Показатель взаимодействия связан с понятием отношений поставщик/ потребитель, как внешних, так и внутренних для предприятия. Обычно формализуются внешние связи поставщик/потребитель, в частности, заказами или договорами, чего не происходит с внутренними связями.
Цель этого показателя, представленного в языке Калиграмм, - привлечь внимание предприятия к понятию внутренних отношений поставщик/потребитель. В параграфе 3.3., касающемся информационных потоков, мы уже отмечали, и хотелось бы еще раз подчеркнуть тот факт, что установление взаимных прав и обязанностей между различными сотрудниками предприятия вполне возможно.
Настаивая на отсутствии формализации внутренних отношений поставщик/потребитель, мы сознательно провоцируем читателя, т.к., с одной
66 Графическое написание Калиграмм 67
стороны, de facto эти отношения существуют, иначе предприятие не могло бы функционировать, с другой - они не нуждаются в обязательном порядке в формализации.
Чтобы наглядно обозначить связь показателя с отношениями поставщик/потребитель, мы используем особый графический символ. Этот символ, который мы называем «Договором», обозначает, что одна сторона договора обязательно должна быть предоставлена в распоряжение другой стороны с соответствующей информацией и на заранее обговоренных условиях. Такой договор не является изобретением языка Калиграмм, т.к. некоторые предприятия уже используют это понятие под разными названиями (договор об услугах, реляционный чарт...).
Договор может являться предметом карточки показателя (см. схему 4.4.), но обычно он выражается в текстовой форме, где уточняется:
- характер поставки,
- критерии соответствия требованиям,
- сроки предоставления в пользование,
- форма или носитель информации, относящийся к сопроводительному
документу.
В четвертой главе в общем виде было показано, как понять и изобразить различные ситуации, которые могут быть описаны с помощью языка Калиграмм. В следующих трех главах мы конкретно изучаем, как описать процесс предприятия, организационную процедуру и рабочую инструкцию.






