Введение

С. Ю. Бенилова

ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

К КОМПЛЕКСНОМУ ЛЕЧЕНИЮ

НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

И ПОДРОСТКОВ

С ПОСЛЕДСТВИЯМИ

ОРГАНИЧЕСКОГО ПОРАЖЕНИЯ

ЦЕНТРАЛЬНОЙ

НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

«УТВЕРЖДАЮ»

Председатель Секции по педиатрии

Ученого совета МЗ РФ

профессор

Балева Л.С.

Протокол № 2

от 18 октября 1999 г.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЦЕНТР ПАТОЛОГИИ РЕЧИ И НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ КОМИТЕТА

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА г. МОСКВЫ

С. Ю. Бенилова

ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

К КОМПЛЕКСНОМУ ЛЕЧЕНИЮ НАРУШЕНИЙ

РЕЧИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ОРГАНИЧЕСКОГО

ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ

СИСТЕМЫ

Пособие для врачей

Москва

ББК 56.14

Б 46

Рекомендовано Секцией по психиатрии Ученого совета Минздрава

России, протокол № 2 от 23 июня 1999 года

Рецензенты:

Музыченко А.П. – докт. мед. наук, профессор Московского НИИпсихиатрии МЗ РФ;

Белякова Л.И. – докт. мед. наук, профессор, зав. кафедрой логопедии МПГУ;

Чиркова О.Ю. – канд. мед. наук, сотрудник Комплекса социальной помощи детям и подросткам МКО.

Бенилова С.Ю.

Б46 Патогенетические подходы к комплексному лечению нарушений речи у детей и подростков с последствиями органического поражения центральной нервной системы: Пособие для врачей. – М.: Книголюб, 2005. – 32 с.

ISBN 5-93927-040-9

Пособие посвящено актуальной проблеме комплексного подхода в коррекции тяжелых речевых расстройств у детей и подростков: алалии, задержки темпов речевого и интеллектуального развития, специфических расстройств развития школьных навыков. Изложены основные вопросы этиологии и патогенеза. Отражены проблемы патологии речи в рамках нервно-психических заболеваний у детей и подростков. Предложен метод комплексной фармакотерапии, основанной на необходимости воздействия на взаимосвязанные патогенетические звенья одновременно, что значительно повышает эффективность лечения. Показана необходимость проведения психотерапевтических мероприятий.

Предназначено для детских психиатров, неврологов, врачей логопедических детских садов, речевых и вспомогательных школ.

ББК 56.14

Организация-разработчик: Центр патологии речи и нейрореабилитации (Главный врач – Фукалов Ю.А.)

ISBN 5–93927–040–9

ã Центр патологии речи и нейрореабилитации, 2003

ã Бенилова С.Ю., 2002

ã Оформление. ООО Издательство «Книголюб», 2003

ВВЕДЕНИЕ

Психическое здоровье детей определяет здоровье нации в будущем. При наличии тенденции к снижению рождаемости, росту социальных проблем, общему ослаблению физического здоровья населения – эта проблема становится одной из приоритетных [23].

Последние годы отмечается рост заболеваемости по всем группам нервно-психических расстройств. По данным Госкомстата России заболеваемость в 1989 г. на 100 тыс. населения составляла 269,2; в 1992 – 287,5; в 1993 – 315,5; в 1994 – 326,9. При этом у 72,6% заболевших в 1994 г. наблюдались непсихотические расстройства, у 11,3% – умственная отсталость [2]. По данным В.Г. Косенко [13] количество психически больных подростков за 1991–1996 гг. увеличилось на 7,74%, детей с психической патологией – на 4,93%. Наиболее отчетливо выглядит рост лиц с умственной отсталостью – 19,1%; почти в 2 раза увеличилось количество детей, обучающихся во вспомогательной школе.

Обращаемость детей и подростков с нарушениями речи в детское отделение ЦПРиН в 1993–1995 гг. увеличилась на 58,9%. Кроме того, выявляется четкая тенденция к увеличению числа больных детей с резидуально-органическими поражениями центральной нервной системы (ЦНС). Ведущими причинами являются [25]:

▼ патология беременности и родов – 67%;

▼ интоксикации (алкоголизм, наркомания и другие заболевания родителей) – 8%;

▼ заболевания ребенка первого года жизни;

▼ ухудшение экологической обстановки.

Установлена роль генетических факторов. Имеется непосредственная связь между временем патогенного воздействия на развивающийся организм и клиническими проявлениями; чем раньше в эмбриогенезе повреждается мозг плода, тем более выражены последствия. Важно иметь в виду, что интранатальные воздействия и травматические факторы в родах чаще поражают нервную систему аномально развивающегося плода. В этих случаях вредоносные факторы родового периода накладываются на дизэмбриогенез. Характерные для нормальной родовой деятельности ситуации оказываются превышающими адаптационные возможности аномально развивающегося плода [3].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: