С начала работы мы поднимаем вопрос о необходимости графического мышления для графического языка. Для этого мы настаиваем на том факте, что текстовое мышление - это перевод линейного расчленения действительности, который не является системным. Это может повлечь за собой противоречия и отсутствие последовательности во время описания процессов. Рискуя разочаровать всех сторонников этого типа описания, мы покажем опасности, связанные с линейным подходом к процессу, и, в частности, что такое линейное описание может привести к искажению и даже потерям рынка.
Директор пивоваренного завода в Лотарингии господин Брасёр, друг господина Карто, решил описать основные процессы на своем предприятии, следуя принципам, достигнутым начиная с формализации и до анализа процессов. Он выбрал процесс «Закупка новых бочек».
Вот краткое содержание его заметок, которые он сделал во время интервью с разными заинтересованными людьми.
Управляющий отделом упаковки в службе закупок каждую неделю проверяет состояние запаса многоразовой упаковочной тары. Он составляет закупочный заказ, чтобы заменить испорченные бочки, забракованные в течение предыдущей недели. Закупщик, специализирующийся на связях с поставщиками многоразовых упаковок, обращается к нескольким поставщикам, которых он знает.
Когда он получает все предложения в ответ на свой запрос, он составляет отчет и отдает его начальнику отдела закупок.
Тот принимает решение и выбирает поставщика.
Тогда закупщик готовит заказ, отдает его на подпись директору отдела закупок и отправляет копию в управление отделом упаковки.
Он ждет подтверждение своего заказа поставщиком и классифицирует его, ожидая получение заказанных бочек.
Изображение этого процесса с использованием трансверсальной модели языка Калиграмм представлено на схеме 5.8.
Господин Брасёр сообщает процесс закупки заинтересованным лицам. Спустя 6 месяцев после внедрения, он констатирует снижение продажи пива.
Заметив, что рынок из-за сильной летней жары в этом году прогрессировал более чем на 20%, он немедленно созывает основные кадры своего предприятия. Причины, на которые те ссылаются, касаются, кроме всего, и медлительности процесса закупки новых бочек. Действительно, следуя процедуре, средний срок между заказом на закупку и получением бочек около 8 недель, что вызывает задержку, на которую кафе и рестораны не могут согласиться в разгар сезона. Следовательно, они все больше и больше заказывают пиво у конкурентов.
Если бы господин Брасёр использовал глобальный нелинейный подход, он сначала бы посмотрел в своих записях основные виды деятельности, которые позволяют реализовать цель: «закупать новые бочки». Таким образом, он бы определил такие виды деятельности, как анализ запасов, выбор поставщика, заказ.
88 Описание процесса (Уровень I) 89