Структура дисциплины.
В структуру учебной дисциплины «Административный процесс» входят раздел «Общая часть», включающий темы «Государственно-правовая природа административного процесса», «Административный процесс: понятие, признаки, принципы, структура и содержание», «Административно-процессуальные отношения и производства», «Субъекты административно-процессуальных отношений», «Административно-процессуальные нормы», «Система и источники административно-процессуального права», «Конституционные основы административного процесса», «Зарубежное законодательство об административном процессе и международные административно-правовые процедуры», «Основные направления повышения эффективности административного процесса» и «Особенная часть», включающая темы «Административно-правотворческая деятельность», «Административно-правонаделительный процесс», «Административный контроль и надзор: цели, сущность и процедуры», «Административно-исполнительное производство», «Административно-юрисдикционный процесс».
|
|
Основные образовательные технологии.
В процессе изучения дисциплины «Административное право» применяются традиционные и инновационные технологии обучения, используются активные (лекции, практикумы, семинары) и интерактивные (деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, интеллектуальные треннинги, реализация научных проектов, диспуты и др.) формы проведения занятий.
7. Общая трудоемкость дисциплины.
3 зачетных единицы (108 часов).
8. Форма(-ы) контроля.
Оценка качества освоения дисциплины «Административный процесс» включает текущий контроль успеваемости (опрос; фронтальный опрос; информационное сообщение; конспект; структурно-логическая схема; контрольная работа; самостоятельная работа; реферат; эссе; проект; презентация; доклад; аналитическая справка; собеседование; аналитический обзор литературы, документации, Интернет-источников; сравнительный анализ; коллоквиум; конкурсная работа; моделирование ситуации, деловая игра, тестирование (тесты оперативного контроля – по каждой теме) и промежуточную аттестацию (зачет).
Для оценки качества освоения обучаемым предлагаются задания:
1. Подготовка доклада (информации, сообщения).
2. Решение логически-правовых и ситуационных задач.
3. Оппонирование обучающимся с анализом оценок.
4. Решение контрольных тестов (по теме 10 вопросов).
5. Ответы на аудиторных занятиях (в т.ч. краткие «точечные» ответы).
6. Написание «мини» контрольных работ по отдельным вопросам.
7. Ведение личного юридического словаря по дисциплине.
|
|
8. Составление и представление в группах кроссвордов.
9. Разработка и представление презентаций тем.
10. Работа над научной статьей в рамках НИРС.
11. Участие в олимпиадах, конкурсах и грантах.
12. Ведение лекций в рамках Дня студенческого самоуправления.
13. Участие в работе по правовому просвещению несовершеннолетних.
Критерии оценки индивидуальных образовательных результатов (достижений) определяются в соответствии с Положением о бально-рейтинговой системе и технологической картой дисциплины.
Структура и содержание дисциплины
№ п.п. | Наименование и содержание раздела | Образова-тельные технологии, в т.ч. инновационные | Методы и формы обучения, в т.ч. активные и интерактивные | Формируемые компетенции | Образова-тельные результаты | Формы контроля, оценочные средства |
Очная форма обучения | ||||||
Введение. Название и программа учебной дисциплины. Цели, задачи и общая характеристика учебной дисциплины. Соотношение курса с другими учебными дисциплинами. Требования к уровню усвоения дисциплины. Формы методы и технологии обучения. Рекомендуемые издания. Содержание ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция. Раздел 1. Общая часть. Тема 1: Государственно-правовая природа административного процесса. Государство и государственное управление. Цели, виды, признаки и принципы государственного управления. Система и субъекты, механизмы и процесс государственного управления. Государственный аппарат и право. Виды и процедуры управляющего воздействия. | Объяснительно-иллюстративного об. с элементами проблемного изложения, репродуктивно-воспроизводящего об., т. организации самост. работы | Лекция, проблемная лекция, встреча с представителями государственных и общественных организаций, практические задания, самостоятельная работа | ОК-6 ПК-4 | З-6 – З-9; У-7 – У-9; В-5 – В-7. З-14 – З-16; У-13 – У-15; В-11 – В-14. | Текущий контроль: опрос, доклад, собеседование, конспект, экспресс-тестирование | |
Тема 2. Административный процесс: понятие, признаки, принципы, структура и содержание Правовые формы управленческого процесса. Виды юридического процесса. Административный процесс как вид юридического процесса. Виды, признаки и принципы административного процесса. Структура и производства административного правотворчества, административно-правонаделительного, административно-проверочного, административно-исполнительного и административно-юрисдикционного процессов. Этапы процессуальной деятельности. | Объяснительно-иллюстративного об., т. организации самост. работы | Лекция, лекция-презентация, практические задания, самостоятельная работа | ПК-4, ПК-6, ПК-15 | З-14 – З-16; З-17 – З-19; З-20 – З-23; У-13 – У-15; У-16 – У-18; У-19 – У-22; В-11 – В-14; В-16 – В-18; В-18 – В-20. | опрос, доклад, собеседование, конспект, экспресс-тестирование | |
Тема 3. Административно-процессуальные отношения и производства Процедурный характер управленческих отношений. Общие и специфические признаки административного процесса. Соотношение материального и процессуального правоотношения. Виды, характерные черты и основной юридически-отличительный признак административно-процессуальных отношений. Разновидности административно-процессуальных производств и процедур, сферы их применения. | Объяснительно-иллюстративного об. с элементами проблемного изложения | Лекция, практические задания, самостоятельная работа | ПК-4, ПК-6, ПК-15 | З-14 – З-16; З-17 – З-19; З-20 – З-23; У-13 – У-15; У-16 – У-18; У-19 – У-22; В-11 – В-14; В-16 – В-18; В-18 – В-20. | опрос, доклад, конспект, экспресс-тестирование | |
Тема 4. Субъекты административно-процессу-альных отношений Понятие и виды субъектов административного процесса. Административно-процессуальный статус. Законодательство о статусе субъектов административного процесса. | Объяснительно-иллюстративного об., т. организации самост. работы | Лекция, практические задания, самостоятельная работа | ОК-6; ПК-6, ПК-15 | З-6 – З-9; У-7 – У-9; В-5 – В-7; З-17 – З-23; У-16 – У-22; В-15 – В-20. | опрос, доклад, информационное конспект, экспресс-тестирование | |
Тема 5. Административно-процессуальные нормы Административно-процессуальные нормы как разновидность административно-правовых норм. Назначение и виды административно-процессуальных норм. Реализация административно-процессуальных норм. | Объяснительно-иллюстративного об., т. организации самост. работы | Проблемная лекция, решение ситуативных задач, самостоятельная работа | ПК-6, ПК-15 | З-17 – З-23; У-16 – У-22; В-15 – В-20. | опрос, доклад, конспект, экспресс-тестирование | |
Тема 6. Система и источники административно-процессуального права Система и источники административно-процессуального права. Правовые институты Общей и Особенной части административного процесса. Кодифицированные законодательные акты, федеральные конституционные и федеральные законы, законы субъектов РФ и подзаконные акты, содержащие административно-процессуальные нормы. Административные регламенты и их виды. Правовые основы разработки административных регламентов. Типовые регламенты и тандарты государственных услуг. Технические регламенты. Методические и практические проблемы регламентирования управленческих процедур. Электронные административные регламенты, их назначение и требования к содержанию электронных административных регламентов. | Объяснительно-иллюстративного об. т. организации самост. работы | Лекция, практические задания, решение ситуативных задач, самостоятельная работа | ПК-6, ПК-15 | З-17 – З-23; У-16 – У-22; В-15 – В-20. | опрос, конспект, экспресс-тестирование | |
Тема 7. Конституционные основы административного процесса Конституционное основание административно-процессуального законодательства и административного судопроизводства. Конституция Российской Федерации и принципы административного процесса. Сфера отношений, регулируемых административно-процессуальными нормами. Конституционно-правовые проблемы административного процесса. | Объяснительно-иллюстративного об. т. организации самост. работы | Лекция, практические задания, решение ситуативных задач, самостоятельная работа | ПК-4, ПК-6 | З-14 – З-19; У-13 – У-18; В-11 – В-17. | опрос, доклад, конспект, экспресс-тестирование | |
Тема 8. Зарубежное законодательство об административном процессе и международные административно-правовые процедуры. Общемировые концепции регулирования управленческой деятельности и их реализация. Административный процесс за рубежом и его особенности. Международные административно-правовые процедуры и их значение для межгосударственной интеграции. | Объяснительно-иллюстративного об. т. организации самост. работы | Лекция, практические задания, решение ситуативных задач, самостоятельная работа | ПК-4, ПК-6 | З-14 – З-19; У-13 – У-18; В-11 – В-17. | опрос, доклад, конспект, экспресс-тестирование | |
Тема 9. Основные направления повышения эффективности административного процесса Обусловленность и основные задачи административной реформы. Совершенствование правового института управленческих процедур. Научно-теоретическая проблематика, направления повышения эффективности и тенденции развития административного процесса. | Объяснительно-иллюстративного об. т. организации самост. работы | Лекция, практические задания, решение ситуативных задач, самостоятельная работа | ПК-4, ПК-6, ПК-19 | З-14 – З-19; У-13 – У-18; В-11 – В-17; З-24 – З-26; У-23 – У-25; В-21 – В-23. | опрос, доклад, конспект, экспресс-тестирование | |
Раздел 2. Особенная часть. Тема 10. Административно-правотворческая деятельность Понятие, содержание и принципы административно-правотворческого процесса. Субъекты, процедуры и стадии нормотворчества. Административно-правотворческие процедуры в ведомственных нормативных актах и иных подзаконных актах органов государственной власти и местного самоуправления. | Объяснительно-иллюстративного об., т. организации самост. работы, т. теоретического моделирования | Лекция, проблемная лекция, практические задания, самостоятельная работа | ПК-4, ПК-6, ПК-15 | З-14 – З-16; З-17 – З-19; З-20 – З-23; У-13 – У-15; У-16 – У-18; У-19 – У-22; В-11 – В-14; В-16 – В-18; В-18 – В-20. | опрос, доклад, аналитический обзор литературы, экспресс-тестирование | |
Тема 11. Административно-правонаделительный процесс Производства и процедуры административно-пра-вонаделительного процесса, сферы их применения. Цель, предмет и результат административно-правонаделительной процедуры. Особенности административно-правонаделительного процесса. Содержание отдельных видов и проблемы административно-правонаделительного процесса. | Объяснительно-иллюстративного об., т. профессионально-ориентированного об., т. организации самост. работы | Лекция, практические задания, решение ситуативных задач, самостоятельная работа | ОК-6; ПК-4, ПК-6, ПК-15 | З-6 – З-9; У-7 – У-9; В-5 – В-7. З-14 – З-23; У-13 – У-22; В-11 – В-20. | опрос, доклад, структурно-логическая схема, моделирование ситуации, деловая игра, тестирование | |
Тема 12. Административный контроль: цели, сущность и процедуры. Природа, назначение, цели и признаки контроля и надзора. Содержание контрольно-надзорной деятельности субъектов управления, ее стадии и контрольные операции. Система контрольных органов в государстве. Объекты контрольной деятельности. Учет и отчетность в контрольной деятельности. Административный контроль и надзор как разновидность государственного контроля. Разновидности государственного контроля и надзора. Государственные органы общего контроля. Специализированные контрольно-надзорные органы. Правовые основы контрольно-надзорной деятельности. | Объяснительно-иллюстративного об., т. профессионально-ориентированного об., т. организации самост. работы | Лекция, практические задания, решение ситуативных задач, самостоятельная работа | ОК-6; ПК-4, ПК-6, ПК-15 | З-6 – З-9; У-7 – У-9; В-5 – В-7. З-14 – З-23; У-13 – У-22; В-11 – В-20. | опрос, доклад, презентация, моделированеи ситуации, экспресс-тестирование | |
Тема 13. Административно-исполнительное производство Административно-исполнительные отношения и их место в системе российского права. Исполнительное производство и его сущность. Субъекты исполнительного производства и их административно-процессуальный статус. Содержание исполнительного производства и его стадии. Особенности исполнительного производства. | Объяснительно-иллюстративного об., т. организации самост. работы | Лекция, практические задания, контрольная работа, самостоятельная работа, решение ситуативных задач, треннинг | ПК-4, ПК-6 | З-14 – З-19; У-13 – У-18; В-11 – В-17. | опрос, доклад, сравнительный анализ, моделированеи ситуации, деловая игра, экспресс-тестирование | |
Тема 14. Административно-юрисдикционный процесс Административная юрисдикция и административно-юрисдикционный процесс, его признаки и особенности. Нормы-гарантии административно-юрисдикционной деятельности. Административно-юрисдикционные полномочия уполномоченных органов и их должностных лиц. Производства и процедуры административно-юрисдикционного процесса и сферы их применения. Производство по жалобам. Дисциплинарное производство. Производство по делам об административных правонарушениях, его стадии, задачи и содержание административно-процессуальных действий. Участники производства. Доказательства и предмет доказывания. | Объяснительно-иллюстративного об., т. профессионально-ориентированного об., т. организации самост. работы | Лекция, практические задания, контрольная работа, самостоятельная работа, решение ситуативных задач, треннинг | ОК-6; ПК-4, ПК-6, ПК-15, ПК-19 | З-6 – З-9; У-7 – У-9; В-5 – В-7. З-14 – З-26; У-13 – У-25; В-11 – В-23. | опрос, доклад, презентация, моделированеи ситуации, экспресс-тестирование | |
Промежуто-чная аттеста-ция – зачет |
Лекционные занятия
|
|
|
|
№ п.п. | Наименование и содержание раздела | Литература и другие источники | Образова-тельные технологии, в т.ч. инновационные | Методы и формы обучения, в т.ч. активные и интерактивные | Формируемые компетенции | Образова-тельные результаты | Формы контроля, оценочные средства |
Раздел 1. Общая часть. Тема 1: Государственно-правовая природа административного процесса. 1. Государство и государственное управление. 2. Общая характеристика системы и процесса государственного управления. 3. Государственный аппарат и правовое управляющее воздействие. | осн. – 1, 2; доп. – 2, 3, 6, 7, 9, 15, 16, 18, 33-35, 40, 44, 53, 60, 70, 79, 88; Интернет-ресурс – 1-4. | Объяснитель-но-иллюстративного об. с элементами проблемного изложения, т. организ. самост. работы | Проблемная лекция, встреча с представителями государственных и общественных организаций, самост. работа | ПК-4 | З-14 – З-16; У-13 – У-15; В-11 – В-14. | Текущий контроль: опрос, презентация, конспект, экспресс-тестирование | |
Тема 2. Административный процесс: понятие, признаки, принципы, структура и содержание 1. Правовые формы и виды юридического процесса. 2. Административный процесс и виды административно-процессуальной деятельности. 3. Структура и производства административного процесса. | осн. – 1, 2; доп. – 2, 3, 6, 7, 15, 16, 18, 25, 33, 50, 74, 82, 89; Интернет-ресурс – 1-4. | Объяснительно-иллюстративного об., т. экспертно-оценочная | Лекция, лекция-презентация, семинарское занятие, самостоятельная работа | ПК-4, ПК-6, ПК-15 | З-14 – З-23; У-13 – У-22; В-11 – В-20. | опрос, собеседование, конспект, экспресс-тестирование | |
Тема 3. Административно-процессуальные отношения и производства 1. Процедурный характер управленческих отношений. 2. Виды и особенности административно-процессуальных отношений. 3. Разновидности административно-процессуальных производств и процедур. | осн. – 1, 2; доп. – 1-3, 4, 6, 7, 14-16, 18, 19, 23-25, 31, 50, 89; Интернет-ресурс – 1-4. | Объяснительно-иллюстративного об. с элементами проблемного изложения | Лекция, семинарское занятие, самостоятельная работа, решение ситуативных задач | ПК-4, ПК-6, ПК-15 | З-14 – З-23; У-13 – У-22; В-11 – В-20. | опрос, конспект, экспресс-тестирование | |
Тема 4. Субъекты административно-процессуальных отношений 1. Понятие и виды субъектов административного процесса. 2. Административно-процессуальный статус. 3. Законы о статусе субъектов административного процесса. | осн. – 1, 2; доп. – 2, 3, 7, 8, 9, 22, 26, 30, 38, 41, 53, 58, 60, 80, 91, 94; | Объяснительно-иллюстративного об. с элементами проблемного изложения | Проблемная лекция, лекция-презентация, самостоятельная работа, диспут | ОК-6; ПК-6, ПК-15 | З-6 – З-9; З-17 – З-23; У-7 – У-9; У-16 – У-22; В-5 – В-7; В-15 – В-20. | опрос, конспект, экспресс-тестирование | |
Тема 5. Административно-процессуальные нормы 1. Понятие и разновидность административно-правовых норм. 2. Назначение и виды административно-процессуальных норм. 3. Реализация административно-процессуальных норм. | осн. – 1, 2; доп. – 2, 3, 5-7, 10, 12, 13, 15-17, 63, 68, 72, 79, 82, 84, 87-90, 92-94; | Объяснительно-иллюстративного об., т. организации самост. работы | Лекция, лекция-презентация, семинарское занятие, самостоятельная работа | ПК-6, ПК-15 | З-17 – З-23; У-16 – У-22; В-15 – В-20. | конспект, экспресс-тестирование | |
Тема 6. Система и источники административно-процессуального права 1. Система административно-процессуального права. 2. Источники административно-процессуального права. 3. Административные регламенты и их виды. | осн. – 1, 2; доп. – 3, 9, 15-21, 26, 31, 36, 40-44, 48, 54-56, 61, 63, 69-70, 79, 82, 86-88, 92-94; | Объяснительно-иллюстрат. об., репродуктивно-воспроизвод. об., т. организации самост. работы | Лекция-презентация, семинарское занятие, самостоятельная работа, диспут, решение ситуативных задач | ПК-6, ПК-15 | З-17 – З-23; У-16 – У-22; В-15 – В-20. | конспект, моделирование ситуации, экспресс-тестирование | |
Тема 7. Конституционные основы административного процесса 1. Конституционное основание административно-процессуального законодательства и административного судопроизводства. 2. Конституция РФ и принципы административного процесса. 3. Конституционно-правовые проблемы административного процесса. | осн. – 1, 2; доп. – 1-3, 6, 7, 13, 29, 32, 39, 42, 62, 72, 73, 83, 85, 94; Интернет-ресурс – 1-3. | Объяснительно-иллюстративного об., т. организации самост. работы, т. теоретического моделирования | Лекция, проблемная лекция, лекция-презентация, семинарское занятие, самостоятельная работа | ПК-4, ПК-6 | З-14 – З-19; У-13 – У-18; В-11 – В-17. | опрос, аналитический обзор литературы, экспресс-тестирование | |
Тема 8. Зарубежное законодательство об административном процессе и международные административно-правовые процедуры. 1. Административный процесс за рубежом и его особенности. 2. Общемировые концепции регулирования управленческой деятельности. 3. Международные административно-правовые процедуры. | осн. – 1, 2; доп. – 1-4, 15-17, 20, 41, 53, 65, 86, 94; Интернет-ресурс – 1-3. | Объяснительно-иллюстративного об., т. организации самост. работы | Лекция, лекция-презентация, семинарское занятие, самостоятельная работа | ПК-4, ПК-6 | З-14 – З-19; У-13 – У-18; В-11 – В-17. | опрос, структурно-логическая схема, экспресс-тестирование | |
Тема 9. Основные направления повышения эффективности административного процесса 1. Обусловленность и основные задачи административной реформы. 2. Научно-теоретические проблемы административного процесса. 3. Направления повышения эффективности развития административного процесса. | осн. – 1, 2, 4; доп. – 1-4, 6-7, 14-16, 59, 64, 69, 78, 81, 83, 87, 94; | Объяснительно-иллюстративного об., т. организации самост. работы | Лекция, семинарское занятие, самостоятельная работа | ПК-4, ПК-6, ПК-19 | З-14 – З-19; З-24 – З-26; У-13 – У-18; У-23 – У-25; В-11 – В-17; В-21 – В-23. | опрос, презентация, экспресс-тестирование | |
Раздел 2. Особенная часть. Тема 10. Административно-правотворческая деятельность 1. Общая характеристика административного правотворчества. 2. Процедуры и стадии административного нормотворчества. 3. Субъекты административно-правотворческого процесса. | осн. – 1, 2; доп. – 1, 2, 4, 5, 14, 15, 27, 51, 82; Интернет-ресурс – 1-4. | Объяснительно-иллюстративного об., т. профессионально-ориентированного об., т. организации самост. работы | Лекция, семинарское занятие, контрольная работа, самостоятельная работа, решение ситуативных задач, треннинг | ПК-4, ПК-6, ПК-15 | З-14 – З-23; У-13 – У-22; В-11 – В-20. | опрос, структурно-логическая схе-ма, контр. работа, экспресс-тестирование | |
Тема 11. Административно-правонаделительный процесс 1. Производства административно-правонаделительного процесса. 2. Административно-правонаделительные процедуры. 3. Проблемы административно-правонаделительного процесса. | осн. – 1, 2; доп. – 1, 2, 4, 5, 14, 15, 27, 43, 51, 55, 63-65, 68, 75, 82, 84, 94; Интернет-ресурс – 1-4. | Объяснительно-иллюстрат. об., т. профессионально-ориентированного об., т. организации самост. работы | Лекция, семинарское занятие, самостоятельная работа, решение ситуативных задач, треннинг | ОК-6; ПК-4, ПК-6, ПК-15 | З-6 – З-9; З-14 – З-23; У-7 – У-9; У-13 – У-22; В-5 – В-7; В-11 – В-20. | опрос, моделирование ситуации, сравнительный анализ, тестирование | |
Тема 12. Административный контроль: цели, сущность и процедуры. 1. Сущность и цели административного контроля. 2. Виды и содержание административной контрольно-надзорной деятельности. 3. Учет и отчетность в контрольной деятельности. | осн. – 1, 2; доп. – 1, 2, 4, 5, 14, 15, 27, 51, 55, 53-65, 69, 84, 90; Интернет-ресурс – 1-4. | Объяснительно-иллюстрат. об., т. профессионально-ориентированного об., т. организации самост. работы | Лекция, семинарское занятие, самостоятельная работа, решение ситуативных задач, треннинг | ОК-6; ПК-4, ПК-6, ПК-15 | З-6 – З-9; З-14 – З-23; У-7 – У-9; У-13 – У-22; В-5 – В-7; В-11 – В-20. | опрос, сравнительный анализ, экспресс-тестирование | |
Тема 13. Административно-исполнительное производство 1. Административно-исполнительные отношения и производства. 2. Субъекты исполнительного производства и их административно-процессуальный статус. 3. Содержание и особенности исполнительного производства. | осн. – 1, 2; доп. – 1, 2, 4, 5, 7, 44, 46, 48, 51, 55, 56, 58, 69-70, 82, 84, 90; Интернет-ресурс – 1-4. | Объяснительно-иллюстрат. об. с элементами проблемного изложения, т. организации самост. работы | Лекция, семинарское занятие, самостоятельная работа | ПК-4, ПК-6 | З-14 – З-19; У-13 – У-18; В-11 – В-17. | опрос, презентация, моделироване ситуации, экспресс-тестирование | |
Тема 14. Административно-юрисдикционный процесс 1. Понятие, цели, признаки и особенности административно-юрисдикционного процесса. 2. Административно-юрисдикционные полномочия уполномоченных органов и их должностных лиц. 3. Производства и процедуры административно-юрисдикционного процесса. | осн. – 1, 2; доп. – 1, 2, 4, 5, 40, 44, 46, 48, 51, 55, 56, 58, 67, 69, 70, 82, 84, 90; Интернет-ресурс – 1-4. | Объяснительно-иллюстративного об., т. профессионально-ориентированного об., т. организации самост. работы | Лекция, семинарское занятие, самостоятельная работа, решение ситуативных задач, треннинг | ОК-6; ПК-4, ПК-6, ПК-15, ПК-19 | З-6 – З-9; У-7 – У-9; В-5 – В-7. З-14 – З-26; У-13 – У-25; В-11 – В-23. | опрос, презентация, моделирование ситуации, экспресс-тестирование |
Практические занятия (дополнительно)
Раздел 1. Общая часть.
Тема 1: Государственно-правовая природа административного процесса.