Раздел 1. Общая часть.
Тема 1: Государственно-правовая природа административного процесса.
1. Юридические коллизии в управленческой деятельности.
Тема 2. Административный процесс: понятие, признаки, принципы, структура и содержание
1. Особенности административного процесса как вида юридического процесса.
Тема 3. Административно-процессуальные отношения и производства
1. Разрешительное производство и его процедуры.
Тема 4. Субъекты административно-процессуальных отношений
1. Административно-процессуальные права и обязанности свидетеля как участника производства по делу об административном правонарушении.
Тема 5. Административно-процессуальные нормы
1. Реализация административно-процессуальных норм.
Тема 6. Система и источники административно-процессуального права
1. Административно-процессуальные нормы в технических регламентах.
Тема 7. Конституционные основы административного процесса
1. Проблема концепции административного судопроизводства в Конституции РФ.
Тема 8. Зарубежное законодательство об административном процессе и международные административно-правовые процедуры.
1. Достоинства административно-процессуального законодательства Франции в сравнении с Российской Федерацией.
Тема 9. Основные направления повышения эффективности административного процесса
1. Научно-теоретическая проблематика административного процесса.
Раздел 2. Особенная часть.
Тема 10. Административно-правотворческая деятельность
1. Административное правотворчество в субъектах Российской Федерации.
Тема 11. Административно-правонаделительный процесс
1. Административные процедуры кадрового производства в органах внутренних дел.
Тема 12. Административный контроль: цели, сущность и процедуры.
1. Административный контроль и надзор органов внутренних дел.
Тема 13. Административно-исполнительное производство
1. Стадии исполнительного производства как производства в рамках административного процесса.
Тема 14. Административно-юрисдикционный процесс
1. Административно-процессуальные действия до возбуждения производства по делу об административном правонарушении.
Примерные темы аналитических обзоров
Раздел 1. Общая часть.
Тема 1: Государственно-правовая природа административного процесса.
1. Обзор законодательства, определяющего функции государства..
Тема 2. Административный процесс: понятие, признаки, принципы, структура и содержание
1. Аналитический обзор кодификационного процессуального законодательства России и предметов регулирования процессуальных актов.
Тема 3. Административно-процессуальные отношения и производства
1. Обзор сфер применения административных процедур в российском законодательстве.
Тема 4. Субъекты административно-процессуальных отношений
1. Сравнительно-правовое исследование развития положений нормативно-правовых актов о продаже государственного или муниципального имущества.
Тема 5. Административно-процессуальные нормы
1. Аналитический обзор авторефератов научных исследований на соискание ученой степени кандидата юридических наук по проблематике административно-процессуальных норм.
Тема 6. Система и источники административно-процессуального права
1. Обзор технических регламентов в России.
Тема 7. Конституционные основы административного процесса
1. Аналитический обзор положений конституционных актов субъектов РФ об административном процессе.
Тема 8. Зарубежное законодательство об административном процессе и международные административно-правовые процедуры.
1. Обзор литературы по зарубежному административному процессу.
Тема 9. Основные направления повышения эффективности административного процесса
1. Обзор концепций административных реформ в России.
Раздел 2. Особенная часть.
Тема 10. Административно-правотворческая деятельность
1. Обзор научных трудов по проблематике административного нормотворчества.
Тема 11. Административно-правонаделительный процесс
1. Аналитический обзор научных трудов по проблематике административно-правонаделительного процесса.
Тема 12. Административный контроль: цели, сущность и процедуры.
1. Аналитический обзор научных трудов по проблематике административно-надзорной деятельности органов внутренних дел.
Тема 13. Административно-исполнительное производство
1. Аналитический обзор научных трудов курских ученых по проблематике исполнительного производства.
Тема 14. Административно-юрисдикционный процесс
1. Аналитический обзор научных трудов курских ученых по проблематике дисциплинарного производства.
Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену)
1. Государственное управление: цели, виды и принципы.
2. Содержание и правовые формы управленческого процесса.
3. Юридический процесс и его разновидности.
4. Система понятий административно-процессуального права.
5. Административный процесс как вид юридического процесса.
6. Основные признаки и принципы административного процесса.
7. Виды административного процесса.
8. Стадии и этапы процессуальной деятельности.
9. Административно-процессуальные отношения и их содержание.
10. Административные процедуры в сфере экономических отношений.
11. Административные процедуры в сфере административно-политических отношений.
12. Административные процедуры в социальной сфере.
13. Административно-процессуальные нормы и их реализация.
14. Классификация административно-процессуальных норм.
15. Соотношение материальных и процессуальных норм права в административном процессе.
16. Система административно-процессуального права.
17. Правовые институты Общей и Особенной части административного процесса.
18. Административно-процессуальное законодательство.
19. Административно-процессуальные нормы в законах Курской области.
20. Конституционные основы административного процесса.
21. Конституция РФ и принципы административного процесса.
22. Понятие и виды субъектов административного процесса.
23. Административно-процессуальная правосубъектность.
24. Поощрение в деятельности публичной администрации.
25. Зарубежное законодательство об административном процессе.
26. Международные административно-правовые процедуры и их значение для развития межгосударственной интеграции.
27. Основные направления повышения эффективности административного процесса.
28. Понятие и принципы административно-правотворческого процесса.
29. Административно-правотворческие процедуры в ведомственных нормативных актах и иных подзаконных актах органов государственной власти и местного самоуправления.
30. Порядок подготовки и оформления решений и поручений руководящих должностных лиц федеральных органов исполнительной власти (на примере одного ведомства).
31. Понятие и процедуры административно-правонаделительного процесса.
32. Особенности административно-правонаделительного процесса.
33. Регистрационные процедуры и их регламентирование в законодательных и подзаконных актах.
34. Лицензионные (разрешительные и уведомительные) процедуры.
35. Проблемы административно-правонаделительного процесса.
36. Административно-проверочный процесс.
37. Административный контроль: цели, сущность и процедуры.
38. Административный надзор: цели, сущность, процедуры.
39. Административно-исполнительный процесс.
40. Административная юрисдикция.
41. Понятие и основные признаки административно-юрисдикционного процесса.
42. Административно-юрисдикционные полномочия органов исполнительной власти и их должностных лиц.
43. Процедуры административно-юрисдикционного процесса и сферы их применения.
44. Основные виды административно-юрисдикционных производств.
45. Дисциплинарное производство.
46. Производство по жалобам.
47. Судебное обжалование административных актов.
48. Производство по делам об административных правонарушениях.
49. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
50. Доказательства по делу об административных правонарушениях и их процессуальное значение.
51. Поводы и основания для возбуждения дела об административном правонарушении.
52. Административное расследование и его содержание.
53. Рассмотрение дела об административном правонарушении.
54. Решение по делу об административном правонарушении.
55. Процессуальные сроки в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.
56. Пересмотр постановлений и решений по делу об административном правонарушении.
57. Административные регламенты в ведомственных нормативных актах.
58. Электронные административные регламенты.
59. Проблемы административного судопроизводства в России.
Научно-исследовательская работа
| № п.п. | Наименование раздела или темы | Виды и содержание научно-исследовательской работы | Литература и др. источники | Формируемые компетенции | Образова-тельные результаты | Формы контроля, оценочные средства |
| 1. | В соответствии с рабочей программой. | 1. НИРС, предусмотренная учебным планом (курсовая работа, выпускная квалификационная работа). | В соответствии с рабочей программой. | В соответствии с рабочей программой. | В соответствии с рабочей программой. | Текущий контроль – в соответствии с рабочей программой. |
| В соответствии с рабочей программой. | 2. НИРС, внеплановая 2.1. По выбору обучающегося. Содержание научно-исследовательской работы предусматривает: - изучение нормативных правовых актов, учебной литературы, монографий, статей в периодических изданиях; - анализ правоприменительной практики; - подготовку и представление творческих работ, научных статей, написание рефератов, докладов, составление презентаций; - выступление с докладами на научных конференциях, круглых столах и иных мероприятиях. | В соответствии с рабочей программой. | В соответствии с рабочей программой. | В соответствии с рабочей программой. | Доклад, эссе, творческая работа, конкурсная работа | |
| Проме-жуточная аттестация – зачет |
Примерные темы выпускных квалификационных работ
1. Государственное управление в Российской Федерации и административный процесс.
2. Административно-процессуальное законодательство в Российской Федерации.
3. Производства административно-правонаделительного процесса.
4. Административно-процессуальный статус руководителя федерального органа исполнительной власти.
5. Правовое закрепление форм реализации административно-процессуальных норм в законодательстве субъектов Российской Федерации.
6. Административно-процессуальное содержание технических регламентов в Российской Федерации.
7. Правовое регулирование административного судопроизводства в Российской Федерации.
8. Институт административного процесса в Российской Федерации и Австрии: сравнительно-правовое исследование.
9. Нормативное установление критериев эффективности административно-управленческой деятельности в Российской Федерации.
10. Административное правотворчество в муниципалитетах (на примере субъекта Российской Федерации).
11. Административные процедуры кадрового производства в правоохранительных органах Российской Федерации.
12. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел в Российской Федерации как разновидность административно-процессуальной деятельности.
13. Административно-надзорная деятельность органов внутренних дел в российской Федерации (на примере УВД Курской области).
14. Законодательная регламентация исполнения административно-юрисдикционных решений в Российской Федерации.
15. Дисциплинарное производство в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Практические задания
Часть первая: Общая часть.
Тема 1. Государственно-правовая природа административного процесса
1. Подготовить доклад на тему: «Доктрины государственного управления в истории общественного развития».
2. Решить логическую задачу: К какому виду управления государственными делами директивному или релятивному относится вынесение Министерством внутренних дел правового акта – приказа от 22 сентября 2006 г. № 750 «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России»? Обоснуйте ответ.
Условие: direct (нем.) – прямой, непосредственный; relativ (нем.) – относительный.
3. Решить контрольные тесты (прилагаются).
Контрольный тест к Теме 1.
1. К видам управления относятся:
а) механическое
б) технологическое
в) биологическое
г) социальное
2. Объект управления является:
а) подвластным субъектом
б) независимым субъектом
в) управляющим субъектом
г) субъектом административного права
3. Властными полномочиями наделены:
а) объект управления
б) субъект управления
в) субъект местного самоуправления
г) объект общественного самоуправления
4. К социальному управлению относятся:
а) управление производством предприятия
б) управление транспортным средством
в) местное самоуправление
г) общественное самоуправление
5. Виды функций управления:
а) общие
б) специальные
в) обеспечивающие
г) конкретные
6. Анализ управленческой ситуации это:
а) процесс управления
б) стадия процесса управления
в) управленческий цикл
г) вид управленческих связей
7. К специальным функциям управления относятся:
а) кадровая
б) финансово-плановая
в) контрразведывательная
г) контроль
8. Виды государственной власти:
а) представительная
б) общественная
в) исполнительная
г) судебная
9. Уровни государственной законодательной власти:
а) международный
б) федеральный
в) региональный
г) муниципальный
10. Уровни государственной исполнительной власти:
а) международный
б) федеральный
в) региональный
г) муниципальный
Тема 2. Административный процесс: понятие, признаки, принципы,
структура и содержание
1. Подготовить доклады на темы: «Процедуры административно-нормотворческого процесса».
2. Решить правовую задачу: В качестве юрисконсульта дайте мотивированный ответ на вопросы: в какой орган обратиться гражданину Украины Иванову И.И., проживающему в г. Киеве, по поводу приобретения гражданства Российской Федерации? в какой срок должно быть рассмотрено его обращение и принято по нему решение? На кого возложена обязанность принятия решения по данному обращению?
Условие: Гражданин Республики Украина, родившийся в 1970 г. в г. Курске, где в 1984 г. получал паспорт гражданина СССР, решил выйти из гражданства Украины и приобрести гражданство Российской Федерации. В 2004 г. выдворялся из Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством. В настоящее время он переехал в г. Курск и проживает на законных основаниях у своего брата.
3. Решить контрольные тесты (прилагаются).
Контрольный тест к Теме 2.
1. Административный процесс предназначен для реализации статуса:
а) федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления
б) органов государственной власти и местного самоуправления
в) статуса всех субъектов административного права
г) граждан и юридических лиц
2. Административно-юрисдикционный процесс предполагает:
а) досудебные процедуры
б) судебные процедуры
в) разрешение разногласий в системе органов исполнительной власти и судебной системе
г) досудебные и судебные процедуры
3. Административный процесс:
а) часть управленческой деятельности
б) часть исполнительно-распорядительной деятельности
в) часть юридического процесса
г) часть административно-юрисдикционного процесса
4. Неюрисдикционный характер имеют:
а) административно-юрисдикционный процесс
б) административное судопроизводство
в) административно-нормотворческий процесс
г) административно-правонаделительный процесс
5. Производство по обращениям граждан относится к:
а) административно-правонаделительному процессу
б) административному оперативно-распорядительному процессу
в) административно-юрисдикционному процессу
г) процессу административного судопроизводства
6. К административно-юрисдикционному процессу относится:
а) разрешительное производство
б) производство по жалобам
в) производство по принятию постановлений и распоряжений Правительством РФ
г) производство по применению мер административного предупреждения
7. В беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать во всех стадиях административного процесса в соответствии с имеющимся процессуальным статусом заключается следующий принцип административного процесса:
а) процессуального равенства
б) доступности
в) гласности
г) ответственности органов государственного управления
8. Принцип материальной истины заключается:
а) в реализации материальных административно-процессуалдьных норм в точном соответствии с административно-процессуальными нормами
б) в организации административного процесса таким образом, чтобы свести к минимуму затраты на его отправление
в) в отправлении административного процесса в возможно короткие сроки в точном соответствии с предписаниями закона
г) в том, чтобы решение, принятое в рамках административного процесса, основывалось на тщательном изучении всех условий и обстоятельств управленческого дела
9. Общими стадиями юридического дела являются:
а) возбуждение дела, анализ ситуации, принятие решения, исполнение решения
б) возбуждение дела, анализ ситуации, принятие решения, пересмотр дела, реализация принятого решения
в) анализ ситуации, принятие решения, исполнение решения
г) возбуждение дела, анализ ситуации, принятие решения, пересмотр решения, исполнение принятого решения, прекращение дела.
10. Какое из приведенных выражений имеет смысл:
а) административный процесс с административным правом юрисдикционны
б) административный процесс без административного права беспредметен
в) административное право без административного процесса беспредметно
г) административное право без административного процесса бессильно
Тема 3. Административно-процессуальные отношения и производства
1. Подготовить доклад на тему: «Предметы ведения и делегирование полномочий».
2. Решить правовую задачу: С какого из указанных сроков Организационный комитет созданной партии «Единая воля» наделяется административной дееспособностью? Укажите государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию партии. В течение какого срока осуществляется регистрация партии?
Условие: Партия «Единая воля» создана на учредительном съезде 1 октября 2007 г. Учреждение, осуществляющее регистрационную процедуру (Росрегистрация), в установленном порядке уведомлено о начале деятельности партии «Единая воля» 2 октября 2007 г. и оформило соответствующие документы о регистрации партии 5 октября 2007 г.
3. Решить контрольные тесты (прилагаются).
Контрольный тест к Теме 3.
1. Административно-процессуальные отношения являются разновидностью
а) юрисдикционных отношений
б) управленческих отношений
в) правовых отношений
г) правонаделительных отношений
2. Общественные отношения по рассмотрению жалобы приобретают административно-процессуальный характер, при условии:
а) участия в них Общественной палаты Российской Федерации
б) участия в них Президента РФ
в) участия в них юрисконсульта
г) участия в них исполняющего обязанности Президента РФ
3. К специфическим признакам административного процесса относится
а) рассмотрение дел, не относящихся к кругу полномочий управленческих органов и их должностных лиц
б) рассмотрение дел, относящихся к кругу полномочий исполняющего обязанности начальника ОМ № 1 УВД г. Курска
в) рассмотрение дел, относящихся к кругу полномочий участкового инспектора, должность которого вакантна
г) рассмотрение дел, относящихся к кругу полномочий управленческих органов и их должностных лиц
4. В качестве инициаторов административно-процессуальных отношений могут выступать
а) граждане РФ и юридические лица
б) граждане РФ и их представители, а также юридические лица и их представители
в) представители граждан и юридических лиц
г) управленческие органы и их должностные лица
5. В административно-процессуальных отношения не могут участвовать
а) коллегиальные органы
б) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
в) административные комиссии
г) недееспособные граждане
6. Административные процедуры не применяются для регулирования отношений в следующих сферах государственной и общественной жизни
а) экологической
б) политической
в) технологической
г) политической
7. Административно-процессуальные отношения могут являться результатом действия
а) административно-правовых норм
б) административно-процессуальных норм
в) норм семейного права
г) норм римского права
8. Отличительной чертой административно-процессуальных отношений является то, что они носят исключительно
а) исполнительный характер
б) распорядительный характер
в) управленчески-организационный характер
г) вариативный характер
9. В административно-процессуальных отношениях реализуют свои полномочия
а) органы государственного управления и их должностные лица
б) органы местного самоуправления и их должностные лица
в) органы общественного самоуправления и их должностные лица
г) органы саморегулируемых организаций
10. К признакам, позволяющим представить видовую классификацию административно-процессуальных отношений относятся
а) объекты административно-процессуальных отношений
б) субъекты административно-процессуальных отношений
в) содержание административно-процессуальных отношений
г) направленность административно-процессуальных норм
Тема 4. Субъекты административно-процессуальных отношений
1. Подготовить доклад на тему: «Субъекты административного процесса, наделенные правом возбуждать управленческое дело».
2. Решить правовую задачу: Военнослужащий сержант Павлов А.Г. решением Президента РФ награжден знаком особого отличия – медалью «Золотая звезда» с присвоением звания Героя Российской Федерации. Кто имеет право вручить награду? В какой срок должны быть вручены награжденному государственная награда и документы к ней?
Условие: Сержант Павлов А.Г. после тяжелого ранения находится на излечении в военном госпитале (в/ч 2456).
Президент РФ лично не может вручить награду по состоянию здоровья.
3. Решить контрольные тесты (прилагаются).
Контрольный тест к теме 4.
1. Дайте определение субъектов административного процесса:
а) лица, наделенные правом возбуждать и рассматривать управленческое дело
б) лица, участвующие в управленческом процессе, обладающие административно-процессуальной правосубъектностью
в) лица, участвующие в деле об административном правонарушении и наделенные правами законного или уполномоченного представителя
г) лица, участвующие в управленческом процессе и содействующие отправлению административного процесса
2. Административно-процессуальные нормы
а) дополняют правовой статус субъекта права
б) определяют правовой статус субъекта права
в) отменяют действие материальных норм права, определяющих правовой статус субъекта права
г) приостанавливают действие материальных норм права, определяющих правовой статус субъекта права на период участия в управленческом процессе
3. Административно-процессуальная правосубъектность включает:
а) административную правоспособность, административную дееспособность, административную деликтоспособность
б) субъекта административного процесса, административно-процессуальные права и обязанности субъекта административного процесса
в) субъекта административного процесса, административно-процессуальные права и обязанности субъекта административного процесса, признаваемую законом способность субъекта административного процесса нести юридическую ответственность.
г) административно-процессуальную правоспособность, административно-процессуальную дееспособность, административно-процессуальную деликтоспособность
4. Содержание административно-процессуального статуса
а) административную правоспособность, административную дееспособность, административную деликтоспособность
б) административно-процессуальную правоспособность, административно-процессуальную дееспособность, административно-процессуальную деликтоспособность
в) административно-процессуальная правосубъектность, административно-процессуальные права и обязанности, гарантии административно-процессуальных прав и обязанностей, юридическая ответственность
г) субъекта административного процесса, административно-процессуальные права и обязанности субъекта административного процесса, признаваемую законом способность субъекта административного процесса нести юридическую ответственность.
5. Технические ошибки в записях, допущенные при государственной регистрации прав, исправляются по решению государственного регистратора после обнаружения ошибки или получения от любого заинтересованного лица в письменной форме заявления об ошибке в записях
а) немедленно
б) в течение рабочего дня
в) в трехдневный срок
г) в течение 30 дней
6. Круг участников административного процесса включает
а) административно-распорядительные органы Российской Федерации и субъектов РФ, их должностных лиц, а также предприятия, учреждения и организации
б) органы законодательной, исполнительной и судебной власти, их должностных лиц, а также юридических и физических лиц
в) федеральные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица, государственные и муниципальные служащие и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица
г) Президента РФ и его администрацию, органы законодательной, исполнительной и судебной власти местного уровня, их должностных лиц, предприятия, учреждения и организации, граждан РФ.
7. К лицам, содействующим отправлению административного процесса относятся
а) банки
б) регистрирующие и лицензирующие органы
в) понятые, свидетели, переводчики, специалисты
г) нотариусы
8. К сторонам административного процесса относятся
а) субъекты управления, объекты управления
б) законный или уполномоченный представитель
в) лицо, привлекаемое к административной или дисциплинарной ответственности
г) субъект, уполномоченный рассматривать и разрешать управленческое дело
9. Милиция в Российской Федерации
а) субъект уголовного процесса
б) субъект административного процесса
в) субъект оперативно-розыскного процесса
г) субъект налогового процесса
10. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности
а) аудитор
б) лицензиат
в) соискатель лицензии
г) лицензирующий орган
Тема 5. Административно-процессуальные нормы
1. Подготовить доклад на тему: «Административно-процессуальные сроки КоАП РФ».
2. Решить теоретико-правовую задачу: Классифицируйте данную норму Федерального закона от 2.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» по юридическому содержанию, выражающему метод административно-правового регулирования
Условие: Статья 5. Права гражданина при рассмотрении обращения
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:
4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Решить контрольные тесты (прилагаются).
Контрольный тест к Теме 5.
1. Административный процесс как вид юридического процесса представляет собой
а) предмет управленческой деятельности, юридически оформленный в административно-процессуальных нормах
б) форму упорядочения управленческой деятельности и правовых актов органов исполнительной власти
в) форму упорядочения исполнительно-распорядительной деятельности и правовых актов органов исполнительной власти
г) правовые акты органов исполнительной власти, устанавливающие порядок осуществления управленческих процедур
2. Выберите верные утверждения
а) без административного права административный процесс беспредметен
б) административный процесс без административного права функционален.
в) административный процесс без административного права неправосубъектен.
г) административное право без административного процесса бессильно.
3. Административно-процессуальные отношения являются
а) административно-правовыми отношениями
б) производными от материальных административно-правовых отношений
в) управленческими отношениями
г) первичными в сравнении с материальными административно-правовыми отношениями
4. Характерные черты дминистративно-процессульных отношений
а) ограничивают административный произвол
б) защищают права и законные интересы субъекта управления
в) основаны на административно-процессуальных нормах
г) оказывают деструктивное влияние на общественные отношения
5. Административно-процессуальная норма определяет
а) порядок и условия применения мер административного принуждения
б) основания, порядок и условия реализации материальной нормы административного права
в) основания, сроки и процедуру оформления разрешений на ведение определенного вида деятельности
г) порядок реализации общественных инициатив
6. Нарушение лицом административно-процессуальных норм
а) не влечет привлечение лица к юридической ответственности
б) влечет ответственность только лиц, обладающих иммунитетом
в) влечет юридическую ответственность должностных лиц
г) влечет привлечение виновного лица к юридической ответственности
7. Административно-процессуальные нормы бывают
а) общими и отраслевыми
б) обязывающие, уполномачивающие и запрещающие
в) федерального, регионального, местного, ведомственного действия
г) упрощенными, коллизионными и смешанными
8. Практическое претворение предписаний административно-процессуальной нормы в правомерное поведение участников управленческих отношений
а) форма реализации административно-процессуальной нормы
б) реализация административно-процессуальной нормы
в) соблюдение административно-процессуальной нормы
г) применение административно-процессуальной нормы
9. Административно-процессуальная норма включает следующие элементы
а) гипотезу
б) гипотезу и диспозицию
в) гипотезу, диспозицию и санкцию
г) диспозицию
10. Административно-процессуальные нормы во времени
а) не ограничены определенными сроками действия
б) действуют до их официального изменения либо до отмены
в) могут иметь определенные сроки действия
г) ограничены сроками, установленными самими административно-процессуальными нормами
Тема 6. Система и источники административно-процессуального права
1. Подготовить доклад на тему: «Административно-процессуальные нормы в федеральных законах».
2. Решить правовую задачу: Содержит ли административно-процессуальные нормы Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»? При положительном ответе приведите пример.
Тема 7. Конституционные основы административного процесса
1. Подготовить доклад на тему: «Реализация конституционных норм в процессуальных нормах законодательства об административных правонарушениях».
2. Решить логически-правовую задачу: Распространяется ли положение пункта «к» статьи 72 Конституции РФ в части касающейся административно-процессуального законодательства на Эвенкийский автономный округ, муниципальное образование, г. Курск, Курскую область, г. Санкт-Петербург?
3. Решить контрольные тесты к темам 6 и 7 (прилагаются).
Контрольный тест к темам 6 и 7.
1. Правовой институт административно-правовых форм процессуальной деятельности
а) относится к общей части административного процесса
б) относится к особенной части административного процесса
в) относится как к общей, так и к особенной частям административного процесса
г) не относится к правовым институтам административного процесса
2. Административно-процессуальные нормы
а) взаимодействует с нормами различных отраслей материального права
б) взаимодействует только с нормами отраслей процессуального права
в) обеспечивают взаимодействие норм процессуальных отраслей права
г) взаимодействует с иными социальными нормами, регулирующими общественными отношения
3. Административно-процессуальные нормы
а) составляют подотрасль административного права
б) в совокупности обладают всеми необходимыми признаками отрасли права
в) образуют отрасль процессуального права
г) в совокупности образуют правовой институт административного процесса
4. Административно-процессуальные отношения урегулированы
а) нормами Конституции РФ, конституций субъектов РФ, уставов субъектов РФ и их муниципальных образований
б) Административно-процессуальным кодексом РФ
в) Кодексом РФ об административных правонарушениях и законами субъектов РФ об административных правонарушениях в соответствии с положениями Конституции РФ
г) законодательными и подзаконными нормативными актами федерального уровня, законами субъектов РФ и подзаконными нормативными актами регионального уровня
5. Действующие кодифицированные законодательные акты, относящимеся к административно-процессуальному законодательству
а) Арбитражно-процессуальный кодекс
б) Административно-процессуальный кодекс
в) Гражданский процессуальный кодекс
г) Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации
6. Административно-процессуальное законодательство находится
а) в ведении Российской Федерации
б) в совместном ведении РФ и субъектов РФ
в) в совместном ведении РФ, субъектов РФ и муниципалитетов
г) в совместном ведении субъектов РФ и муниципалитетов
7. Конституция РФ содержит положения, прямо устанавливающие процессуальные сроки в
а) пункте 2 статьи 2
б) пункте 2 статьи 17
в) пункте 2 статьи 22
г) пункте 1 статьи 72
8. Пункт 2 ст. 26 Конституции РФ определяет следующий принцип административного процесса
а) законности
б) материальной истины
в) национального языка
г) ответственности органов государственного управления
9. Оформлены кодифицированными законодательными актами
а) административное судопроизводство
б) гражданское судопроизводство
в) конституционное судопроизводство
г) уголовное судопроизводство
10. Категория «административно-процессуальное законодательство»
а) является понятием конституционного права
б) является понятием теории конституционного права
в) является понятием теории административного права
г) является понятием теории административно-процессуального права
Тема 8. Зарубежное законодательство об административном процессе и
международные административно-правовые процедуры
1. Подготовить доклад на тему: «Развитие административного процесса в зарубежных странах».
2. Решить логически-правовую задачу: Сформулируйте определения таких видов обращений граждан как отклик и запрос, предусмотренных законодательством Республики Казахстан. Какие виды обращений установлены в Российской Федерации? Предложите вид обращения граждан, который бы отвечал принципу непосредственного осуществления своей власти народом, выраженному в п. 2 ст. 3 Конституции РФ, и обоснуйте свое предложение.
Условие: Пункт 2 ст. 3 Конституции РФ определяет, что «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».
Тема 9. Основные направления повышения эффективности
административного процесса
1. Подготовить доклад на тему: «О понятии «эффективность» в административно-процессуальной деятельности».
Тема 10. Административно-правотворческая деятельность
1. Подготовить доклад на тему: «Правотворчество в Министерстве обороны Российской Федерации».
2. Решить правовую задачу: В Правительство РФ 20.12.2008 г. поступил на согласование проект акта Президента РФ, затрагивающего вопросы, отнесенные к полномочиям Правительства, согласованный в установленном порядке с заинтересованным федеральным органом исполнительной власти, с поручением Президента РФ относительно проекта.
В какой срок Правительство РФ должно рассмотреть проект? В роли руководителя департамента Правительства РФ, ответственного за подготовку материалов для включения данного вопроса в повестку заседания Правительства, и установившего невозможность подготовки материалов к определенному сроку, примите решение о дальнейших действиях.
Условие: рассмотрение проекта акта Президента РФ в установленные сроки невозможно по объективным причинам.
3. Решить контрольный тест к Теме 10.
Контрольный тест к Теме 10.
1. Направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы норм, регулирующих сложившиеся в обществе отношения
а) правовая система
б) система законодательства
в) правопонимание
г) правотворчество
2. Субъекты административного правотворчества являются
а) объектами административно-правотворческой деятельности
б) объектами административного права
в) субъектами административного права
г) субъектами административного процесса
3. В соответствии с ч. 1 ст. 76 Конституции РФ
а) По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
б) По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.
в) Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.
г) Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом
4. Указы и распоряжения издает
а) Депутат Государственной думы Федерального собрания РФ
б) Председатель Государственной думы Федерального собрания РФ и Председатель Совета Федерации Федерального собрания РФ
в) Президент РФ
г) Губернатор Курской области
5. Постановления по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией Российской Федерации принимают
а) Председатель Государственной думы Федерального собрания РФ и Председатель Совета Федерации Федерального собрания РФ
б) Совет Федерации и Государственная дума
в) Депутаты Государственной думы Федерального собрания РФ
г) Президент РФ и Председатель Правительства РФ
6. Издает постановления и распоряжения
а) Правительство РФ
б) Председатель Правительства РФ
в) Президент республики в составе РФ
г) Губернатор Курской области
7. Поправки в федеральный закон принимаются
а) Постановлением Государственной думы Федерального собрания РФ
б) совместным постановлением Государственной думы и Совета Федерации
в) Указом Президента РФ
г) федеральным законом
8. Регламент Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации имеет статус
а) законодательного акта
б) акта высшей юридической силы
в) подзаконного акта
г) акта народной воли
9. Субъектами законодательной инициативы в соответствии с Конституцией РФ являются
а) любое физическое лицо, являющееся гражданином РФ или юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке на территории РФ
б) Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а по вопросам их ведения – Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ
в) руководитель Аппарата Президента РФ, руководитель Аппарата Правительства РФ, Секретарь Совета безопасности РФ, Генеральный прокурор РФ, Председатель Счетной палаты РФ, Председатель Центрального банка РФ
г) многонациональный народ как носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ
10. Правотворчество – это
а) специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм
б) деятельность компетентных субъектов, направленная на издание и совершенствование нормативных актов
в) форма осуществления функций государства, состоящая в установлении, изменении или отмене правовых норм
г) организационно оформленная деятельность государства по возведению закона государственной воли путем выявления потребностей в нормативно-правовом регулировании общественных отношений и создания в соответствии с потребностями новых правовых норм, замена и отмена действующих
Тема 11. Административно-правонаделительный процесс
1. Подготовить доклад на тему: «Учредительное производство».
2. Решить правовую задачу: Регистратор налогового органа получил для рассмотрения пакет документов в конверте с пометкой «РЕГИСТРАЦИЯ», в котором находились следующие документы:
заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности от гр-на Б. по форме № Р 26001 с засвидетельствованной в нотариальном порядке подписью;
квитанция об уплате государственной пошлины;
копия Страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, заверенная в нотариальном порядке.
В роли регистратора примите решение и укажите, какие действия он должен предпринять?
3. Решить контрольный тест к Теме 11.
Контрольный тест к Теме 11.
1. Главная особенность любого из производств административно-правонаделительного процесса состоит в том, что
а) оно состоит из процедур
б) его участники являются субъектами административного права
в) деятельность лиц, осуществляющих его строго регламентирована
г) его предметом выступает индивидуальное административное дело бесспорного характера
2. Предметом правовой оценки административно-процедурного производства чаще всего выступают
а) действия заявителей
б) различные документы
в) действия уполномоченного органа или должностного лица
г) права и обязанности заявителя
3. Рассмотрение обращений граждан осуществляется
а) бесплатно
б) на платной основе с внесением 100 рублей в кассу учреждения
в) после предъявления документа, подтверждающего уплату государственной пошлины
г) за взятку
4. Срок рассмотрения письменного обращения граждан, при условии, что оно не пересылается, а также при отсутствии исключительных случаев, составляет
а) 10 дней со дня регистрации
б) 15 дней со дня регистрации
в) 30 дней со дня регистрации
г) не более 33 дней со дня получения корреспонденции
5. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;
а) лицензирующий орган
б) соискатель лицензии
в) лицензиат
г) реестр лицензий
6. Размер платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества (за исключением информации о зарегистрированных правах на предприятие как имущественный комплекс), а также за выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок (за исключением сделок с предприятием как имущественным комплексом), совершенных в простой письменной форме,
а) не установлен, т.к. информация предоставляется бесплатно
б) составляет 100 рублей
в) составляет для физических лиц – 100 рублей, для юридических лиц – 300 рублей
г) устанавливается в разделе «Государственная пошлина» ч. 2 Налогового кодекса РФ
7. Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется
а) в сроки, предусмотренные статьей 8 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
б) в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган
в) в течение 30 дней со дня представления документов в регистрирующий орган
г) в течение одного месяца со дня государственной регистрации
8. Лицензия на право нотариальной деятельности выдается
а) Управлением внутренних дел субъекта РФ по согласованию с Федеральной нотариальной палатой
б) территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата
в) территориальным органом Федеральной регистрационной службы РФ
г) Министерством юстиции России
9. В соответствии с ч. 7 ст. 15 «Информационное обеспечение приватизации государственного и муниципального имущества» Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О приватизации государственного и муниципального имущества» информация о наименовании имущества и иных позволяющих его индивидуализировать сведениях (характеристиках имущества), цене сделки приватизации и имени (наименовании) покупателя
а) подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации
б) не подлежит опубликованию в средствах массовой информации и предоставляется исключительно участникам приватизационной процедуры
в) подлежит опубликованию в средствах массовой информации с согласия приобретателя
г) не подлежит опубликованию в средствах массовой информации и предоставляется заитересованным лицам после предъявления документа об уплате государственной пошлины
10. Проверка наличия предусмотренных Федеральным законом оснований для временного ограничения права гражданина РФ на выезд из Российской Федерации предусматривает обращение уполномоченных государственных органов в
а) Управление регистрации и архивных фондов ФСБ России
б) подразделения регистрации и архивных фондов Департамента военной контрразведки ФСБ России
в) подразделения регистрации и архивных фондов территориальных органов безопасности
г) подразделения регистрации и архивных фондов органов безопасности в войсках
Тема 12. Административный контроль и надзор: цели, сущность и процедуры
1. Подготовить доклад на тему: «Отличительные особенности административного контроля и административного надзора».
2. Решить правовую задачу: При проверке индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, осуществляющего пассажирские перевозки по внутриобластным маршрутам Курской области, государственный инспектор г. Курска по пожарному надзору в акте проверки соблюдения требований пожарной безопасности, составленном по результатам проверки объекта пожарного надзора сделал запись об отсутствии у проверяемого Журнала учета мероприятий по контролю. Проверяемый отказался удостоверить подписью ознакомление с актом проверки и получать его, выразив намерение обжаловать действия проверяющего.
Предусмотрено ли ведение данного документа субъектами предпринимательской деятельности? Правомерны ли эти действия проверяющего? Правомерны ли действия проверяемого?
3. Решить контрольный тест к Теме 12.
Контрольный тест к Теме 12.
1. В юриспруденции контроль рассматривается как
а) самостоятельная функция государственного управления
б) стадия иных функций государственного управления
в) форма обратной связи между субъектами и объектами государственного управления
г) средство (способ) обеспечения законности в государственном управлении
2. В юриспруденции надзор рассматривается как:
а) разновидность контроля
б) одна из форм деятельности государственных органов по обеспечению законности
в) форма обратной связи между субъектами и объектами надзора
г) средство (способ) обеспечения законности в государственном управлении
3. Задачей контроля является:
а) выявление правонарушений в действиях должностных лиц
б) составление акта проверки
в) обеспечение выполнения управленческого решения
г) привлечение к юридической ответственности должностного лица, действия которого проверяются
4. Задача административного надзора:
а) составление акта проверки
б) охрана общественных отношений в сфере надзора
в) обеспечение выполнения управленческого решения
г) предупреждение и пресечение их нарушений в случаях неправомерных действий должностных лиц и граждан.
5. Главный элемент надзорного процесса, представляющий собой системное образование, комплекс взаимосвязанных процессуальных действий:
а) процессуальное действие как первичный элемент юридического процесса
б) процедура надзорно-процессуального производства
в) надзорно-процессуальное производство
г) совокупность трех взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов: надзорно-процессуальные правоотношения, надзорно-процессуальное доказывание и надзорно-процессуальные акты-документы.
6. Устранение выявленного в результате надзорной проверки правонарушения и его последствий является:
а) обязанностью субъекта надзора
б) обязанностью судебных органов
в) обязанностью должностных лиц Федеральной службы судебных приставов
г) обязанностью проверяемых органов и лиц
7. В соответствии с п. а) ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся
а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов
б) соблюдение Конституции Российской Федерации и федеральных законов
в) контроль за соблюдением Конституции Российской Федерации и федеральных законов
г) прокурорский надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и федеральных законов
8. В соответствии с ч. 5 ст. 101 Конституции РФ Счетная палата РФ осуществляет
а) бюджетный надзор
б) бюджетный контроль
в) надзор за исполнением федерального бюджета
г) контроль за исполнением федерального бюджета
9. Контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета осуществляет
а) Федеральная налоговая служба
б) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
в) Счетная палата РФ
г) Министерство государственного контроля РФ
10. Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам
а) субъекты контроля, рассматривающие дело об административном правонарушении
б) субъекты надзора, рассматривающие дело об административном правонарушении
в) судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении
г) судья, орган, должностное лицо, совершившие административное правонарушение
Тема 13. Административно-исполнительное производство
1. «Подготовить доклад на тему: «Полномочия старшего судебного пристава-исполнителя».
2. Решить логически-правовую задачу: Студент А. подготовил и сдал руководителю дипломного проекта на проверку выпускную квалификационную работу на тему «Современное исполнительное производство», выполненную на основе Федерального закона от 21.07.1997 г. № 119-ФЗ (ред. от 26.06.2007 г.) «Об исполнительном производстве» и Федерального закона от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ (ред. от 3.03.2007 г.) «О судебных приставах».
В качестве старшего преподавателя кафедры «Административное и финансовое право» подготовьте предварительный отзыв и рекомендации.
3. Решить контрольный тест к Теме 13.
Контрольный тест к Теме 13.
1. В порядке исполнительного производства исполняются юрисдикционные решения
а) судов общей юрисдикции и арбитражных судов
б) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти
в) комиссий по трудовым спорам
г) аттестационных комиссий
2. Основным и обязательным субъектом исполнительных отношений является
а) судья
б) судебный пристав, выполняющий охранные функции
в) судебный пристав-исполнитель
г) прокурор
3. Исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте непосредственно взыскателем может быть направлен
а) в суд
б) в банк или иную кредитную организацию
в) в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
г) прокурору
4. Исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются:
а) исполнительные листы, судебные приказы, судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях
б) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии и постановления судебного пристава-исполнителя
в) нормативные правовые акты других органов, в случаях, предусмотренных федеральным законом
г) удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам и акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств
5. Судебные приказы могут быть предъявлены к исполнению в течение
а) одного месяца со дня их выдачи
б) трех месяцев со дня их выдачи
в) одного года со дня их выдачи
г) трех лет со дня их выдачи
6. Основной срок для исполнения содержащихся в исполнительном документе требований
а) один месяц со дня возбуждения исполнительного производства
б) два месяца со дня возбуждения исполнительного производства
в) шесть месяцев со дня возбуждения исполнительного производства
г) один год со дня возбуждения исполнительного производства
7. Сторонами исполнительного производства являются
а) взыскатель и должник
б) суд и судебный пристав-исполнитель
в) должник и судебный пристав-исполнитель
г) взыскатель и суд
8. Вопрос об отводе переводчика, понятого или специалиста решается
а) судьей
б) старшим судебным приставом-исполнителем
в) судебным приставом-исполнителем
г) взыскателем
9. Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление.
а) на Федеральную службу судебных приставов
б) на судью, орган, должностное лицо, возбудивших производство по делу об административном правонарушении
в) на судебного пристава-исполнителя
г) на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление
10. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц, является
а) Министерство внутренних дел РФ
б) Министерство юстиции РФ
в) Министерство исполнения наказаний РФ
г) Федеральная служба исполнения наказаний РФ
Тема 14. Административно-юрисдикционный процесс
1. Подготовить доклад на тему: «Особенности статуса административно-наказанного лица».
2. Решить логически-правовую задачу: Может ли субъект административно-правовых отношений, не наделенный властными полномочиями, повлиять на определение подведомственности дела, подлежащего рассмотрению в административно-юрисдикционном органе в случае ее альтернативности?
Условие: подведомственность – 1) круг споров о праве и иных материально-правовых вопросов индивидуального значения, разрешение которых отнесено к ведению тех или иных органов государства, местного самоуправления, общественности либо органов смешанного характера, а также международных органов и соответствующих должностных лиц; 2) межотраслевой институт права, выполняющий функции распределительного механизма юридических дел между органами власти; 3) нормативное закрепление объектов властных полномочий.
3. Решить контрольный тест к Теме 14.
Контрольный тест к Теме 14.
1. Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются
а) установление всех обстоятельств дела об административном правонарушении, связанных с процедурой его реализации
б) всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений
в) выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения и направления предписания об их устранении лицу, которое ответственно за обеспечение надлежащих условий исполнения законности в данной сфере правоотношений
г) вынесение в соответствии с законом мотивированного решения по делу об административном правонарушении и обеспечение исполнения вынесенного постановления
2. Любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела – это
а) сбор и оценка доказательств
б) презумпция невиновности
в) доказательства по делу
г) компетенция лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении
3. Протокол составляется
а) во всех случаях выявления административных правонарушений
б) только в случаях, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения
в) во всех случаях, кроме возбуждения дела об административном правонарушении прокурором и незначительности совершенного противоправного деяния
г) при возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 7.24, 12.35, 12.36, 13.11, 13






