Введение. Административное устройство древней Исландии

Административное устройство древней Исландии

Взято с: https://norse.ulver.com/ для https://vk.com/pagan_nord

Содержание

  • Введение
  • 1. Источники
    • 1.1. Зарождение письменных источников в Исландии
    • 1.2. Íslendingabók и Landnámabók
    • 1.3. Саги
    • 1.4. Грагас
  • 2. Зарождение исландской административной и политической структуры — Век Заселения
    • 2.1. Вопросы и задачи, значение Века Заселения
    • 2.2. Первопоселенцы: состав, время и причины переселения
    • 2.3. Landnáma — первые контуры административных границ
    • 2.4. Тинг, годорд и годи — возможные модели образования и развития
    • 2.5. Итоги Века Заселения
  • 3. Эволюция административной системы Исландии
    • 3.1. Значение периода становления
    • 3.2. Основание Альтинга — начало «республики»
    • 3.3. Деление на четверти — оформление основных черт системы
    • 3.4. Fimmtadómur — завершение строительства административной системы
  • Заключение
  • Источники
  • Литература
  • Примечания

Введение

Северная Европа в эпоху викингов и Средние Века представляет собой пример социального устройства, основанного во многом на традиционных германских устоях. Наиболее ярко это проявилось в Исландии, где сформировался своеобразный уклад, во многом непохожий на устройство дрIгих стран Севера.

Этот остров в Северной Атлантике был заселён скандинавскими переселенцами в среднюю эпоху викингов (вторая половина 9 века). Но почти уже через сто лет после того, как первый колонист ступил на каменистый берег Исландии, там сформировалось сообщество, построенное на основе общих североевропейских институтов, но в то же время и не похожее на те, что существовали на прародине первых исландцев.

Эта особенность в первую очередь нашла своё воплощение в специфической административной системе, существовавшей в Исландии. Важно проследить, как традиционные североевропейские нормы трансформировались на острове в специфических условиях развития. Поэтому, я полагаю, что рассматривать данную тему надо, следуя следующему плану.

В рамках традиционной исландской периодизации предметом моего внимания будут Век Заселения (870–930), время освоения острова, и Век Саг (930–1030), полулегендарный период исландской истории, о котором повествует большинство исландских родовых саг. Тогда же и происходил процесс зарождения и становление уклада Исландии, основанного на богатых традициях скандинавов, а потому именно эта эпоха заслуживает пристального рассмотрения.

Первая глава будет посвящена памятникам, на основе которых строится изучение исландской истории, потому что проблема источников, вычленения достоверной информации из них и правильной её интерпретации играет огромную роль в подобном исследовании. Там же будет представлена и историография использования материала саг, отражающая, на мой взгляд, тенденции в подходе к источникам, наметившиеся на протяжении несколько веков.

Во второй главе речь пойдёт о наиболее тёмном периоде исландской истории — Веке Заселения. Основной задачей этой части будет проследить как нормы, принесённые колонистами, получали вторую жизнь на новых землях и подвергались изменениям в специфических условиях колонизации пустынной земли. Для этого необходимо осветить весь комплекс проблем связанных с освоением острова: когда, откуда и зачем прибывали поселенцы, какой социальный слой представляло большинство из них, и как проходил процесс становления взаимоотношений между ними. Тогда можно будет рассмотреть зарождение и развитие основных социальных институтов Исландии.

Третья, заключительная глава, отведена становлению политической и административной системы в её завершённом виде (930–1005). В связи с этим необходимо будет рассмотреть потребности, вынуждавшие исландцев проводить преобразования. Вместе с тем будет сделана попытка проанализировать характер функционирования системы и того, как её различные элементы взаимодействовали между собой. Это позволит рассмотреть всю эволюцию административных структур на острове в целом — от зарождения до приобретения окончательной формы.

Данные вопросы в той или иной форме постоянно изучались в историографии на протяжении вот уже почти столетия. Проблемы годи, годорда и тинга являются одними из основных тем в изучении политико-административных институтов древней Исландии.

Начиная краткий историографический очерк, прежде всего мне бы хотелось отметить обобщающие статьи в энциклопедическом издании Kulturhistorisk lexikon för nordisk medeltid[1], дающие исчерпывающее представление о вопросах, связанных с данными сюжетами.

Важное место занимают работы видного исландского историка, одного из ярких представителей классической школы Йоуна Йоуханессона, к сожалению рано покинувшего этот мир в возрасте 47 лет. Тем не менее он оставил после себя огромное наследие. Одна из его величайших заслуг состоит в том, что он, одним из первых, стал уделять внимание не сколько отдельным персонажам, упоминаемым в источникам, что было характерно для многих авторов первой половины ХХ века, сколько глобальным проблемам устройства древней Исландии. Проявив себя во многих областях, например, посвятив одно из своих исследований «Книге о взятии земли», он поистине достиг вершины своей научной деятельности в труде «Íslendinga saga», переведённом на английский язык под названием «The history of the old Icelandic commonwealth»[2] В этой объёмной работе (в исландском варианте в двух томах) он даёт подробнейший обзор исландской истории, рассматривая её в различных аспектах от времени первых упоминаний и заселения до потери независимости. Стоит сказать, что Йоун придерживался позиций более сильного кельтского влияния в Исландии, чем традиционно считалось, и в своих изысканиях почти не обращался к анализу саг.

Называя имена людей, сделавших немало в этой области в середине двадцатого столетия, надо отметить Сигурдура Нордаля[3], Олавура Ларуссона[4], Якоба Бенедиктссона, Хермана Паулссона. Своими исследованиями в традиционном ключе они внесли бесценный вклад в историографию, особенно в плане набора и систематизации информации, предоставляемой источниками. Рассуждая о проблеме goði Сигурдур Нордаль, например, выдвигал предположение о том, что только потомки первопоселенца Ингольва Арнарсона имели непосредственное право на goðorð в самом начале существования исландского общества. Олавур Ларуссон много сделал по данной теме, основываясь на данных свода законов «Серый Гусь», а Якоб Бенедиктссон и Херман Паулссон уделяли много внимания Íslendingabók и Landnámabók.

В конце 70ых – начале 80ых годов можно уже различить появление нового направления, которое, во многом, пересматривает позиции предшественников. Здесь наиболее показательными, на мой взгляд, являются работы калифорнийского учёного Джесса Ли Байока. Его многочисленные предположения и теории были обобщены в работе «Средневековая Исландия: общество, саги и власть»[5], опубликованной в 1988 году. Подготовленная более ранними исследованиями[6], она стала своего рода сенсацией в научных кругах, оказав поистине революционное влияние. Уделяя внимание особенностям исландского общества, он подчёркивает значение системы миропорядка, выработанной в древней Исландии, с помощью которой решались конфликты различного уровня: от мелких локальных споров до противоречий, грозивших ввергнуть всю страну в кровавый хаос. Распря, отмечает Байок, была и ядром сюжетной линии исландских родовых саг, и элементом, влияющим на развитие социальных институтов Исландии, которые были приспособлены, чтобы решать все дела посредством договорённости. В соответствие с подобным устройством, он отмечает, что исландские вожди — goðar не были похожи на своих коллег в других частях Северной Европы, и власть их была менее безоговорочной, чем у, например, ярлов Оркнейских остров. Механизм взаимоотношения bœndr и goðar определял границы этой власти, попытки вождей добиться большего могущества обычно кончались полным фиаско, и последняя из них привела к кризису goðorð’а и падению независимости.

Также необходимо отметить работу датского учёного Кирстен Хаструп. Возводя свои интеллектуальные корни к Леви-Строссу и структуралистам, она в антропологическом исследовании «Культура и история в средневековой Исландии» ставит задачей рассмотреть категории и структуры культурного пространства древней Исландии, а потом проследить динамику изменений в них[7]. Также как и Байок она отмечает особенности, присущие лишь исландским институтам, обращая внимание на двойственный характер некоторых из них[8].

Помимо прочего мне хотелось бы отметить работы английского и валлийского учёного Гуина Джоунса. В своей не стареющей книге «A history of the Vikings»[9] он даёт потрясающе точное представление об эпохе и историческом контексте, окружавшем общество свободной Исландии. Его монография по сей день остаётся образцом яркого, захватывающего, но в то же время научного исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: