Классификация. В психолингвистике распространены в целом методики, связанные с построением разного рода классификаций

В психолингвистике распространены в целом методики, связанные с построением разного рода классификаций. Результаты этих экспериментов показывают когнитивные процессы: как человек выделяет признаки, обобщает их, формируя определённые группы, классы. Ещё в конце 60-х годов XX в. Дж. Миллер выдвинул гипотезу о том, что формы классификации материала соответствуют внутренним семантическим связям этого материала и, следовательно, структура этих связей может быть выражена в самой процедуре классификации.

Испытуемым предлагают классифицировать — разбить на группы — материал (например, несколько слов). Причём ни количество групп,

Ц которые может образовать испытуемый, ни количество слов в каждой группе не ограничиваются. Результаты эксперимента отражаются в матрице, где учтены все объединения. Понятно, что некоторые слова объединяются между собой испытуемыми чаще, чем другие. Количе-

1 ство отнесений разных слов в один класс служит мерой семантического

| сходства каждой пары объектов.

На основе таких изменений производится процедура так называемого кластер-анализа, когда объекты объединяются в последовательные

I группы. Вначале объединяются слова, которые семантически ближе147


всего друг к другу, затем эти пары вновь объединяются — с теми парами, что стоят ближе к ним, и т.д. Появляются ряды кластеров, организующие материал на разных уровнях семантической близости.

чемодан                  
ящик            
         
шкаф       (55)      
         
сундук                  
         
           
погреб          
               
                   
машина                
движение     (56)          
                   
самолёт    
       
   
парусник  
       
   
носилки  
           
       
   
манекен      
чучело        
скелет     (57)    
       
   
       
тело                  
         
           
туша              
         

средства транспортировки (56), тело и его модели (57). Фрагмент дерева классификации представлен на схеме.

При большом количестве испытуемых и большом наборе слов кластер-анализ позволяет дополнительно выявить важные семантические закономерности.

В самом первом приближении используемые в психолингвистике эксперименты можно разбить на следующие группы в соответствии с изучаемыми объектами.

Звук • Слово Фраза Текст
Семантический дифференциал Опросник Семантический дифференциал
  Классификация   Классификация
  Градуальное шкалирование    
  Ассоциативный эксперимент    
  Принятие решения о значении  
  | Методика дополнения

Вопросы для контроля


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: