппонента
Низкая 1. Поддержание статус-кво 4. Апелляция к установленным «правилам игры» 7. Уступка оппоненту
  Жесткость Средняя степень Высокая степень
  Гибкость доказательства

Когда перед менеджером или руководителем предприятия возникает проблема выбора тактики воздействия на работника, имеющего ошибочное суждение по важному вопросу, или примирения двух противоборствующих лиц, избираются самые различные варианты тактик. Основанием для выбора служат вполне конкретные доктрины. Так, если руководитель, поставленный перед дилеммой выбора тактики действий, задает себе два вопроса: «Как гибко я буду доказывать свою точку зрения?» и «С какой активностью я буду взаимодействовать с другими?», — он окажется в локусе деятельности, ограниченном векторами гибкость доказательства и активность взаимодействия с другими. Действуя в этом локусе, субъект деятельности будет иметь набор из девяти тактик.

1. Поддержание статус-кво (status-quo). Жесткость доказательства, пассивное взаимодействие. Избегание или откладывание действий, направленных на доказательство своей точки зрения.

Тактика применяется для выигрыша времени, подготовки союзников, накапливания резервов. Такая тактика уместна также для достижения более важных или высоких целей, применяется, когда требуется время на личную подготовку или на случай выжидания более благоприятного стечения обстоятельств.

2. Пренебрежение противоречиями. Жесткость доказательства, активность взаимодействия средней степени. Улаживание проблем, которые могут осложнить обстановку. Акцентирование внимания на свою точку зрения.

Тактика применяется в том случае, когда нужно утвердить свою позицию, но когда нет полномочий по управлению другими лицами. Уместна также, если нет времени для всесторонней дискуссии или оппонент не готов к осознанию всех событий.

3. Доминирование. Жесткость доказательства, высокая активность взаимодействия. Используются методы убеждения, внушения, поощрения и наказания.

Применяется в условиях, когда нет времени для дискуссии, когда руководитель уверен, что лица, вовлеченные в конфликтную ситуацию, ничего дельного предложить не смогут или когда свою точку зрения руководитель считает единственно правильной.

4. Апелляция к установленным «правилам игры». Средняя степень гибкости доказательства, пассивное взаимодействие. Соглашение с оппонентами по поводу того, что нужно руководствоваться общепринятыми нормами или инструкциями. Широко используются документы по правовому регулированию отношений.

Применяется в том случае, когда любые действия оцениваются значительно выше, чем бездействие. Тактика уместна, если требуется показать свою приверженность к узаконенным ритуалам.

5. Компромисс. Средняя степень гибкости доказательства, средняя степень взаимодействия. Представляет собой соглашение по поводу взаимоприемлемого достижения поставленных целей (несмотря на то, что точки зрения остаются различными).

Применяется в тех случаях, когда стороны убеждены, что сближение не произойдет. При этом стороны считают, что принятие какой-то иной линии поведения может оказаться пагубным. В результате обе стороны действуют под своими лозунгами, но «оглядываются» на договоренность.

6. Взаимные уступки. Средняя степень гибкости доказательства, высокая степень взаимодействия. Уступка оппоненту по какой-то проблеме и получение уступки в ответ. Тактика действий заключается в неоднократном предложении разумной уступки.

Может применяться в тех случаях, когда оппоненты ощущают явную выгоду от взаимных уступок или если отказ от уступок им обойдется значительно дороже.

7. Уступка оппоненту. Высокая степень гибкости в доказательстве и пассивность во взаимодействии. Несмотря на расхождение во взглядах, один оппонент воздерживается от противоборства: он рассматривает эти взгляды несущественными. Другая сторона считает свои взгляды важными. Такая тактика уместна также в том случае, когда за счет уступки по тактическим вопросам можно обеспечить выигрыш по стратегическим.

8. Воодушевление оппонента. Высокая степень гибкости доказательства, средняя степень взаимодействия. Содержание действий: воодушевление, призыв к партнеру разрешить проблемы, выражение готовности оказать всемерную помощь. Тактика применяется в тех случаях, когда другая сторона способна, но не уверена в разрешении проблемы.

9. Сотрудничество. Высокая степень гибкости доказательства, высокая степень взаимодействия. Тактика заключается в совместном деловом обсуждении точек зрения. Отыскиваются решения, которые соответствуют потребностям и интересам обеих сторон. Тактика используется при разрешении сложных проблем, а также в том случае, когда участники конфликта желают мирного исхода дела.

Описанные выше тактики могут применяться для разрешения межличностных, межгрупповых, межэтнических и социально-политических конфликтов.

Стратегия и тактика поведения
в конфликтной ситуации

Самое больное место в деловом общении — конфликтные ситуации.

Конфликт (от латинского conflictus) — столкновение противоположно направленных противоречивых тенденций. Основная причина конфликта — в неудовлетворенности социальных потребностей человека в группе: низкий статус, мало любви и уважения окружающих, нет чувства защищенности в коллективе, нет условий самовыражения, самоутверждения.

Нахождение в группе для личности всегда конфликтно:

с одной стороны, личность нуждается в других людях для достижения своих жизненных целей и удовлетворения указанных социально-психологических потребностей;

с другой стороны, личность стремится сохранить свою свободу, независимость и индивидуальную неповторимость. Этот психологический конфликт является источником тревоги и даже страха. Внутреннее состояние проявляется в виде следующих защитных механизмов, которые должны насторожить руководителя:

¨ отступление — молчание, отсутствие увлеченности, обособление;

¨ пугающая информация — критиканство, ругательства, демонстрация превосходства;

¨ приведение в замешательство — неожиданные вопросы, ответы, неадекватное поведение;

¨ жесткий формализм — формальная вежливость, установление норм, буквоедство, слежение за другими;

¨ попытки обольщения: кокетство, капризы, детскость;

¨ превращение дела в шутку;

¨ разговоры на посторонние темы;

¨ поиск виноватых — самобичевание, ложная скромность, обвинение коллектива

¨ или отдельных его членов.

Кроме внутренних психологических причин конфликта, возможны внешние производственные причины:

§ несогласованность или противоречивость целей разных групп работников;

§ нечеткое распределение прав и обязанностей;

§ чрезмерная загруженность, превышающая личные возможности;

§ несоответствие занимаемой должности, некомпетентность;

§ неблагоприятный стиль руководства;

§ плохие условия труда;

§ неопределенность личных целей и перспектив роста;

§ психологическая несовместимость членов коллектива;

§ нахождение коллектива в стадии распада;

§ исчерпание личных возможностей и интереса.

Исследованиями установлено, что приблизительно 80% производственных конфликтов имеют социально-психологическую природу и переходят из производственных в межличностные. Если конфликтующих спросить о причине разногласий, они, как правило, говорят
о своих обидах: «Он сказал..., он думал..., хотел...», а не о производственных причинах. Суть межличностных конфликтов — в нежелании понять другого, встать на его точку зрения. Из-за сильных эмоций блокируется объективный анализ ситуации, сужается сознание.

Установлено, что на конфликты и переживания по поводу них тратится около 15 процентов рабочего времени.

В конфликте необходимо:

v взять под контроль эмоции, осознать причину своего страха, гнева, обиды;

v понять истинные причины и цели конфликта, осознать «чего я добиваюсь?»,«чего он добивается?»;

v локализовать конфликт, не выдвигать несколько причин, не вспоминать прошлых обид;

v внимательно выслушать оппонента и понять его позицию, попросить высказать факты, но не домыслы;

v установить доброжелательный тон разговора:

v разобрать конфликт пункт за пунктом, пытаясь не переубедить (это, как правило, бесполезно), а прийти к согласию;

v мыслить позитивно, то есть найти общность взглядов и интересов;

v согласиться с тем, в чем оппонент прав;

v помнить, что ничто так не разоружает оппонента, как создание ему условий почетного отступления;

v при необходимости прибегнуть к услугам «третейского» судьи, то есть авторитетного третьего лица.

Если конфликт неизбежен, станьте его инициатором, чтобы управлять ситуацией и, возможно, получить удовольствие от борьбы. При этом важно оценить неизбежность конфликта, его цели, средства, силы и поддержку с обеих сторон. Победителем будет тот, кто сможет мысленно выйти из ситуации, отстраниться от собственных предубеждений и рассудить как бы глядя на происходящее со стороны.

Самое опасное — это не замечать назревшего конфликта, что переводит его во внутренний план, накаляет эмоции и втягивает в конфликт новых участников.

Тест американского социального психолога К.Н. Томаса (1973 г.) позволяет оценить индивидуальную стратегию и тактику поведения
в конфликтной ситуации.

На рисунке представлены возможные стратегии и тактики поведения.

Первая стратегия — «Партнерство» — ориентация на учет интересов и потребностей партнера. Стратегия согласия, поиска и приумножения общих интересов. «Наш интерес состоит в том, чтобы наилучшим образом обеспечить интересы другой стороны» — провозглашают сторонники партнерской стратегии поведения.

Партнерство   уступка сотрудничество * * компромисс * избегание противоборство * *

Напористость

Вторая стратегия — «Напористость» — реализация собственных интересов, достижение собственных целей. Жесткий подход: участники-противники, цель — победа или поражение. Сторонники стратегии напористости нетерпеливы, эгоистичны, не умеют слушать других, стремятся навязать свое мнение, легко ссорятся и портят отношения.

Внутри двух стратегий существует пять основных тактик поведения.

При низкой напористости и низком значении партнерства — тактика «Избегание» — стремление не брать на себя ответственность за принятие решения, не видеть разногласий, отрицать конфликт, считать его безопасным. Стремление выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от споров, дискуссий, возражений оппоненту, высказывания своей позиции.

При низкой напористости и высоком стремлении к партнерству — тактика «Уступка» или «Приспособление» — стремление сохранить или наладить благоприятные отношения, обеспечить интересы партнера путем сглаживания разногласий. Готовность уступить, пренебрегая собственными интересами, уйти от обсуждения спорных вопросов, согласиться с требованиями, претензиями. Стремление поддержать партнера, чтобы не затронуть его чувств путем подчеркивания общих интересов, замалчивания разногласий.

При высокой напористости и низком партнерстве — тактика «Противоборство» и «Соперничество» — стремление настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, занятие жесткой позиции непримиримого антагонизма в случае сопротивления. Применение власти, принуждения, давления, использование зависимости партнера. Тенденция воспринимать ситуацию как вопрос победы или поражения.

При средних значениях напористости и партнерства — тактика «Компромисс» — стремление урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другого. Поиск средних решений, когда никто много не теряет, но и много не выигрывает. Интересы обеих сторон полностью не раскрываются.

При высоких значениях напористости и партнерства — тактика «Сотрудничество» — поиск решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон в ходе открытого обсуждения. Совместный и откровенный анализ разногласий в ходе выработки решений. Инициатива, ответственность и исполнение распределяются по взаимному согласию.

Тактика сотрудничества приводит к самым эффективным решениям при сохранении дружеских отношений.

Для определения своих индивидуальных характеристик поведения в конфликте предлагается следующий опросник. Вам даны 30 пар утверждений, характеризующих ту или иную тактику поведения. Выберите, пожалуйста, из каждой одно утверждение, которое Вам больше подходит, точнее, характеризует Ваше обычное поведение в конфликте, и отметьте его.

Например, из первой пары Вы выберите утверждение «а», из второй «б», и запишите: 1а, 2б и так далее.

Утверждения повторяются, но каждый раз в новом сочетании. Иногда выбор сделать трудно, но все равно необходимо. Долго думать не следует.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: