Состав законодательства о гражданском судопроизводстве в судах общей юрисдикции

В силу свойственной праву системности его источники обра­зуют взаимосвязанную совокупность, именуемую системой зако­нодательства. Применительно к гражданскому процессуальному праву — это законодательство о судопроизводстве в судах общей юрисдикции.

Порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах обшей юрисдикции определяется Конституцией РФ, Федераль­ным конституционным законом «О судебной системе Российской федерации», Гражданским процессуальным кодексом РФ и при­нимаемыми в соответствии с ними другими федеральными закона­ми, порядок гражданского судопроизводства у мирового судьи -также Федеральными законом «О мировых судьях в Российской федерации» (ч. 1 ст. 1 ГПК).

Употребляемое в законе словосочетание «порядок гражданско­го судопроизводства» следует понимать более широко, чем соб­ственно «процедуру» рассмотрения гражданских дел. Законами регулируется обширный круг правовых отношений, возникающих в области гражданского судопроизводства, касающихся системы судов общей юрисдикции, принципов гражданского процессуаль­ного права, правового статуса судей, прав и обязанностей участ­ников судопроизводства и т.д. Нормативные акты, входящие в состав законодательства могут быть не только сугубо специализи­рованными, например, такими как ГПК, но и актами, относящи­мися к материальным отраслям права и содержащими отдельные процессуальные нормы, используемые судом при рассмотрении гражданских дел.

Как уже нами отмечалось, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Консти­туции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации явля­ются составной частью ее правовой системы. Правовая система и система законодательства - понятия неравнозначные. Однако, учитывая, что законом установлено правило приоритета междуна­родного договора в гражданском судопроизводстве — «Если меж­дународным договором Российской Федерации установлены иные правила гражданского судопроизводства, чем те, которые предус­мотрены законом, применяются правила международного договора» (ч. 2. ст. 1 ГПК), видится целесообразным рассмотрение вопросов, касающихся указанных договоров, в составе законодательства о производственном судопроизводстве.

Конституция Российской Федерации. В Основном законе зак­репляются важнейшие принципы судопроизводства в РФ в целом и в судах общей юрисдикции, в частности. В ст. 19 находит выра­жение принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом; ст. 120 — принцип независимости судей и подчинению их только федеральному закону; ст. 123 — принципы гласности, состязательности и процессуального равноправия сторон; и др. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ (ч. 1 ст. 15). Закреп­ленное в Конституции РФ положение о высшей юридической силе и прямом действии означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве дел должны руководствоваться Конституцией РФ. Разъяснения по вопросам непосредственного применения конституционных норм содержатся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О неко­торых вопросах применения судами Конституции Российской Фе­дерации при осуществлении правосудия». Так, суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию тогда: а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии приня­тия федерального закона, регулирующие права, свободы, обязан­ности человека и гражданина и другие положения; б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соот­ветствующими ее положениями; в) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам со­вместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, про­тиворечит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения отсутствует (п. 2 Постановления).

Международные договоры. Правила международного договора Российской Федерации, а не нормы внутреннего законодательства, регулирующие иначе, чем в договоре аналогичные правоотноше­ния, применяются, если решение о согласии на обязательность данного договора для России было принято в форме федерального закона.

Россия является участницей около сорока многосторонних и двусторонних международных договоров, конвенций, соглашений об оказании правовой помощи по гражданским и коммерческим делам, связывающих международными обязательствами Россий­скую Федерацию более чем со ста государствами.

К наиболее значительным многосторонним международным до­говорам, содержащим процессуальные нормы относятся: Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1 марта 1954 г.; Гаагская конвенция о вручении за границей судебных и внесудеб­ных документов по гражданским и торговым делам от 15 ноября 1965 г.; Гаагская конвенция о получении за границей доказа­тельств по гражданским и торговым делам от 18 марта 1970 г.

* Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ (Специальное приложение к № 10. 2000 г.).

К Конвенции 1954 г. Советский Союз присоединился в 1967 г., а к конвенциям 1965 г. и 1970 г. Россия присоединилась в 2001 г. В Гаагских конвенциях участвует 41 государство.

В этих международных документах содержится целый ряд поло­жений, которые являются для российского процессуального права новшеством. Например, в соответствии с ст. 21 Гаагской конвен­ции 1965 г. допустимо вручение любым находящимся в России ли­цам (в том числе и российским гражданам) судебных документов через дипломатические представительства и консульские учрежде­ния государств-участников Конвенции. До присоединения к ука­занной Конвенции, согласно действующим договорам, в которых участвует Россия, вручение документов через дипломатические представительства и консульские учреждения допускалось только применительно к собственным гражданам соответствующих ино­странных государств.

Или, например, согласно ст. 11 Гаагской конвенции 1970 г. при исполнении поручения, лицо, которого оно касается, может отказаться от дачи показаний в той мере, в какой оно имеет при­вилегии или служебный долг отказаться от дачи показаний со­гласно законодательству запрашиваемого или запрашивающего государства. В отечественном гражданском процессе лицо может отказаться от дачи показаний в случаях, предусмотренных ст. 51 Конституции РФ, ст. 69 ГПК РФ. За отказ от дачи показаний в России предусмотрена уголовная ответственность. Поэтому запра­шивающий орган в своем обращении к российскому суду должен оговорить возможность отказа от дачи показаний. Кроме назван­ных, в Гаагских конвенциях содержится еще целый ряд новых положений для российского законодательства.

Россия — участница многосторонних договоров с государства­ми-членами СНГ, регулирующих правовое сотрудничество, в том числе в области судопроизводства. Например, Конвенция о пра­вовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семей­ным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г., с изменениями от 28 марта 1997 г.) предусматривает оказание правовой помощи путем выполнения процессуальных действий, предусмотренных законодательством запрашивающей стороны, в частности, опроса сторон, допроса свидетелей, экспертов, проведения экспертизы, составления, пересылки документов и т.п.* В Конвенции регули­руются и вопросы подсудности. Если в деле участвуют несколькоответчиков, имеющих местожительство на территории разных го­сударств, спор рассматривается по местожительству (местонахож­дению) любого ответчика по выбору истца. Конвенцией затраги­ваются и другие процессуальные вопросы. Иски к юридическим лицам предъявляются в суды Договаривающейся Стороны, на территории которой находится орган управления юридического лица, его представительство или филиал.

* Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1924. № 2.

Значительное число двусторонних международных договоров были заключены с Советским Союзом, но в них участвует и Рос­сия как государство — правопреемник*.

* Договоры, в которых участвует Россия: Корейская Народно-Демократичес­кая Республика; Румынская Народная Республикая; Народная Республика Алба­ния; Венгерская Народная Республика; Монгольская Народная Республика; Фе­деративная Народная Республика Югославия; Иракская Республика; Народная Республика Болгария; Финляндская Республика; Германская Демократическая Республика; Греческая Республика; Социалистическая Республика Вьетнам; Чехо­словацкая Социалистическая Республика; Алжирская Народно-Демократическая Республика; Тунисская Республика; Республика Куба; Итальянская Республика; Народно-Демократическая Республика Йемен; Республикий Кипр (Сборник международных договоров о взаимной правовой помощи по гражданским и уго­ловным делам. М., 1988).

Договоры и соглашения, заключенные Российской Федерацией: Азербайд­жанская Республика (Бюллетень международных договоров. 1995. № 5); Литов­ская Республика (Бюллетень международных договоров. 1995. № 6); Республика Молдова («Сборник законодательных актов РФ. 1995. № 20); Эстонская Респуб­лика; Латвийская Республика; Республика Кыргыстан (Бюллетень международ­ных договоров. 1995. № 3); Монголия; Республика Индия; Иран (Бюллетень международных договоров. 2001. № 1); Польша (Бюллетень международных до­говоров. 2002. № 5); Аргентинская Республика; Арабская Республика Египет.

Под правовой помощью понимается выполнение процессуаль­ных действий, в частности, пересылка и вручение документов, опрос сторон, допрос свидетелей экспертов и других лиц, передача доказательств, признание и приведение в исполнение судебных решений по гражданским делам и т.п. В договорах существуют неко­торые особенности совершения процессуальных действий в отно­шениях с различными государствами. Например, российские суды направляют судебные поручения в компетентные органы Австрии, Алжира, Бельгии, ФРГ, Франции и некоторых других государств не позднее, чем за шесть месяцев до дня рассмотрения дела, а Ал­бании, Болгарии, Испании, Кореи и других — не позднее, чем за четыре месяца.

Согласно международным соглашениям основанием для отка­за в исполнении решений могут являться нарушение права сто­роны на защиту в ходе судебного процесса; вынесение решения некомпетентным судом; истечение трехлетнего срока давности для предъявления решения к принудительному исполнению; ре­шение по законодательству государства, на территории которого оно вынесено, не вступило в законную силу; наличие вступления в законную силу решения российского суда, вынесенное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же осно­ваниям или наличие в производстве российского суда дела между сторонами, по тем же основаниям до возбуждения дела в иност­ранном суде.

При применении норм международных договоров необходимо учитывать, что в силу п. 3 ст. 5 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликован­ных договоров Российской Федерации, не требующих издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Рос­сии непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и внутриго­сударственный правовой акт, принятый для осуществления поло­жений данного международного договора (п. 5 Постановления ВС РФ от 31 октября 1995 г.).

Федеральные конституционные законы. В соответствии с ч. 1 ст. 1 ГПК РФ Федеральным конституционным законом, определяю­щим порядок судопроизводства в федеральных судах общей юрис­дикции является ФКЗ «О судебной системе Российской Федера­ции» от 31 декабря 1996 г. (с изм. и доп. от 15 декабря 2001 г.)*. Согласно ст. 4 ФКЗ «О судебной системе Российской Федера­ции» к судам, составляющим систему федеральных судов общей юрисдикции, относятся Верховный Суд РФ, верховные суды рес­публик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, рай­онные суды, военные и специализированные суды. В этой связи следует сделать вывод о том, что в законодательство, определяю­щее порядок судопроизводства в федеральных судах общей юрис­дикции входит также и Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 г.**

* СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.

** Там же. 1999. № 26. Ст. 3170.

Отдельные процессуальные нормы содержатся и в других фе­деральных конституционных законах. Например, в ФКЗ «О военном положении» от 30 января 2002 г.* определяются правила под­судности при введении военного и чрезвычайного положений в стране.

* СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 375.

Необходимо акцентировать внимание на вопросе, относящем­ся к ФКЗ от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» как источнику процессуального права*.

* Там же. 1994. № 13. Ст. 1447.

Конституционный Суд РФ в соответствии со ст. 118 Кон­ституции РФ и ст. 4 ФКЗ «О судебной системе в Российской Фе­дерации» входит в судебную систему РФ. Основная функция Конституционного Суда РФ — конституционный контроль за со­ответствием нормативных актов Конституции РФ путем проверки в порядке судопроизводства. Нормативные акты или отдельные их положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; международные договоры, несоответствующие Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению; решения судов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению. Решения Конституционного Суда обя­зательны на территории России для всех судебных органов.

Понятно, что в данном случае речь идет не только и не столь­ко о ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» как источнике процессуального права, а об источниках — поста­новлениях Конституционного Суда, содержащих выводы о кон­ституционности правовых норм. В науке тема о юридической природе постановлений Конституционного Суда РФ является дис­куссионной.

Конечно, постановления не относятся к числу законов, Кон­ституционный Суд РФ не создает новых норм права, однако в компетенцию данного судебного органа входит «изъятие» того или иного нормативного акта или отдельных его положений, в том числе и процессуального, из области правоприменения. В случае, если акт признан не соответствующим Конституции РФ, соответствующий государственный орган или должностное лицо, принявшие этот акт, рассматривают вопрос о принятии нового акта, в котором должно содержаться и положение об отмене нор­мы, не соответствующей Конституции РФ. Вместе с тем некон­ституционное нормативное предписание прекращает свое дей­ствие именно с момента принятия решения об этом Конституци­онным Судом РФ, а не с момента его отмены компетентным го­сударственным органом или должностным лицом.

Перечисленные обстоятельства дают достаточные основания признать за постановлениями Конституционного Суда РФ осо­бый правовой статус и рассматривать их в качестве источников гражданского процессуального права.

Гражданский процессуальный кодекс РФ. Центральным актом гражданского процессуального законодательства является Граж­данский процессуальный кодекс РФ.

ГПК РФ 2002 г., сохранив все оправдавшие себя на практике институты и правовые нормы, ориентирован на совершенствова­ние порядка рассмотрения и разрешения дел в целях обеспечения дополнительных гарантий защиты прав граждан. Он содержит новые нормативные положения и модернизированные ранее су­ществовавшие нормы. Изменилась структура Кодекса. В отличие от действующего с июня 1964 г. ГПК РСФСР, состоявшего из 6 разделов, 3 подразделов, 42 глав, 438 статей и приложений, но­вый ГПК РФ включает в себя 7 разделов, 4 подраздела, 47 глав и 446 статей.

Раздел 1 и подраздел 2 раздела 2 ГПК РФ определяет систему гражданского судопроизводства и относятся не только к произ­водству в суде первой инстанции, но и к следующим стадиям процесса.

В Кодексе существенно изменились положения, касающиеся состава суда. Исключен институт народных заседателей. Дела в судах первой инстанции рассматриваются единолично, а в случа­ях, предусмотренных федеральным законом — коллегиально в со­ставе трех профессиональных судей.

В целях устранения «смешения» подведомственности дел су­дам общей юрисдикции и арбитражным судам, четко определена подведомственность дел судам общей юрисдикции (гл. 3 ГПК). При этом сохранено положение, в соответствии с которым, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотре­нию в суде общей юрисдикции.

Заметно изменена роль прокуратуры в гражданском процессе. По ГПК РСФСР 1964 г. прокурор имел широкие полномочия по обращению в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых зако­ном интересов других лиц, а также мог вступить в любое дело на любой стадии процесса, если того требовала охрана государственных или общественных интересов или прав и охраняемых законом интересов граждан. В ГПК РФ 2002 г. полномочия прокурора ог­раничены правом предъявлять иски только в защиту интересов государства либо неопределенного круга лиц, а также гражданина, но только в случае, если он по состоянию здоровья, возрасту, не­дееспособности и другим уважительным причинам не может са­мостоятельно обратиться в суд. При этом законодатель исходил из того, что прокурор не осуществляет надзор за судом, а каждый гражданин и юридическое лицо в соответствии с законодатель­ством вправе самостоятельно решать вопрос об осуществлении своих прав. Прокурор имеет право вступать в процесс и давать заключение по делу только в случаях, предусмотренных Кодек­сом и другими федеральными законами.

В ГПК РФ изменен и расширен перечень лиц, не подлежащих допросу в качестве свидетелей, а также определен круг лиц, кото­рые вправе отказаться от дачи свидетельских показаний (ст. 69). Нововведением является и законодательное закрепление проведе­ния комплексной и комиссионной экспертизы при рассмотрении гражданских дел (ст. 82, 83). Определено правовое положение специалистов, ранее они не назывались в числе участников про­цесса и рассматривались либо как свидетели, либо эксперты, хотя по целям участия в процессе и характеру решаемых ими задач, не являлись ни теми, ни другими (ст. 188).

Закон дополнен положениями, определяющими основания возвращения судам поданных исковых заявлений (ст. 135), касса­ционных жалоб и представлений прокурора (ст. 342).

Кодекс устанавливает новые сроки рассмотрения и разреше­ния гражданских дел (с. 154).

Глава 14 ГПК РФ, регламентирующая стадию подготовки дела к судебному разбирательству, содержит новое положение о про­ведении предварительного судебного заседания (ст. 152). Цель предварительного заседания — закрепление распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке дела, определение обстоятельств, имеющих значение для дела, определение полно­ты доказательств и т.д.

Приказное производство выделено в самостоятельный вид су­допроизводства (гл. 11). Значительно расширен перечень дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции в порядке особого производства.

Внесены изменения в полномочия суда кассационной инстан­ции (ст. 361). Глава 41 «Производство в суде надзорной инстан­ции» содержит ряд новых положений. Так, установлен срок обра­щения в суд надзорной инстанции (ст. 376). Изменен круг лиц, имеющих право обжалования судебных постановлений. В частно­сти, правом обжалования вступивших в силу постановлений суда, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда РФ, наделены лица, участвующие в деле, и другие лица, чьи права и законные интересы нарушены. Должностные лица органов проку­ратуры могут обращаться с представлением в суд надзорной ин­станции в случае, если в рассмотрении дела участвовал прокурор.

В ГПК РФ внесен новый раздел о производстве по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнитель­ных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (разд. VI), а также содержится еще ряд нововведений.

Иные федеральные законы. К другим федеральным законам, содержащим правовые нормы, касающиеся судебной деятельности, относятся, например, ФЗ «О статусе судей...» от 26 июня 1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями), содержащий нормы о порядке назначения и гарантиях независимости судей*; ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственной пошлине"» от 31 декабря 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями)**, устанавлива­ющий размеры и порядок уплаты государственной пошлины при производстве дел в арбитражных судах; Закон РФ «Об обжалова­нии в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. (с изм. от 14 декабря 1995 г.)*** и ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. (с изм. от 27 сентября 2002 г.)****, содержащие процессуальные нор­мы, определяющие особенности рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений; Закон РФ «О прокуратуре Рос­сийской Федерации» от 17 января 1992 г. (с посл. изм. и доп.), определяющий полномочия прокурора по участию в рассмотрении и пересмотре гражданских дел*****.

* Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верхов­ного Совета Российской Федерации. 1992. № 30. Ст. 1792.

** СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 19.

*** Там же. 1993. Ст. 117; Там же. 1995. № 51. Ст. 4970.

**** Там же. 2002. № 24. Ст. 2253.

***** Там же. 1995. № 47. Ст. 4472; 1999. № 7. Ст. 878.

Существует еще довольно много законов материально-право­вого характера, содержащих процессуальные нормы, касающиеся, чаще всего, вопросов подведомственности дел судам общей юрисдикции, распределения обязанностей по доказыванию, до­пустимости доказательств и т.д. Это — Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Земельный кодекс

РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон «О защите прав потребителей»*, Закон «Об охране окружающей природной среды»** и др. Однако положения всех федеральных законов применимы к гражданско­му судопроизводству только в части, не противоречащей ГПК.

* СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.

** ВВС РФ. 1992. № 10. Ст. 456.

Законодательство о порядке гражданского судопроизводства у ми­рового судьи. В соответствии со ст. 4 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» судебную систему РФ составляют феде­ральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливается Конституци­ей РФ, ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, ГПК РФ и принима­емыми в соответствии с ними другими федеральными законами, а также ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации». Порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавли­вается также законами субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федера­ции» от 17 декабря 1998 г. определяет требования, предъявляемые к мировому судье; порядок назначения (избрания) на должность; срок полномочий и компетенцию мирового судьи; прекращение и приостановление его полномочий и др.*

*СЗРФ. 1998. № 51. Ст. 6270.

В ст. 4 названного Закона содержится указание на то, что об­щее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяется федеральным законом по законода­тельной инициативе соответствующего субъекта РФ, согласован­ной с Верховным Судом РФ, или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом РФ. Тако­вым законом является ФЗ «Об общем числе мировых судей и ко­личестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» от 29 декабря 1999 г. (с изм. и доп. от 9 июля 2002 г.)*

* Там же. 2000. № 1. Ст. 1; 2002. № 28. Ст. 2784.

Судебные участки и должности мировых судей создаются и уп­раздняются законами субъектов РФ. Законами субъектов РФ мо­жет устанавливаться также порядок назначения (избрания) и дея­тельности мировых судей. В качестве примера законотворчества в этой области можно назвать Закон г. Москвы от 31 мая 2000 г. «О мировых судьях в городе Москве» (с изм. и доп. от 2 октября 2002 г.)*; Закон г. Москвы от 6 июня 2001 г. «О создании судеб­ных участков и должностей мировых судей в городе Москве» (с изм. и доп. от 23 октября 2002 г.)**

* Ведомости Московской Городской Думы. 2000. № 7; 2002. № 7.

** Ведомости Московской Городской Думы. 2001. № 7; Вестник Мэра и Пра­вительства Москвы. 2002. № 56.

Принципиально важным является то, что порядок осуществле­ния правосудия мировыми судьями по гражданским делам уста­навливается только федеральными законами. К их числу в пер­вую очередь относится ГПК РФ, а также другие федеральные законы, содержащие процессуальные нормы, применяемые при рассмотрении гражданских дел в судах общей юрисдикции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: